?

Log in

No account? Create an account
Мумия Ленина как диалектический синтез - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Мумия Ленина как диалектический синтез [Mar. 9th, 2011|05:43 pm]
olnigami
[Tags|]

Читал Мирча Элиаде про историю верований и религиозных идей, в частности, про то, как в доисторические времена разные народы строили большие каменные штуковины и хоронил в них вождей, шаманов, особенных людей, чтобы они и после смерти охраняли народ от врагов, давали плодородие почве, поддерживали существование мира и смену сезонов (по крайней мере, так этот обычай трактуют современные антропологи, а что на самом деле об этом думали древние люди – кто знает). Я, понятное дело, сразу вспомнил наше московское культурное явление - Мавзолей с мумией Ленина… Очень уж похоже получается - каменная пирамида, мумия культурного героя, «Ленин и теперь живее всех живых».

Потом немного подумал и решил, что а, пожалуй, оно и логично. Смотрим – Маркс, как известно, был лютым фанатом гегелевской диалектики, и развитие общества в его теории идет строго по законам этой самой диалектики. Теза – первобытно-общинный строй. Нет частной собственности (точнее она есть, но не институализированная, а поэтому можно считать, что и нет), соответственно, нет конфликтов, нет дискриминации, эксплуатации и прочих гадостей. Все равны, у всех все общее, потерянный райский сад практически.

Потом эта теза переходит в антитезу. Появилась частная собственность и все, кирдык райскому саду. Из частной собственности и только из нее развились все пороки общества – см. «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Энегльса, но, в то же время, благодаря частной собственности был достигнут высочайший уровень развития производительных сил – технологий и способов производства.

Соответственно, раз у нас есть теза и антитеза, следующим этапом должен стать синтез, то есть принципиально новая формация, совмещающая в себе все достоинства первобытной общинности и сословного общества, но лишенная их недостатков, в первую очередь, конечно, частной собственности и вытекающей из нее эксплуатации человека человеком. Так на свет появляется коммунизм, который можно представить как «общественные отношения палеолита плюс все достижения науки и культуры» (Ленин то же самое образно высказал как «Советская власть плюс электрификация всей страны», это куда более глубокая фраза, чем о ней обычно думают), практически новая земля и новое небо, тысячелетнее царство пролетариата и рай на земле.

Здесь бы стоило порассуждать об эсхатологических мотивах в марксизме, особенно в его российской интерпретации, но, думаю, нет смысла, ибо Бердяев в работе «Истоки и смысл русского коммунизма» эту тему раскрыл с исчерпывающей полнотой.

Так вот. Получается, что Мавзолей (и могилы в Кремлевской стене, кстати, тоже!) – это как раз и есть кусок той самой доисторической тезы, которая входит в новый коммунистический синтез, Древний обычай, воскрешенный на новом витке спирали развития общества. Большевики это прекрасно понимали, для них вся эта система с диалектикой развития общества была основой основ, структурирующей их миропонимание и поведение.

Тут сразу же возникает закономерный вопрос – а как можно в таком случае именовать себя «материалистами», если следовать такому глубоко суеверному древнему, доисторическому обычаю? Но ведь на самом-то деле многие материалисты отнюдь не отрицают то, что принято называть «чудесным», «сверхъестественным» или «надприродным». Они вписывают все это в материальный мир, объясняя такие явления действием особых законов природы, еще неоткрытых наукой, или же игнорируемых ею, как, например, астрология или парапсихология.
Но ведь это очень похоже на то отношение к «духовному», которое, по всей видимости, имело место в первобытные времена. Тогда люди не знали разделения духа и материи, поэтому дерево или камень были для них одновременно и божествами, и местом обитания божеств – они просто не видели разницы между этими двумя представлениями. Точно так же и в ситуации со строительством каменных гробниц – вождь остался здесь, на земле, он просто перешел в другой вид существования, а его тело продолжает быть частью племени, и он продолжает защищать и помогать (в некоторых древних культурах мертвецов хоронили прямо в доме, зарывая в пол). А в случае с Мавзолеем символическое присутствие Ленина в жизни социалистического общества как основателя и идейного вдохновителя подкрепляется реальной вещественной мумией, фетишем советской власти.

Получается, большевики-материалисты действительно возродили доисторическую традицию на новом уровне, это никакой не «провал в дикость», это религиозная часть марксистского синтеза двух противоположных типов общества, дополняющая политическую и экономическую части.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: prmarina
2011-03-20 07:18 pm (UTC)
Прочитала Ваш пост и в голове возникла мысль - как ни странно, общества, которые основывались на религиозном мровоззрении, как побудительный мотив к труду использует материальную составляющую, обогащение, и наоборот, общества с материалистическим мировоззрением - идеалогическую - труд на благо обшества
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2011-03-21 09:09 pm (UTC)
Мне кажется, это слишком смелое обобщение. В разных религиозных обществах сильно разнятся отношения к труду и к обществу. Даже в христианстве можно встретить и проклятия в адрес богатства, и объявление богатства признаком избранности Богом, и призыв к оставлению мирского труда ради монашества, и прославление труда. Что же до материалистических обществ - да, согласен, общественное благо декларировалось высшей целью, не зря же этот строй назывался социалистическим.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: prmarina
2011-03-23 07:20 am (UTC)
Обобщение может и смелое, но тем не менее... По сути частная собственность в любом случае предполагает материальные стимулы развития. Что же до призывов в религиозных обществах, то они носили узкий характер и не были установкой к труду. А ведь это одно из главных противоречий социализма - государственная материалистическая идеалогия нематериальные стимулы к труду
(Reply) (Parent) (Thread)