olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Мумия Ленина как диалектический синтез

Читал Мирча Элиаде про историю верований и религиозных идей, в частности, про то, как в доисторические времена разные народы строили большие каменные штуковины и хоронил в них вождей, шаманов, особенных людей, чтобы они и после смерти охраняли народ от врагов, давали плодородие почве, поддерживали существование мира и смену сезонов (по крайней мере, так этот обычай трактуют современные антропологи, а что на самом деле об этом думали древние люди – кто знает). Я, понятное дело, сразу вспомнил наше московское культурное явление - Мавзолей с мумией Ленина… Очень уж похоже получается - каменная пирамида, мумия культурного героя, «Ленин и теперь живее всех живых».

Потом немного подумал и решил, что а, пожалуй, оно и логично. Смотрим – Маркс, как известно, был лютым фанатом гегелевской диалектики, и развитие общества в его теории идет строго по законам этой самой диалектики. Теза – первобытно-общинный строй. Нет частной собственности (точнее она есть, но не институализированная, а поэтому можно считать, что и нет), соответственно, нет конфликтов, нет дискриминации, эксплуатации и прочих гадостей. Все равны, у всех все общее, потерянный райский сад практически.

Потом эта теза переходит в антитезу. Появилась частная собственность и все, кирдык райскому саду. Из частной собственности и только из нее развились все пороки общества – см. «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Энегльса, но, в то же время, благодаря частной собственности был достигнут высочайший уровень развития производительных сил – технологий и способов производства.

Соответственно, раз у нас есть теза и антитеза, следующим этапом должен стать синтез, то есть принципиально новая формация, совмещающая в себе все достоинства первобытной общинности и сословного общества, но лишенная их недостатков, в первую очередь, конечно, частной собственности и вытекающей из нее эксплуатации человека человеком. Так на свет появляется коммунизм, который можно представить как «общественные отношения палеолита плюс все достижения науки и культуры» (Ленин то же самое образно высказал как «Советская власть плюс электрификация всей страны», это куда более глубокая фраза, чем о ней обычно думают), практически новая земля и новое небо, тысячелетнее царство пролетариата и рай на земле.

Здесь бы стоило порассуждать об эсхатологических мотивах в марксизме, особенно в его российской интерпретации, но, думаю, нет смысла, ибо Бердяев в работе «Истоки и смысл русского коммунизма» эту тему раскрыл с исчерпывающей полнотой.

Так вот. Получается, что Мавзолей (и могилы в Кремлевской стене, кстати, тоже!) – это как раз и есть кусок той самой доисторической тезы, которая входит в новый коммунистический синтез, Древний обычай, воскрешенный на новом витке спирали развития общества. Большевики это прекрасно понимали, для них вся эта система с диалектикой развития общества была основой основ, структурирующей их миропонимание и поведение.

Тут сразу же возникает закономерный вопрос – а как можно в таком случае именовать себя «материалистами», если следовать такому глубоко суеверному древнему, доисторическому обычаю? Но ведь на самом-то деле многие материалисты отнюдь не отрицают то, что принято называть «чудесным», «сверхъестественным» или «надприродным». Они вписывают все это в материальный мир, объясняя такие явления действием особых законов природы, еще неоткрытых наукой, или же игнорируемых ею, как, например, астрология или парапсихология.
Но ведь это очень похоже на то отношение к «духовному», которое, по всей видимости, имело место в первобытные времена. Тогда люди не знали разделения духа и материи, поэтому дерево или камень были для них одновременно и божествами, и местом обитания божеств – они просто не видели разницы между этими двумя представлениями. Точно так же и в ситуации со строительством каменных гробниц – вождь остался здесь, на земле, он просто перешел в другой вид существования, а его тело продолжает быть частью племени, и он продолжает защищать и помогать (в некоторых древних культурах мертвецов хоронили прямо в доме, зарывая в пол). А в случае с Мавзолеем символическое присутствие Ленина в жизни социалистического общества как основателя и идейного вдохновителя подкрепляется реальной вещественной мумией, фетишем советской власти.

Получается, большевики-материалисты действительно возродили доисторическую традицию на новом уровне, это никакой не «провал в дикость», это религиозная часть марксистского синтеза двух противоположных типов общества, дополняющая политическую и экономическую части.
Tags: Заметки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments