?

Log in

No account? Create an account
Трудно быть богом - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Трудно быть богом [Jun. 5th, 2011|10:59 pm]
olnigami
[Tags|, ]

Прочитал я тут где-то одну историю из античных времен. Был когда-то в Риме один богач, который имел обыкновение кормить мурен (это рыбы такие типа угря) в своем поместье, кидая им в воду живых рабов (хотел сначала написать «людей», но потом вспомнил, что в античные времена рабов за людей в общем-то и не считали). Так вот, однажды в гости к этому живодеру (которого, кстати, за такие привычки добрые римские граждане самого называли Муреной) пришел сам Октавиан наш Август. И тут, значит, во время пира раб разбил дорогую фарфоровую чашку (или вазу, или еще что-то, не помню) сразу же кинулся в ноги Августа, умоляя, нет, не помиловать, а умертвить его простым и безболезненным способом, без участия рыб. Август рассвирепел и… приказал перебить весь фарфор в доме Мурены. Что случилось дальше с рабом, в истории не рассказывается, надо полагать, что ничего хорошего.

А вот попробуйте представить себя на месте Августа. Но не умозрительно, а так, с максимальным включением. Ну как если бы на какой-то чудо-машине или еще как вселились в тело Августа, стали им практически и вот надо как-то значит действовать в этой ситуации. А вы ведь в этот момент не просто там «крупный начальник», вы фактически абсолютный диктатор. Вот сложилось так – что вот да, и полнота политической власти у вас, и легионеры вас уважают, и народ, и даже вечно недовольные аристократы вас искренне любят. Богом вас еще не называют, но про «потомка богов» и «богоравного» говорят уже открыто. То есть возможности у вас ого-го какие.

И вот значит такая ситуация. Какой-то отмороженный беспредельщик рыб живыми людьми кормит. У вас прямо на глазах. Какая у вас первая реакция? Да убить козла и всех делов. Только вот беда, вы же Август, вы же справедливый император, вы же соблюдаете законы. А никаких законов Мурена не нарушал. Раб – его собственность, что хочет с ним, то и делает. Вот такая загогулина. Казнить его по такому поводу значит самому нарушить закон Империи и стать беспредельщиком.

Понятно, тут же напрашивается другое решение – а давайте отменим рабство. Так вот раз – и отменим. Ага. Еще раз напоминаю: вы – Август. Вы знаете свою Империю, знаете, как в ней строятся общественные отношения, как работает экономика. И вы понимаете, что отмена рабства все разнесет в пух и прах. Причем по самим рабам ударит столь же сильно, как и по господам. Хотя если вы Август, то вам такая мысль даже и в голову не придет, потому что всегда были господа и рабы, и никакого движения за отмену рабства у вас никогда даже и в зачатке не было.

А если вы даже и не совсем Август, если вы наполовину попаданец из 20 века, то все равно – должны знать, как долго и как мучительно в Новое время избавлялись от проявлений рабства, и про Гражданскую войну в Америке, и про отмену крепостного права в России. И понимать, что вот так – одним приказом никого вы не освободите. Скорее уж вас тут же собственные придворные запрут и позовут врачей лечить от сумасшествия.

Можно, конечно, попробовать смягчить условия жизни рабов. Запретить жестокое обращение и убийства, распорядиться расследовать все подобные дела (как это было в Российской Империи в отношении крепостных, кстати). Но тут решительно возмутятся все рабовладельцы, увидев в таком законе ущемление своих гражданских прав, а в античном мире гражданство как раз начиналось с отделения свободных от рабов (я поэтому всегда настораживаюсь, когда слышу про гражданское общество и демократию – знаю, откуда оно все растет), и никакое государство в эти дела вмешиваться не могло.

Так что же остается вам в роли Августа? Да ничего не остается, кроме мелкой хулиганской выходки – взять, да и разбить весь фарфор в доме. Тоже, кстати, противозаконно, но вы знаете, что такое маленькое чудачество-самодурство подданные вам простят. Даже Мурена – и тот простит, понимая, что легко отделался. Вот такой парадокс: вроде бы власти ого-го сколько, а на деле ничего толком не можешь изменить, разве что чуть-чуть. Тут, конечно, можно было написать что-нибудь про Бога, что и Он, дескать, также – все может, но не хочет нарушать те законы, которые Сам установил. Но не буду я об этом. Очень сложная тема, одна из тех, про которые лучше молчать, чем говорить.

Я лучше вспомню Стругацких с их все понимающими, но не способными ничего изменить богами. Румата, Камилл в «Далекой Радуге», этот, как его, не помню, в «Понедельнике», маг, который достиг абсолютной силы и не могущий ее применять. Последняя книга, которую Борис написал в одиночку. «Бессильные мира сего». В какой-то степени и в финале «Пикника», когда герой кричит свою знаменитую фразу, это же все то же, все оно, и Наблюдатели из «Града обреченного». Абсолютные сила и знание, оборачивающиеся абсолютным бессилием. И только Румата в приступе детской ярости бьет все, что под руку попадется. Бессмысленно, так хоть душу отвел.

И только Демиург из «Отягощенных злом» все знает, все понимает и может все изменить. И, кстати, вам не кажется, что именно он, этот страшноватый Демиург создает такой странный мир, в котором за знание платишь бессилием? Он, или его подручный Агасфер Лукич, коллекционер человеческих душ.

А, ну да, есть еще детишки из «Гадких лебедей», маленькие божки, которые умеют, о да, они умеют. Только они-то другие… по крайней мере, авторы хотели их видеть другими, а вот что вышло… Кажется мне, что «Бессильные мира сего» это своего рода позднее раскаяние по отношению к «Гадким лебедям». Взяли мудрые учителя детишек, научили их, превратили в сверхлюдей, а в результате – пшик. Никто из них ничего не добился. Да, я понимаю, что там изначально имеются в виду отечественные фантасты из «семинара Стругацких» и обида на то, что все эти молодые авторы, в которых столько сил было вложено, так и не сумели ничего толкового создать. Ни школы, ни жанра, ни движения. Не смогли ни на что повлиять, ничего изменить. Так, устроили пару грандиозных и бессмысленных мероприятий, сродных той луне в вырезанном квадрате туч. Ну и все.

Но, как это часто у Стругацких бывает, результат оказался глубже, чем исходный замысел. И в «бессильных» можно увидеть не только фантастов, а вообще результат любой попытки людей изменить не просто отдельное что-то, а поменять сам ход вещей, изменить природу (в философском смысле «субстанцию») вещей, уничтожить старое и создать новое. Общество, человека, землю. Самим, своими силами, своим Знанием. Самый страшный соблазн нового времени, о котором столько спорили на рубеже 19 и 20 веков. И вот он – результат. Бессильные боги. Сверхзнание – и никакой способности к действию.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: imfromjasenevo
2011-06-05 07:22 pm (UTC)
К слову, Поппер утверждал, что кто-то там в древней Греции высказывался в духе необходимости отмены рабства.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: actapublica
2011-06-05 09:19 pm (UTC)
Всё правильно. Альтернатива - энергия заблуждения.
(Reply) (Thread)
From: hudoi_ochkarik
2011-06-05 09:21 pm (UTC)
> Можно, конечно, попробовать смягчить условия жизни рабов. Запретить жестокое обращение и убийства, распорядиться расследовать все подобные дела (как это было в Российской Империи в отношении крепостных, кстати). Но тут решительно возмутятся все рабовладельцы

Если он боится решительного возмущения всех рабовладельцев (а почему всех, кстати? возмутит такая мера только садистов, которым нравится издеваться над рабами) - значит, он нифига не император, а так, сидит во дворце для мебели.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: messala
2011-06-15 08:15 pm (UTC)
Да, я про такое много думал в свое время. И все-таки на месте Августа или абстрактного "попаданца" есть что делать. Медлено, постепенно (кстати, оно в Риме так и делалось), и все-таки... Все-таки римляне очень хорошо осознавали несправедливость рабства, его несоответствие естественному праву, ius naturalis.
(Reply) (Thread)