?

Log in

No account? Create an account
Прочитанное - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Прочитанное [May. 20th, 2011|11:01 pm]
olnigami
[Tags|, ]

1. Чайна Мьевиль «Железный совет»

Действие разворачивается все в том же мире Нью-Карбюзона, что и в «Вокзале потерянных снов». Буйная и жутковатая фантазия Мьевиля все так же расцветает тысячей цветов, даже немного завидно. Книга эта откровенно левацкая. Повествует об анархистских и революционных движениях в Нью-Корбюзоне, о попытке революции, о построении пердвижного коммунистического общества на одном отдельно взятом железнодорожном составе (кажется, этот сюжет позаимствован из Приста, впрочем, использован он настолько хорошо, что и ладно).
К революционерам Мьевиль относится сочувственно, что понятно. Нью-Карбюзон место довольно отвратительное, с жутким количеством нищеты, с жестким правительством, которое расправляется с неугодными, превращая их с помощью биотехнологий в жутких чудовищ. С другой стороны, Мьевиль вполне честно пишет о том, что такое революционное движение и к чему оно приводит: о фанатиках, готовых убивать ради идеи, о том, как враги города используют революционеров и о том, сколько крови и страдания приносит революция. Но все равно он восхищается революционерами - их идеями, их состраданием к страдающим людям, их энергичностью и жаждою изменения мира.

Вообще, читать это несколько странно. У нас в России к революционерам, особенно левого толка, принято испытывать глубокую неприязнь. Да и нормальных леваков у нас в России днем с огнем не сыщешь. А вот в Европе и Америке, насколько я могу судить по книгам, музыке, фильмам левые и сейчас пользуются определенным весом, и сами они люди очень приличные. Действительно пытаются бороться с капитализмом, действительно верят в построение светлого будущего. Я уж молчу про латиноамериканских левых, у них там вообще каждый второй – легенда. И как ни относись к ним (а я к левым отношусь с большой настороженностью, впрочем, как и к правым… да и вообще ко всем людям), но уважение они вызывают…

Единственное, что несколько смущает в романе, так это то, что основная любовная линия в нем – гомосексуальная (впрочем, среди левых это нормально). Хотя вон в «Вокзале потерянных снов» любовная линия вообще была ксенофильская, главный герой страстно любил женщину-жука, это было еще круче.

Ах да, самыми суровыми и несгибаемыми бойцами революции в романе оказываются вовсе не работяги, а мужчины-проституты, которые шли в бой с силами правопорядка в полном боевом облачении, и героически погибли практически все до единого. А основой для формирования передвижной коммуны на поезде стали женщины-проститутки, «работавшие» при строительстве железной дороги. Я так понимаю, Мьевиль таким образом творчески развивает марксистскую идею о том, что опорой революции становятся самые эксплуатируемые слои общества; при индустриализме это были рабочие, при постиндустрилизме – работники «фабрик любви».

И еще в своей революционной части роман очень напоминает «То, чего не было» Савинкова, посвященный революции 1905 года. Очень похожая обстановка: проигранная война, стихийное волнение масс, которое пытаются возглавить революционеры, баррикады, разгром. И авторская позиция схожа: оба леваки, революционеры, но при этом трезво смотрят на жизнь и честно пишут обо всех отрицательных сторонах революционного движения и не строят иллюзий по его поводу.



Это я теперь решил дополнять тексты картинками, как это делают крутые и популярные блоггеры))


2. Иэн Бэнкс. «Алгебраист»

Масштабная космоопера. Очень яркий, запоминающийся мир, со множеством необычных подробностей. Фантазия у Бэнкса как всегда на высоте. Но при этом – непонятно, а зачем вот все это было? Галактическая история протяженностью в миллионы лет, межзвездные империи, расцвет и падение цивилизаций... красивые, масштабные декорации, в которых разыгрывается, извините, история на уровне детского утренника. Опереточный галактический злодей, местный Кащей Бессмертный, который всем жизнь портит, очень хочет раздобыть великий секрет древней могущественной расы (которая в книге выступает чем-то вроде Деда Мороза). Всякие разные персонажи пытаются злодею помешать, но никак не получается. И вот он уже вроде всех побеждает… как тут вмешивается Дед Мороз, то есть древняя раса, с полпинка вытуривает злодея, а потом дарит персонажам свой великий секрет и всем становится хорошо.

К этому сюжету еще зачем-то подшита обрамляющая линия про «любовь-кровь-месть»… плотное ощущение, что писателю надо было как-то использовать этот отрывок, вот он и обвил им роман, как букет ленточкой. Получилось, мягко говоря, странно.

Но зато есть у «Алгебраиста» одно несомненное достоинство – захватывает. Причем захватывает не сюжетом, а вот этими вот декорациями, небрежно разбросанными там и тут вставками, повествующими о великой истории Галактики, странных расах (одни только космические могильщики чего стоят, или обитатели газовых гигантов с их диковинной общественной жизнью), стратегии и тактике космической войны, трудностях контакта между цивилизациями. В такой Вселенной можно не одну космооперу заделать, и выйдет не хуже чем в «Звездных войнах».
linkReply

Comments: