olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

  • Mood:
  • Music:

Говорит и показывает

Мое знакомство с телевидением и радио происходит в основном в парикмахерской. Пока я жду своей очереди – смотрю телевизор, когда сижу в кресле – слушаю радио. Знакомство с телевизионно-радийной культурой обычно повергает меня в легкий шок. Телевидение я последние несколько лет смотрю мало, только утром – Евроньюс, а по воскресеньям какие-нибудь кинЫ. Радио слушаю только на работе в качестве фона и особого внимания на него не обращаю. А в парикмахерской отвлечься больше не на что, поэтому есть возможность повнимательнее всмотреться и вслушаться.
В одно из посещений парикмахерской видел просто запредельную передачу. В студию к ведущей пришли две барышни среднего возраста и начали активно закладывать родную мать. Она, дескать, после смерти мужа совсем опустилась: перестала делать прическу и маникюр, совершенно не следит за модой, носит бесформенные джинсы, не пользуется косметикой, и, о ужас, ни в какую не хочет посещать вместе с дочками магазины одежды. Ведущая ахала, ужасалась, а напоследок твердым чекистским тоном сказала, что дочки обратились к ней очень вовремя – и теперь она поработает с их матерью. Вот так вот – раньше дети родителей закладывали за преступления против морали и закона, ну или уж хотя бы против господствующей в обществе идеологии (М. Гаспаров точно заметил, что в Древнем Риме Павлику Морозову поставили бы памятник). Теперь же – закладывают за то, что те не носят модные шмотки и не накладывают на лицо косметику. Хотя, может, теперь у нас гламур стал господствующей идеологией, а ношение немодных шмоток приравнивается к государственной измене? Дальше в передаче было еще веселее. Дочки привели мать в ресторан – и там к их столику подсела ведущая и начала охмурять бедную гражданку, нарушившую суровые законы гламура. Гражданке предлагалась кредитная карта и поход по всяким местам гламурной славы с целью радикального изменения ее имиджа. Реакция гражданки меня, честно говоря, изрядно удивила. Я-то ожидал, что она мощным пинком коленом вытолкнет ведущую из ресторана, так что та даже не успеет прокричать: «девушки, уймите вашу мать!», потом увезет дочек домой, там достанет из шкафа оставшийся в наследство от мужа ремень и проведет с дочками простой, но доходчивый сеанс семейной этики. А потом – все-таки возьмет себя в руки и начнет над собой работать, но не так, как этого хочет ведущая, а как она сама решит. Но нет - ничего подобного не произошло. Гражданка начала жеманно хихикать и кокетливо протестовать: «ой, я не знаю, как, ой, у меня не получится...». Ведущая, почуяв слабину противницы, воспарила орлом – и сразу стало ясно, что торжество гламура не за горами. Дальнейшего глумления над несчастной женщиной я не видел, но и так было понято, что ее превратят в изящную куколку в моднючей одежде и с суперпрической, и она ровным счетом ничем не будет отличаться от дочек и ведущей, и гламур одержит очередную победу над реальной жизнью.
В другой раз по телевизору показывали ток-шоу с тетенькой, которая в одиночку скрутила и сдала в милицию грабителя. Ведущая ток-шоу делала круглые глаза и с придыханием спрашивала «А Вы понимаете, что совершили Подвиг?». Потрепанная жизнью тетенька недоуменно смотрела на ведущую и про подвиг как-то не очень понимала. Ну двинула она по кумполу грабителю, что тут такого, дело житейское. Если бы она не двинула, то он бы ей двинул, и она вместо ток-шоу загремела бы в передачу «Криминальная Россия». Ну и что здесь такого, при чем здесь Подвиг? Тетеньку перед ток-шоу не гримировали, поэтому выглядела она в студии чужеродным организмом, невесть как выплывшим в царство гламура из глубин народной жизни, и обреченным сразу же после передачи кануть обратно все в те же глубины. Такая вот иллюстрация к тезису о праве каждого человека на свои пятнадцать минут славы. Бытовой постмодернизм, бессмысленный и беспощадный. Жалко было тетеньку, которой телевидение цинично воспользовалось. Но еще жальче было ведущую с трепещущими ресницами и голосом выпускницы Смольного института. По-моему, в данном случае может помочь только одно – девушку срочно надо отправить годика на два... нет, не на лесоповал, а хотя бы технологом в механический цех на промышленном предприятии. Там она из трепетной лани быстро превратится в рабочую лошадку:) И только после этого ее можно запускать на телевидение и разрешать ей разговаривать с обычными людьми из народа.
Ну а сегодня в парикмахерской телевизор показывал документальную передачу про известную актрису прошлых лет. Фамилии актрисы я, конечно же, не запомнил, но потом посмотрел на сайте телеканала «Россия» - оказалось, что это Караваева. Повествование я застал где-то на середине, когда актрису после автомобильной аварии, в которой ей изуродовало лицо, перестали пускать на сцену и на экран, и она подрабатывала озвучкой иностранных фильмов. Какой-то деятель культуры с восторгом говорил о том, что Караваева переигрывала саму Грету Гарбо и что режиссер озвучки умолял ее не переигрывать Грету Гарбо, а Караваева все переигрывала и переигрывала, так что режиссер был вынужден отказаться от ее услуг. Рассказывается это все с некоторым упреком режиссеру, хотя я его хорошо понимаю – переигрывающая актриса ни на экране не нужна, ни на озвучке.
Потом показали отрывок из единственного фильма, в котором Караваева снялась после аварии. Это оказалась старая, еще черно-белая экранизация «Обыкновенного чуда» Шварца. Я этот фильм не то что не смотрел, даже и не подозревал о его существовании. Отрывок, к сожалению, был маленький, но все равно было видно, что претензии насчет переигрывания к Караваевой были отнюдь не беспочвенны. Хотя тут, пожалуй, дело не в переигрывании, а в стиле актерской игры, точнее, в привычке играть в кино так же, как на сцене театра. То, что на сцене смотрится вполне естественно, в кино выглядит переигрыванием, пафосом и неискренней надрывностью. А старая школа актеров именно так в большинстве случаев и играла, особенно классические произведения. Сейчас, это, конечно, смотрится немного нелепо, сейчас, наоборот, реалистичную киношную манеру игры пытаются имитировать в театре (тем более, что играют там все те же сотрудники ночного дозора, менты и агенты нацбезопасности). Получается, правда, в большинстве случаев довольно нелепо (смотрел я тут по «Культуре» телеспектакль по «Белой гвардии» - муть полная). Все-таки у кино и у театра разные требования, и нельзя автоматически применять манеру игры, присущую одному из этих искусств, в другом.
А конец у рассказа про Караваеву был уж совсем запредельный. Оказывается, она, отчаявшись получить хоть какую-нибудь роль хоть где-нибудь, устроила у себя в квартире любительский кинопавильон. Купила камеру, магнитофон, проектор – и 22 года снимала саму себя в роли Нины Заречной. Одна и та же роль – 22 года, каждый день. Вот это действительно сюжет для Ионеско или Беккета. В передаче даже показали несколько кадров из той пленки. Качество там, конечно же, совершенно никакое, но как подумаешь о том, что за этими кадрами стоит, становится жутко. Актриса, исполнявшая свое предназначение до самого конца, ставшая сама себе и режиссером, и гримером, и осветителем, и звукооператором, и, наконец, зрителем. Ушедшая в свой мир, где она – единственная звезда, где она – одинокая Чайка, умирающая каждый день. Да уж, роль она себе подобрала подходящую.
А потом передача закончилась - и очередь моя подошла. В зале гремело какое-то радио, на котором шло традиционное утреннее FM-шоу. У микрофонов в студии сидели двое молодых ди-джеев и несли какую-то пургу. Наверное, тут мне надо было подумать что-нибудь про случайное столкновение в одной парикмахерской насквозь фальшивого гламура и подлинного искусства или про то, что безумная Караваева, снимающая в своей квартире кино для себя одной, гораздо симпатичнее словоблудов (а точнее даже словоубийц) с радио, или что что с этой тотальной гламуризацией актеры стали до ужасы поверхностны и уже мало чем отличаются от тех же ди-джеев и что никто уже не хочет жертвовать собой ради искусства... Но ничего такого я не думал. Просто мне настолько сильно хотелось спать, что думать я не мог вообще.
Tags: Ворчание, Заметки, Лытдыбр
Subscribe

  • RIP Энди Стюарт

    Увидел в фейсбуке сообщение о смерти Энди Стюарта из группы “Silly Wizard”. Хороший был музыкант. Много великих песен оставил. Вот я составил…

  • О радости

    Двое друзей в фейсбуке подключили меня к флешмобу по рассказыванию трёх радостных событий, произошедших в течение дня. Но я как-то слабо представляю,…

  • Новый альбом Леонарда Коэна

    Пишут, что в сентябре выйдет новый альбом Леонарда Коэна…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments