olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Categories:

Современное фэнтези

Подумалось тут – а все-таки русскоязычному фэнтези 90-х очень повезло, что оно находилось под таким огромным влиянием Толкина. Благодаря этому хотя бы одно десятилетие в русском фэнтези преобладали христианские и околохристианские темы и мотивы (не говоря уж о том, сколько авторов и поклонников фэнтези сами стали христианами). Даже главное «антитолкиновское» произведение той эпохи, «Черная книга Арды», все равно обращалось к тому же кругу идей, только «с обратным знаком».

А потом как-то все тихо-тихо, плавненько изменилось. В фэнтези проникли любители «войнушки» во всех ее проявлениях и христианские мотивы и вымыли христианские мотивы из этого жанра. Знаковым произведением в этом повороте стал «Последний кольценосец» Еськова – тот позаимствовал из мира Толкина географию с историей, но ухитрился отфильтровать все идеи Профессора и создал книгу, которая по своей внутренней морально-этической системе координат никак не пересекается с Толкином.

Впрочем, у Еськова хотя бы имелась какая-то своя этическая система, а потом-то народ пошел лепить красивые пустышки, в которых идей нет вовсе или они какие-то… странные, мягко говоря. Я как-то прочитал одну такую книгу, где наш современник попадает в мир, срисованный с Героев Меча и Магии, и в процессе попадания становится наполовину демоном, наполовину некромантом. Ну дальше там как водится – знакомство с миром, овладение новыми способностями, войны, любовь, приключения, политика.

В последней части героя в каком-то там королевстве убивают, приносят в жертву, но он потом восстает в виде живого мертвеца и уничтожает несчастную страну с помощью некромантской магии – волн скелетонов, зомби, союзных ему черных рыцарей, личей и костяных драконов. Потом у него происходит внутренний конфликт между демонической и некромантской частью; демоническая сторона одерживает победу, и в разоренной стране герой устраивает филиал Инферно с блэкджеком и суккубами, а чтобы немного потрафить и своей некромантской стороне он организует в столице Академию темной магии. Все. Хеппи энд.

Ну и вот как к этому относиться? И ведь книжка-то неплохо написана, с юмором, с драйвом. Читается легко и ненапряжно. Персонажи хорошо прописаны, интрига есть, врезается в память, безусловно, – я ее полгода назад прочитал, а вот до сих пор помню. И автор ведь наверняка добрый, хороший человек, и в книге ведь много про дружбу, любовь, верность.

Только вот легкость у автора в душе какая-то… невыносимая и даже немного жутковатая. Ну да, ну уничтожил герой целую страну, ну что с того? Они же первые начали. Ну да, ну демон он, ну некромант, у каждого есть свои недостатки. Но ведь весело же? Задорно? Легко читается? Так чего еще надо? А то, что когда-то российское фентези поднимало Моральные Проблемы, заставляло думать, принимать какие-то решения, вставать на ту или иную сторону – так когда это было. И кому сейчас это нужно?

Я понимаю, что это звучит как старческое брюзжание, мол, вот, в наше время-то ууу… а сейчас – тьфу. И вообще – не нравится, не читай. Это все верно, конечно, только, как говорится, «за державу обидно». Талантливые люди тратят свои дарования, пусть и не большие (автор далеко не Толкин и даже не Желязны), в пустоту, на простое развлекалово. Интересный жанр, обладающий огромными возможностями, мутировал в клоунаду, представления о мире упростились до уровня примитивной стратегической компьютерной игры, граница между допустимым и недопустимым размылась… Или, может, действительно, я становлюсь слишком старым для этого всего?

PS Ах да, вспомнил – еще у нас по толкиновскому миру задолго до Еськова прошелся Перумов, но он в 80-е все-таки скорее считался недоразумением, случайной мутацией, попсой. Никто тогда и не думал, что перумовщина со временем станет мэйнстримом, а Перумов – первой ласточкой.
Tags: Книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments