olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Categories:

Аниме против теории заговора

Аниме-сериал «Код Гиасс», по сути, очень доходчивая иллюстрация темы конспирологии, мирового заговора и тайного правительства. Главный герой сериала, Лелуш, являет собой нечто вроде идеального супермасона – он умен, крайне рассудителен и логичен (прекрасный шахматист!), отлично умеет планировать свои действия, наделен невероятными способностями по манипулированию людьми, и у него есть цель – построить счастливое общество. При этом он, как и положено революционеру, готов идти к этой цели, не считаясь ни с какими жертвами, ну или, по крайней мере, ему самому хотелось бы так думать.

Сюжет сериала строится в основном на том, как Лелуш планирует очередную хитроумную операцию, и как раз за разом его планы не то чтобы срываются, они постоянно заходят куда-то не туда не туда, так что Лелушу приходится срочно, на ходу, их исправлять, и ужасаться тому, как его благие намерения в очередной раз привели к множеству жертв, и как в эти события неожиданно оказались втянуты его друзья… с не лучшими для них последствиями. Причины искажения тщательно подготовленных планов на первый взгляд банальны. Во-первых, недостаток информации о некоторых факторах, которые вмешиваются в происходящее, как, например, новый, супермощный БЧР, внезапно появившийся на поле боя в самом начале сериала (в сериале прием «внезапно» с изменением правил и расстановки сил используется, на мой вкус, чересчур уж часто). Во-вторых, вмешиваются случайности, то есть те события, вероятность которых Лелуш осознавал, но считал эту вероятность пренебрижимо малой и напрасно.

Но есть еще и третья, куда более интересная, причина для провала начинаний главного героя. Личные отношения! Ох уж эти личные отношения. Близкие люди мешают Лелушу больше, чем вся императорская армия, полиция и пилоты боевых роботов. Вот на каком способность планирования шахматиста дает сбой, потому что неожиданно оказывается, что близкие люди – это не фигуры, и что ими не так-то просто пожертвовать. Когда дело доходит до друзей, рациональность Лелуша дает сбои, и это подрывает сам смысл его революции. Он-то ведь хочет устроить жизнь рациональную, понятную, логичную, и сам же себе мешает, поддаваясь человеческим чувствам.

А ближе к концу сериала становится все более заметно, что изначальные мотивы Лелуша тоже весьма противоречивы и не столь рациональны, как он пытается их представить. В них соединяются одновременно желание построить новый мир, обеспечить безопасность сестре, стремление отомстить за мать, да еще и соперничество с отцом. И мало того, что эти мотивы противоречат друг другу (чтобы отомстить за мать Лелушу надо развязать войну, а на войне обеспечить безопасность сестре куда сложнее), они еще и мешают Лелушу мыслить рационально. Когда дело доходит до фигуры отца, у хладнокровного, четко мыслящего героя срывает крышу, и уж какие там тонкие стратегические планы .

В результате получается замкнутый круг – для того, чтобы устраивать заговор, мировое правительство и все такое, чтобы перестроить общество на принципах рационального, логичного устройства действующим лицам необходимы иррациональные мотивы: жалость к страдающим людям, стремление к власти, желание отомстить, эдипов комплекс, в конце концов. Но эти самые мотивы разрушают саму попытку рационального изменения куда эффективнее, чем неучтенные факторы или случайности, и приводят к тому, что новое общество оказывается таким же, как и старое, а то и хуже. С другой стороны, если избавиться от иррациональных импульсов, от страстей и аффектов, то теряется сам смысл попыток изменить мир, и предпочтительным выглядит путь самосовершенствования, самосозерцания. Человеку, вставшему на этот путь, нет дела до мирового правительства, заговоров и прочего детсада (поэтому, кстати, так странно звучат историю про мудрецов из Шамбалы, тайно направляющих ход человеческой истории).

С этим парадоксом: либо революционное изменение общества, либо уход в мистику в той или иной мере сталкивались все религии, собственно, и буддизм начался с попытки разрешить этот парадокс, и он же расколол впоследствии буддизм на Махаяну и Хинаяну. А уж в христианстве эта тема вызывала споры всегда, и особенно обострились они в 20 веке в связи с теологией освобождения и применением этой теологии на практике.

Возвращаясь к «Коду Гиасса», замечу, что главный герой сериала в последних сериях осмыслил возникший разлом между его стремлениями и тем, что из стремлений вышло, и, будучи действительно человеком незаурядного ума, прибегнул к неожиданному и абсолютно иррациональному ходу, который возымел куда больше успеха, чем все предыдущие логичные, рациональные поступки.

PS Да, и, конечно, кто еще не смотрел «Код Гиасса», рекомендую. Хотя в нем несколько раздражают боевые роботы и грудастые японские школьницы, много-много слезодавильности, а также любовь сценаристов к диким сюжетным вывертам… но что поделаешь, в наши дни приходится подавать сложные мысли как пилюли – в сладкой оболочке.
Tags: Аниме
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments