?

Log in

No account? Create an account
К истории казачества - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

К истории казачества [Mar. 4th, 2011|06:50 pm]
olnigami
[Tags|]

Вот подумалось тут о гражданской войне в России (не знаю, может, об этом кто и писал). Та война ведь в основном велась между казаками и большевиками. То есть, конечно, и помимо этого было много других противостояний, и межклассовых, и межнациональных, но факт в том, что без жестокого конфликта казаков и большевиков гражданская война не достигла бы такого накала и закончилась бы куда быстрее.

Что такое были «деникинцы» без казаков? Как показал трагичный и героический, но при этом, извините, практически бессмысленный Ледяной поход Добровольческой армии, «белых» было очень-очень мало, поддержки у них не было никакой, население воспринимало их как опасных чудаков, да и сами они толком не понимали чего добиваются и зачем пошли в этот безнадежный поход (честное слово, порой кажется, что главной целью Добрармии было героическое массовое самоубийство). Да и союзники белых среди казаков на тот момент представляли собой несколько сотен человек под предводительством лихого Андрея Шкуро, и их тоже всерьез никто не воспринимал.

Ситуация, как известно, изменилась только после того, как большевики начали серьезно, очень серьезно прижимать казаков, по сути, вопрос стоял о полном упразднении казачьего звания, и тут уж полыхнули Кубань и Дон, в белоказачьи части хлынули добровольцы, и только после этого началась полноценная война. Причем добровольческие части, хотя и оставались костяком армии, никогда не достигали большой численности и использовались скорее как отряды спецназначения, чем как регулярные войска, и когда казаки повернули коней и разошлись по хатам, личный героизм добровольцев положение спасти не мог – фронт развалился в мгновение ока.

Что же касается восточного, «колчаковского» направления, то здесь уральские, оренбургские и забайкальские казаки тоже были одной из основных ударных сил. И точно так же это было связано с резким антибольшевистским настроем казаков, который был спровоцирован самими же большевиками.

За что же большевики так не любили казаков? Понятно, что не за мифическую преданность царю-батюшке или особо ревностную духовность, как принято думать в среде «правых». Казачество в Российской Империи было особым воинским сословием, со своим набором прав и обязанностей (чем-то напоминая самураев в Японии до революции Мэйдзи), а главной целью большевиков была как раз полная ликвидация любых проявлений сословности. И если с остальным обществом в этом отношении особых проблем не возникало, ибо сословные различия к началу 20 века успели изрядно стереться, во-первых, и воспринимались в городской среде как дикий пережиток феодального прошлого, во-вторых. Этот процесс был чем-то сродни большевистским реформам календаря и орфографии. Все прекрасно понимали назревшую необходимость этих реформ, но царская власть была для этого слишком консервативной, а вот большевики с их радикальным прогрессистским настроем смогли их провести решительно и быстро.

Только с казачеством справиться оказалось не так просто, как с календарем и грамматикой; прямота и резкость в данном случае сослужили плохую службу большевикам. Их желание ликвидировать казаческое сословие было слишком очевидным, не хватало большевикам дипломатичности. Казаки, понятно, лишаться своего особого статуса не хотели ни в какую. В отличие от, например, дворянства, они все еще продолжали осознавать себя как некую общность, выделять себя из состава русской нации, настаивать на своей особости. Потому на Юге они присоединились к Добровольческой армии, надеясь с ее помощью сначала разгромить большевиков, а потом организовать самостоятельное управление на территориях казачьих анклавов. Добровольцы же, хотя и были против казачьих автономий, до поры до времени закрывали на это глаза, хотя в какой-то момент кубанская Рада и их достала, так что дело дошло даже до вооруженного столкновения и казни одного особо рьяного сторонника «самостийности».

Точно так же и на востоке забайкальские казаки во главе с атаманом Семеновым отстаивали свою самостоятельность, и весьма неохотно шли на контакт с «белым» командованием, что не лучшим образом отразилось на состоянии колчаковского фронта. Вообще, если посмотреть на историю отношений между казачеством, большевиками и командованием белого движения, создается впечатление, что проблема казачьей независимости для белых стояла ничуть не менее остро, чем для красных. Можно даже предположить, что если бы белое движение смогло победить, то практически сразу же оно оказалось в состоянии вооруженного противостояния с казаками, и большой вопрос кто вышел бы победителем из этого сражения. Скорее всего, белым пришлось бы смириться с фактической независимостью казачьих территорий в обмен на ликвидацию или существенное сокращение сословных прерогатив казачества. А вот большевики же со свойственным им максимализмом решили вопрос с казачеством кардинально, силой вписав казаков в новую «советскую общность».

Таким образом, получается, что гражданская война в России в одном из ее аспектов была ни чем иным как окончательной ликвидацией унаследованного от феодального строя сословного разделения общества. И одной из причин особо острого и жестокого характера той войны состоит в ожесточенном сопротивлении последнего полноценного сословия Российской Империи - воинов-кавалеристов.

PS Интересно, что в новой России казачьи войска сумели вернуть себе часть сословных привилегий имперского времени и сейчас пытаются организовать на Северном Кавказе свою особую территорию со своим жизненным укладом. И, учитывая общую слабость российской власти на южном направлении, похоже, что это им удается. Вообще, читая новости с Юга, поневоле задумываешься о том, что казачий сепаратизм может оказаться ничуть не менее опасным для Российской Федерации, чем чеченский, дагестанский или ингушский. И становится до какой-то степени понятно, почему коммунисты в свое время так жестоко раздавили казачество – это было, пожалуй, одно из двух основных препятствий на пути создания «советского человека» и единого советского общества (вторым была царская интеллигенция, и с ней расправились не менее жестоко).
linkReply

Comments:
[User Picture]From: ptichk
2011-03-04 05:02 pm (UTC)
Казачий сепаратизм России не грозит. Во первых кавказское казачество давно превратилось в частное охранное предприятие. Объектом охраны которого явилась собственность и деятельность кавказских и еврейских кланов на русских территориях. От чего обычные рядовые казаки находятся в высшей степени недоумения. Складывается ощущение, что эта роль казачеству и отводилась в современной России и они с нею смирились. Единственно что может пошатнуть ситуацию это сепаратизм именно этих кавказских кланов и шальные проделки кавказской молодежи. Этого казаки терпеть не могут, несмотря на всю свою ЧОПовскую действительность.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2011-03-04 09:41 pm (UTC)
Не знал насчет охранной деятельности.
Но все равно - вести с Белгородщины и Краснодара заставляют задуматься. То православное обучение там поголовно пытаются ввести, то современные пьесы запретить. Такое ощущение, что казачьи районы Северного Кавказа становятся территорией русского традиционализма и в этом отношении догоняют Чечню.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ptichk
2011-03-05 07:13 am (UTC)
На счет краснодарских не уверен, я по большей части Ставропольскую картину описал. А чего нам бояться русского традиционализма? В приграничных районах это единственный способ выжить.
(Reply) (Parent) (Thread)