?

Log in

No account? Create an account
Две миссии - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Две миссии [Jul. 20th, 2011|06:58 pm]
olnigami
[Tags|, , ]

Читаю сейчас книгу брата Андрея (да, вот так себя автор именует ) в соавторстве с Верном Бекером «С любовью к братьям моим» о миссии по тайной доставке христианской литературы, в основном, конечно, Библии, в те страны, где христианство было, а кое-где и сейчас остается под запретом. Возил брат Андрей литературу и в Восточную Европу времен коммунизма. И вот он вспоминает, как ездил в Чехословакию в 1968 году, сразу после ввода советских войск. Какой ужас царил в чехословацком обществе, как люди ненавидели советских солдат, как пытались всеми способами сбежать из родной страны. Вспоминает Восточный Берлин. Как после строительства стены многие немцы кончали жизнь самоубийством, в том числе и один его знакомый, причем пастор. Вспоминает, как шел поговорить с одной верующей женщиной, которая впала в тяжелую депрессию, и нашел ее уже мертвой, она тоже покончила с собой, при помощи газа.

Чтение, надо сказать, весьма поучительное и заставляющее по-другому взглянуть на, скажем так, «пребывание» советских войск в Европе. Мы как-то вот привыкли считать, что советские войска – это такой подарок судьбы, и что куда приходят русские, туда они приносят счастье, процветание, благополучие, а неблагодарные местные жители почему-то ненавидят своих благодетелей, вот такие вот они странные. Я и сам слышал фразы типа: «чехи – неблагодарные скоты, мы им метро в Праге построили, а они нас теперь ненавидят».

А на то, чтобы взглянуть на ситуацию глазами облагодетельствованных, нам как-то вот умения и понимания не хватает. Для них-то Советская армия и советский строй отнюдь не были чем-то желанным, а очень даже наоборот. И ненависть к оккупантам, и термин «империя зла», и огромная искренняя симпатия к Горбачеву в бывших соцстранах не просто так возникли, и не от «инстинктивной ненависти к русским», как мы это себе обычно и привычно объясняем.

Мне кажется, что на самом деле вот эта давняя, идущая как минимум с 19 века, уверенность в том, что Россия по своей природе всегда благодетельствует кому-то, ведет к процветанию, модернизирует и тому подобное, связана с тем, что Россия почти 300 лет подтягивала к своему уровню окраины, населенные дикими племенами. И эту цивилизаторскую миссию Россия впоследствии подсознательно перенесла на свой поход в Европу, а вот времена СССР к этому еще и добавилась абсолютная уверенность в том, что советский строй – это нечто прогрессивное, что это будущее и что строительство социализма в Восточной Европе это лучшее, что только может произойти.

А вот то, что у обитателей этой самой Европы может оказаться свое представление о собственной судьбе, о социализме и советском «пребывании» - об этом никто даже и подумать не мог. А ведь это были отнюдь не дикарские страны, цивилизация там существовала задолго до прихода советских войск, и метро в Праге наверняка бы построили и без участия СССР, если уж на то пошло.

Впрочем, я понимаю, что в СССР, да и в современной России, как-то не принято смотреть на себя чужими глазами. А принято считать себя единственно правыми, единственно умными и вообще подарком для всего мира, который мир, вот такой вот он глупый, все никак не оценит по достоинству. Но вообще, конечно, ситуация, когда люди убивают себя после того, как лишаются возможности выбраться из-под власти некоего режима, говорит об этом режиме гораздо больше сотен исторических трудов и «Архипелагов ГУЛАГов».

А в целом интересное получается противопоставление двух миссий – с одной стороны СССР с его громким, масштабным, насильственным строительством социализма, с другой – небольшая группа людей, которая всего лишь мирно привозит экземпляры древней книги. Великое царство рушится с грохотом и скрежетом, не протянув и века. А группка людей продолжает свою работу так же как делает это уже две тысячи лет.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: grey_horse
2011-07-20 03:29 pm (UTC)
Тут, по-моему, классическая проблема "прогрессорства наоборот". Если "они" цивилизованнее, чем "мы", значит, имеют моральное право "нас" завоевать (в широком смысле, необязательно военной силой), а это ужас-ужас-ужас. Значит, надо верить, наперекор любым фактам, что цивилизованнее "мы". Значит, у "нас" есть право на завоевание.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2011-07-21 01:59 pm (UTC)
Да, пожалуй. Лучшая защита - это нападение)) как в буквальном, так и в переносном смысле.
А насчет "прогрессорства" - кажется, Борис Стругацкий вспоминал, что как раз после ввода войск в Чехославакию они с братом полностью переделали изначально оптимистичный и комедийный текст "Трудно быть богом"
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: grey_horse
2011-07-21 02:00 pm (UTC)
Вот как. Не знал.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2011-07-21 02:20 pm (UTC)
А, нет, ошибся(( Посмотрел "Комментарии к пройденному". Оказывается это был вообще 62 год и разгром абстакционизма. http://lib.ru/STRUGACKIE/comments.txt#11
М-да, что еще раз доказывает: нельзя полагаться на память.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: grey_horse
2011-07-21 02:36 pm (UTC)
Да, точно. За два года до "Незнайки на Луне".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fumiripits
2011-07-20 03:57 pm (UTC)
Собственно, со строительством социализма в Чехословакии далеко не всё так однозначно, как вы пишете, в чём легко убедиться, даже особо не зная истории. Свой строй они сотворили в основном сами, см. например Февральский переворот. Как известно, на штык можно опереться, но на него нельзя сесть. А для перехода к новому общественному строю сесть на что-то придётся обязательно - нужна массовая поддержка местного населения, попросту.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2011-07-21 02:03 pm (UTC)
Да, сами сотворили, сами же пытались исправить, а уже не получилось, что и вызвало изрядный шок и у чехословаков и у других левых. Как я понимаю, до 68 года социалистические идеи в том или ином виде были в Европе весьма популярны и рассматривались как вполне разумная альтернатива миру капитализма, а после 68 социализм стал ассоциироваться с подавлением свободы, так что коммунисты, введя танки в Прагу, можно сказать, сами себе выкопали яму.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tretiy_etazh
2011-07-21 04:11 am (UTC)
Вообще, странно. Самоубийство - это же большой грех. Из-за чего люди (тем более пастор)кончали жизнь самоубийством? Что такого было в строительстве этой самой стены, чтобы пойти на такое?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2011-07-21 02:12 pm (UTC)
Отчаяние. Потеря свободы. Невозможность увидиться с родными. Та женщина, которая газом отравилась, перед смертью говорил по телфону с пастором и сказала, что после строительства стены убедилась в том, что сатана сильнее Христа.
Мне кажется, что нам сейчас очень сложно понять психологию и мотивацию людей середины 20 века. Понятно Для них коммунистическая оккупация фактически означала крушение всей жизни.
(Reply) (Parent) (Thread)