olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Об отношении к иным религиям

И еще по прочтении «Истории религозных идей» Элиаде такая мысль пришла. Он пытается дать некую общую картину развития… нет, даже не развития, а просто существования религиозных идей в истории человечества. Обычное перечисление – было то-то, там-то, тогда-то. По всей видимости, произошло от этого, подверглось влиянию того, повлияло на то, другое, третье. Круг разбираемых идей и понятий у Элиаде не такой уж и большой, в основном сосредоточен на послесмертном существовании, что понятно: все разнообразие верований во всей их ширине и всех проявлениях в 3 тома никак не вместишь, приходится на чем-то сосредотачиваться. Но даже при таком упрощенном рассмотрении получается грандиозная и сложная система. Со взаимными увязками, отслеживанием тенденций, временными срезами, не хватает только графического изображения в виде схемы.

Так вот. Элиаде, естественно, пишет и о христианстве – несколько отдельных глав во втором и третьем томе (у него двойная структура изложения – по эпохам, а внутри эпох – по отдельным религиозным течениям, так что он запросто переключается с индуизма на раннее христианство, потом на зороастризм, от него на проповедь Мухаммеда, а затем на талмудический иудаизм). Христианство в этой схеме органично вписано систему религиозной истории человечества, и предстает как одно из многочисленных проявлений духовного начала, как равноправное в ряду многих-многих прочих. И мне кажется, здесь Элиаде, может и не желая того, ткнул пальцем в болезненное место современного верующего – отношению к сложной и многообразной картине религиозной жизни человечества и к месту христианства в этой картине.

Консервативные христиане свое мировоззрение строят на базе строгой дихотомии – есть верное, библейское учение и есть неверное, то есть все остальное. И любые проявления религиозности рассматриваются как бы с такой библейской вершины: что-то снисходительно считается содержащим в себе слабые проблески истины, но большая часть религиозного опыта признается сатанинским, недостойным и лживым. Соответственно, даже минимальное любопытство в отношении чего-то «нехристианского» навлекает немедленные подозрения в ереси, идолопоклонстве и увлечении оккультизмом. С точки зрения консервативного христианства изучать другие религиозные течения можно исключительно в полемических целях – чтобы показать их заблуждения и вредоносность.

Для либерального же богословия характерен уклон в противоположную сторону, в экуменизм и толерантность, вплоть до согласия с утверждением «все пути ведут к Богу».

Понятно, что и у того, и у другого подхода есть свои негативные последствия. Консерватизм в христианстве ведет к сектантству и упоению собственной «исключительной святостью», презрению ко «неправильномыслящим» и феерическому невежеству (зачастую еще и агрессивному) во всем, что выходит за пределы внутрицерковной картины мира.

Либерализм же в своих крайних проявлениях до того сливается с «духовным фоном», что даже и непонятно, а насколько вообще применимо к этому богословию наименование «христианский». Когда епископом избирают человека, участвующего в друидических обрядах или исповедующего себя как агностика или атеиста, это выглядит, мягко говоря, странно. Когда христиане начинают говорить об относительности понимании греха, о том, что моральные законы зависят от культуры и традиций, это тоже ведет к неправильным последствиям.
И не очень понятно, а как выбрать между этими двумя отношениями к христианству, Священному Писанию, Христу. Можно, конечно, предположить некий средний путь, без скатывания в крайности, и сохранения в спорных вопросах «благородного молчания», и, как я вижу, многие христиане именно его стараются придерживаться. Но на самом-то деле эти две картины мира друг с другом очень плохо сочетаются, одна выталкивает другую. Если ты встаешь на позицию, что Библия – единственная истина, единственное Слово Божье, а Христос – единственный путь к спасению, то все не связанное с Библией или противоречащее ей немедленно становится для тебя ересью, сатанинским искушением и сладкой ложью. Если же ты признаешь за другими течениями в христианстве или, паче того, другими религиями духовное содержание и опыт Богопознания, то и сам не заметишь, как вскоре начнешь относиться к Библии как к сборнику мифов, притч и символов, как к одному из многочисленных божественных откровений, равноценному с прочими. А отсюда уже недалеко постепенного отхода от христианского богословия и миропонимания. И уж точно ни о каком распространении Божьего Слова при таком взгляде и говорить не приходится. Ведь если не веришь в то, что Христос – единственный путь спасения, то какой смысл делиться им с другими? У них ведь есть свои собственные пути, вот пусть по ним и идут.

Я честно говорю, что не вижу никакого готового ответа на вопрос о том, как воспринимать нехристианский духовный опыт и нехристианскую религиозность. Единственное что скажу – на мой взгляд, все вышеописанное отнюдь не повод прятаться в тесной группке единомышленников и сторониться любой информации о других конфессиях и религиях. Другой вопрос, что потом с полученными знаниями делать, как их воспринимать и как к ним относиться. Видеть ли в них лишь набор опасных заблуждений, или же отблеск света Божественной истины, или иные пути к познанию Бога – это уже выбор самого верующего.

***
И еще я у Элиаде с большим интересом прочитал о мусульманских и еврейских духовных поисках. Я раньше краем уха слышал о суфиях и каббале, но подробностей не знал. А оказывается, и то, и другое насыщено любовью к Богу, желанием приблизиться к Нему, узнать Его ближе, всем тем, что нам кажется исключительной особенностью христианства. Мы привыкли шаблонно мыслить о других религиях: иудаизм – законничество, пейсы и шаббат, ислам – Коран, террор и хиджаб, кришнаизм – хламиды, бритые головы и «харе! харе!», а ведь на самом деле это очень глубокие, разносторонние явления, каждое из них – это огромный мир, и как же можно эти миры игнорировать. Но и как их вписать в свою, христианскую картину мира – тоже непонятно. Короче, как всегда, чем больше читаешь, тем больше проблем.
Tags: Вера, Заметки, Книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments