olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Categories:

Два христианства

В продолжение постинга о религии еще одна ссылка. Вот здесь недавно прошло бурное обсуждение и противопоставление двух передач «Школы злословия» со священниками Михаилом Ардовым и Александром Борисовым. Автор постинга и большинство комментаторов поддерживают Александра Борисова… нет, точнее, не то что поддерживают (это ж не политика все-таки), просто Борисов им нравится гораздо больше чем Ардов. Я бы даже сказал, что Борисова они воспринимают как «доброго», «правильного» священника, Ардова же записывают чуть ли не в исчадья ада.

И в обсуждаемых передачах точно такая же картина. На отца Михаила ведущие реагируют как на врага народа, причем даже и не скажешь, кто из них проявляет больше неуважения, то ли Татьяна Толстая, которая хамит, перебивает и гнобит гостя, то ли Дуня Смирнова, которая с ним разговаривает снисходительно-ласковым тоном, как воспитательница в детском саду с хулиганом-дошкольником. К Борисову же у них отношение сразу, с первых кадров, настолько трепетное и бережное, что чуть ли не пылинки с него сдувают.

Впрочем, с ведущими как раз все понятно. Они придерживаются типичной позиции советской интеллигенции - есть хорошие батюшки: добрые, отзывчивые, вежливые, образованные, терпеливые, кроткие, милосердные. А есть батюшки плохие – они и культуру ненавидят, и образование, и кругом видят всякое бесовство, и они такие авторитарные, и все запрещают, и горделивые они, и паства в их церквях такая же злая, и вообще лучше с ними не водится. От церкви интеллигенты ждут утешения, снисхождения и вообще чего-то такого милого и уютного, а не призывов оставить мир, обличения грехов и требования праведной жизни.

Но это-то все понятно, хуже то, что такое отношение полувоцерковленных гуманитариев проникает и внутрь церквей (не только одной православной, хотя в ней такое явление заметнее из-за большего количества интеллигенции среди прихожан), тоже появляется манера делить священников на «хороших» и «плохих», общины делить на «либеральные» и «консервативные», и считать одни правильными, а другие нет. Да, и я тут замечу сразу, что такой дуализм и склонность навешивать ярлыки одинаково характерны и для «мягкой», и для «жесткой» частей церкви. Если человек считает истинной позицию Ардова, то практически наверняка он считает ложной позицию Борисова, и наоборот.

Так вот. На самом деле, как ни прискорбно это сознавать, но в обе позиции, оба этих «христианства» имеют весьма прочное основание и на Священном Писании, и на Предании, и на истории церкви. В христианстве одинаково почитаются святыми и пророк Илия, резавший служителей Ваала как овец, и Франциск Асизский, проповедовавший диким зверям, и нестяжатель Нил Сорский, и его противник Иосиф Волоцкий, сажавший в клетки еретиков. Конечно, в этом нет ничего приятного, быть по одну сторону баррикады с людьми, которые тебе крайне неприятны, но если человек признает Иисуса Христа Господом и Спасителем, то все, мы повязаны одной кровью, мы теперь семья.

Мне тоже не хочется этого признавать, мне тоже не хочется плыть на одном корабле с Торквемадой, да и если бы мне пришлось выбирать, в какую общину ходить и чьи проповеди слушать, Ардова или Борисова, я бы не раздумывая выбрал Борисова. Мне нравится ход его мыслей, манера изложения, отношение к людям, все нравится, а в Ардове, напротив, не нравится вообще ничего. Но я понимаю, что это во мне говорит мое желание делить людей на приятных лично мне и неприятных, моя пристрастность говорит, мое раздражение. Я сужу этих двух служителей со своей колокольни, оцениваю критериями своего сердца, забывая, что Господь их избрал и сделал Своей церковью. Христианство – это не клуб джентльменов, куда попадают только достойные люди. Христианство – это не вконтакте, где ты можешь решать, кого добавлять себе в друзья, а кого нет. Церковь – не то место, где можно ставить друг другу плюсики и минусики.

Собственно, оттого у нас в церквях в отношениях друг с другом проблем больше, чем в отношениях с верующими, что мы каждый судим и делим других. И к людям мирским мы чаще бываем снисходительнее, ну как же, князь мира сего помрачил их умы, что от них теперь ждать, убогих, а вот к братьям и сестрам мы беспощадны. А уж к служителям беспощадны вдвойне, если не втройне.

И отсюда же идут разделения. Сначала появляется деление на «правильное» и «неправильное» христианство, потом желание взять всем «правильным» и организовать свой маленький междусобойчик, а там уж и до официального отделения недалеко. Причем случиться такое может с одинаковой легкостью что с «консерваторами», что с «либералами». Улицкая в свое время замечательную книгу об этом написала, «Даниешь Штайн, переводчик». У нее там замечательный священник, добрый, умный, заботливый, всю книгу потихонечку отодвигается от своих «крайних» единоверцев и в конце доходит до фактического разрыва с официальной церковью и создания маленькой секточки имени себя. Улицкая, кажется, даже и сама не поняла, насколько обличающим вышел ее роман, обличающим не консерваторов и фанатиков, как она хотела, а либеральное, «добренькое» христианство.

Я понимаю, что в ответ на мои слова может воспоследовать сакраментальный вопрос: «а что же делать?». Ведь есть проблемы внутри церкви, есть люди, которые совершают такие вещи, которые не должен совершать христианин, есть, всегда есть, взаимные антипатии и расхождения по множеству вопросов. И что же, терпеть и улыбаться, пытаясь не дать прорваться затаенной в сердце ненависти? На самом деле, в такой ситуации стоит заглянуть вначале внутрь себя, понять свои мотивы, в очередной раз ужаснуться тому, насколько же легко мы выходим из равновесия, помолиться о том, чтобы Бог дал больше любви, особенно к тем, кто раздражает и выводит из себя. И помнить, что эти люди из церкви вообще-то наши братья, что Господь собрал их и нас в Своем доме и не нам решать, кого из этого дома выгнать, а кого оставить.

Да, я понимаю, что, как я уже выше говорил, конфликты среди своих бывают серьезнее, чем с чужими. Потому что вблизи ранить легче, потому что знаем уязвимые места друг друга, потому что удар со стороны того, кого считал родным, воспринимается тяжелее, и хочется побольнее стукнуть в ответ. Все так. Никуда от этого не денешься. Но надо это преодолевать. Или уж хотя бы пытаться преодолевать. А не вешать с ходу ярлыки «плохое христианство»/»хорошее христианство».

Извините, если кого обидел.
Tags: Вера, Заметки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments