olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Categories:

"Восточный фронт адмирала Колчака"

Еще одна книга о Белом движении, купленная в ларьке возле метро за 100 рублей. Сборник мемуаров генералов и солдат, воевавших под командованием Колчака. От книги осталось несколько разнородных впечатлений, так что я их разнесу по отдельным пунктам:

1. Воспоминания генерала Сахарова, одного из крупных военачальников, командовавшего некоторое время всеми войсками восточного фронта. Этот генерал Сахаров (а их там несколько было с такой фамилией, и все генералы) – крайний монархист, православный, соответственно, большевики для него – иуды и антихристы, часть мирового масонского заговора. Евреев-союзников большевиков на белой территории он обнаруживает везде, где только можно, и в них одних видит источник всех бед белого движения:

– евреи-переводчики сознательно вредили при переговорах с союзниками – искажали смысл слов, перевирали, запутывали и своих, и чужих. Сам Сахаров, что характерно, языками не владел, но чуял – врут! И очень сокрушался, что кроме «племени Иудина» в Сибири никто больше языков не знает;

– евреи-шифровальщики и евреи-телеграфисты – тоже, как и переводчики, глумились над сообщениями, и, конечно, передавали все, что знали, красным;

– евреи-финансисты, индентанты и кладовщики – ну это понятно. Воровали в крупных масштабах, причем не просто так, а в рамках всемирного масонского заговора.

– евреи-типографские работники – днем печатали приказы, ночами – красные листовки.

Короче, кругом евреи и все они мутят воду. Интересно, почему так получается, что если человек монархист, консерватор и православный, то он практически наверняка сторонник теории масонского заговора? Может, в монархизме надо что-то подправить.

2. Про евреев, кстати.
«Многих иногородних приняли уральцы в казаки. Даже приняли двух евреев. Был принят в казаки инженер еврей Пейрос, который изобрел какую-то машину, которую прицеплял к бронированному поезду и она коверкала рельсы при отступлении, но согласно казачьей традиции переменил фамилию на Пейросов. Другой по фамилии Гурфейн поступил в нашу армию и выказал себя молодцом; приняли его под фамилией Гурфейнов. И это, кажется, не первый случай принятия евреев в казачество. По свидетельству генерала Хагондокова, на Дальнем Востоке во время Японской войны был принят уральцами боевой еврей по фамилии Гуревич»
Вот так. Боевые евреи-казаки – это звучит гордо!

3. Впрочем, в колчаковских войсках были и другие персонажи, не менее ядреные, чем евреи-казаки. Я имею в виду иежеско-воткинские подразделения, целиком состоящие из рабочих. После захвата большевиками заводов Ижевска и Воткинска работяги посмотрели на то, что вытворяют красные, подняли восстание и свалили к Колчаку, сформировав одно из самых надежных и боеспособных подразделений Восточного фронта. В книге есть забавный эпизод, как Колчак приехав поздравить ижевцев с очередной победой, произнес перед ними прочувственную речь, в которой обрушился на гадов-большевиков-пролетариев, и только когда увидел резко помрачневшие лица солдат, вспомнил, что выступает перед самими что ни на есть пролетариями. Пришлось ему, сбившись, долго и путано объяснять, что он вовсе не это имел в виду и вообще… Ижевцы в ответ только вздохнули – они уж к тому времени привыкли жить меж двух миров.

Ну и, понятное дело, ижевцы и воткинцы в своих частях наладили переносное производство военного снаряжения, от патронов до запчастей к пулеметам и пушкам. Все-таки работяги – это действительно серьезные бойцы, если их раздразнить.

4. Тылы. Все авторы мемуаров дружно, как один, проклинают «тыловую шваль», которая не давала им подкрепления и обмундирования, не могла справиться с партизанами, постоянно устраивала какие-то волнения и заговоры. И кто-то из авторов интересную такую мысль выдвинул – что тылы Восточного фронта до самой осени 19-го года были абсолютно уверены в победе, поэтому и не очень-то старались работать на фронт. Ззачем посылать патроны и снаряды, если победа и так уже в кармане? Зачем выступать перед большевиками единым фронтом, когда Колчак вот-вот въедет в Москву на белом коне, лучше уж сейчас начать делить посты и вырабатывать политические платформы. Не знаю, может, что-то в этом есть, расслабленность от абсолютной уверенности в победе многих погубила.

Еще сюда же история – один бывший офицер, мобилизованный в Красную Армию, перешел в бою на сторону белых. Прибыв в Омск (или в Иркутск?) и посмотрев на тот бардак, который царит в тылу, пришел в ужас, собрал всех тыловиков и сделал им подробный доклад о том, как поставлено тыловое дело в Красной Армии, насколько там все организованнее и четче, и что вот с кого надо брать пример. Как вы думаете, что произошло? Правильно – офицера обвинили в пропаганде большевизма. От огорчения он заболел лихорадкой и умер.

5. Союзники. О, это тоже любимая тема, которую затрагивают все авторы. Отношение к союзникам у них двойственное. С одной стороны, а куда же без них? Если бы не чешские легионеры, вообще никакого восточного фронта бы не было. Японцы поддерживали порядок на Дальнем Востоке, англичане и французы помогали снаряжением, боролись с партизанами, охраняли склады и железную дорогу.

С другой стороны, союзники вели себя довольно неприятно. В мемуарах то и дело упоминается о пьяных итальянцах и французах (а вот дисциплина японцев у белых вызывает большое уважение), о вконец разложившихся чехах, которые «воюют с партизанами» путем налетов на деревень и массовых расправ, отчего количество партизан только растет (в Праге, кстати, в военном музее есть отдельная экспозиция трофеев, вывезенных легионерами из Сибири – понятно, откуда эти трофеи взялись). Вышеупомянутый генерал Сахаров даже приводит надпись, увиденную им где-то на заборе: «Бей жидов и чехов. Спасай Россию». Да и военные советы союзников у генералов вызывали изрядные сомнения в том, а чего же добиваются союзники.
И у меня тоже при чтении возникло такое ощущение, что союзников, похоже, устраивало положение вещей, сложившееся в 19 году. Бывшая Российская Империя фактически разделена на три части – большевики, деникинцы, колчаковцы, и это если не считать отдельных полусуверенных образований, вроде Забайкалья под руководством атамана Семенова, кубанских самостийцев, северокавказских «зеленых», махновцев. При этом «белые» территории находятся под частичным контролем великих держав, а кое-где и вовсе под прямым оккупационным управлением. Осталось только закрепить границы, установить мирные отношения – и вуаля, на месте великой державы мы видим как минимум три державы поменьше, находящихся к тому же в состоянии перманентного конфликта. И очень похоже, что именно на этот вариант союзники обе воюющие стороны и выруливали, особенно белых. А вот красные от германских советников избавились довольно быстро, что пошло им только на пользу.

6. Еще одна особенность сибирской войны – это, конечно, Транссиб. Вся стратегия, тактика, снабжение и подход подкреплений, все крутится вокруг одной-единственной железнодорожной линии. И сдача чехами Транссиба фактически становится концом восточного фронта – белым приходится уходить в Забакайлье на санях, и героический Ледовый Поход генерала Каппеля превращает армию в обмороженную и деморализованную толпу. Понятно, что и роль партизан в такой войне, где линия коммуникаций всего одна и растянута на сотни километров, становится одной из решающих. А партизанили там сплошняком, причем далеко не одни только красные. Было полно недобитых эсеров, местных сибирских борцов за независимость, да и просто крестьянских парней, которые бежали от мобилизации.

7. Один из авторов очень точно подметил разницу между Южным и Восточным фронтом. На Юге произошла своего рода ректификация, разделение жидкостей. Все антибольшевистские силы сползли вниз, к Деникину, все большевистские – наверх, к Москве. Поэтому на Юге России не было столь острых внутренних политических конфликтов, как на Востоке. Кроме того, офицеры-фронтовики в основном собирались на Юге, а на Востоке не было столь именитых и популярных военачальников.

8.Про весеннее наступление 19-го года тоже сказано много неприятных слов. Действительно, вместо того, чтобы либо наступать прямо на Москву, либо идти к Царицыну на соединение с деникинцами, армия Колчака начала действовать сразу в трех направлениях, сосредоточив основные силы на севере, на прорыве к Мурманску. Идея бить в трех направлениях – сама по себе крайне сомнительна, хотя в обходе Москвы со стороны Мурманска свое здравое зерно было – Гражданская война была временем глубоких фланговых маневров (из-за недостатка сил на фронтах, в основном), но все равно как-то это очень уж картинно и изощренно.
Хотя в некоторое оправдание Колчаку стоит заметить, что Южный фронт тоже в конце 18 вместо того, чтобы собрать все силы в кулак и бросить их на Москву, развернул наступление на запад к Киеву, в результате чего надолго застрял в донецких степях, где ад и махновцы, потеряв там время, инициативу, да еще вдобавок растянув фронт, который закрывать было попросту некем.

9.Да, про незакрытые фронты – опять же, один из авторов хорошо заметил, что в Гражданскую по количеству людей, участвовавших в боях, можно сказать, что сражались между собой не армии, а скелеты двух армий. И действительно – огромные массы населения всеми силами старались избежать участия в войне. Кого-то, правда, удалось мобилизовать, но эти мобилизованные составляли самые бесполезные части что в одной, что в другой армии, и, попав в плен, с легкостью необыкновенной переходили на другую сторону.
Зато Гражданская война в России стала прообразом всех гражданских войн 20 века. Небольшое количество непосредственных участников боевых действий, маневренная война вместо фронтов, активная агитация, партизанская работа в тылу противника – все оттуда пошло.

10. Ну и напоследок замечательный диалог офицера с крестьянином, еще один дополнительный штрих в историю гражданской войны да и вообще России:

«- Ты русский, отец?
– Нет, старовер.
– Старовер ? – засмеялся я.
- Што? Аль не гоже?
– Нет, почему же… Я спросил тебя, какой ты нации.
– Говорю – старовер… По старой вере живем и мы, и деды, и прадеды – все по старой вере… у нас все здесь так. Вон там пермяки, дальше вогулы – все по своей вере живут»

А мы удивляемся, почему это во время переписи народ в джедаи записывается. Традиция у нас такая!
Tags: Заметки, Книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments