?

Log in

No account? Create an account
Погода и дао - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Погода и дао [Jan. 13th, 2007|12:29 am]
olnigami
[Tags|]
[настроение |creative]

Очерденая порция отчета о празничных днях, проведенных в доме отдыха "Покровское". На сей раз - всякие мысли, которые лезли в голову во время прогулок. НИчего особенного, в принципе, но так - было над чем подумать. В следующем отчете будет про досуг. Не все же время думать, иногда и отдохнуть надо:)

Однажды, гуляя по лесу и хрустя подмерзшей сухой листвой, задумался о текущей погоде. Чтобы лучше думалось, присел на скамеечку, которая стояла под навесом, а потому в отличие от многих других скамеечек, была сухой, огляделся вокруг и попытался проникнуться настроением, соответствующим погодной обстановке. Проникнуться не получалось, потому что я никак не мог понять, что же стоит на дворе – осень или зима. Так повелось, что каждому сезону приличествует свое эмоциональное состояние: осени – сплин, зиме – печаль, лету – нега, весне – радость. Это, конечно, весьма приблизительные описания, на самом деле, сезон чаще ассоциируется с целым комплексом эмоций, зачастую довольно противоречивых и не сводимых к одному слову, да и описывать словами эмоции – дело довольно бзнадежное. В любом случае, та погода, что стоит на территории Москвы и ближайшей области уже месяц, ни с каким эмоциональным состоянием ассоциироваться решительно не хочет. Вот тут-то у меня и возникла одна идея.
Древние китайцы прибавляли к четырем привычным для нас сезонам года еще один: тот, который становится тем или иным сезоном в определенной последовательности. Можно сказать, что это – пустота, которая в тот или иной момент наполняется новым содержанием, смыслом, ну и эмоциональным воздействием, конечно. Так вот, я подозреваю, что наша нынешняя погода – это и есть тот самый пятый сезон. Не просто «плохая погода» или «погода не по сезону», а отсутствие погоды вообще. Поэтому она не вызывает эмоций, поэтому люди так плохо себя чувствуют при ней, поэтому окружающее пространство выглядит так хмуро и неприглядно. Просто та пустота, которая скрывается внутри погоды (как и внутри всех прочих вещей), проявилась и поползла наружу.
Потом я еще немного посидел на лавочке, и мысль от практики ушла в теоретические глубины. Вот интересно, положим, пятый сезон – есть дао сезонов, тот пустой бесформенный центр, вокруг которого сезоны вращаются, подобно тому, как колесо вращается вокруг пустоты, пронизанной спицами, как глиняный кувшин вылепляется горшечником вокруг пустоты, подобно тому, как дом строится вокруг пустоты посреди него, ну и так далее. Так вот, вопрос: то дао, которое проявляет себя как сезоны, как оно связано с дао вообще? Это проявление общего дао или подчиненное дао или какая-нибудь эманация? Впрочем, это вопрос хоть и любопытный (люблю читать всякие запутанные гностические истории о том, как что-то куда-то затекает-истекает, нисходит-восходит, проявляется-растворяется и тому подобное), но все-таки по-настоящему меня интересует другая тема. Причем, не только в отношении даосизма, но и буддизма с индуизмом. Тема такая: вот, допустим, есть безначальное дао («пятый сезон»), но вот зачем оно проявляется в воспринимаемой нами образ? Зачем, например, «пятый сезон превращается то в весну, то в лето, то в осень, то в зиму? И почему только в таких формах? Ведь дао может проявляться как угодно. Или вот – буддийская майя. Почему она мешает людям попасть в нирвану? Кто и зачем установил это правило, что надо обязательно от этой самой майи избавиться, чтобы попасть в совершенное бездействие? Китайцы на это отвечают введением дополнительной категории Дэ – закон (установление, порядок), индуисты вспоминают про дхарму, у буддистов тоже какая-то отмазка есть, не помню какая. Но проблему-то это все равно не снимает. Потому как тогда можно спросить – а откуда взялся этот самый Дэ и почему он именно такой, а не какой-нибудь другой. А такой он потому, что у Дэ тоже есть свое Дао, которое заставляет его регулировать все происходящее (в смысле, вечно становящееся и вечно распадающееся, вечно движущееся и вечно стоящее на месте, ну и так далее). Получается как у Пелевина:
« - Все в руках Аллаха, - ответила девушка.
- Позвольте, - вдруг повернулся к ней молодой человек с широкими зрачками, мирно глядевший до этого в огромный хрустальный шар. - Как это все? А сознание Будды? Руки Аллаха ведь есть только в сознании Будды. С этим вы не станете спорить?
Девушка за прилавком вежливо улыбнулась.
- Конечно, нет, - сказала она. - Руки Аллаха есть только в сознании Будды. Но вся фишка в том, что сознание Будды все равно находится в руках Аллаха.»
Если объяснять Х через Y, то так оно всегда и будет. Самоподдерживающаяся система, она же «белка в колесе». Никакого смысла, никакой конечной цели, простое коловращение дао в дэ, дэ в дао, иня с янем, дхармы с кармой. Единственный выход из этого колеса – раствориться в абсолюте, в дао, впасть в нирвану и так далее, главное – перестать испытывать страсти, потому как все равно бесполезно. Похоже, мировоззрения, исключающие идею Творца как личности, приходят к такому выводу: все идет так, как оно идет, потому что оно так идет, и не спрашивайте о причинах, следствиях, выводах, морали и этике. Бесполезно
Что характерно, простой народ, будучи от природы практичным и трезвомысленным, всю эту сложную философию очень быстро приспосабливает для своих нужд. Быстренько появляются всякие мелкие и крупные божки-покровители плодородия, скотоводства, ну и всего-всего прочего, народ сочиняет про них всевозможные сказки (ну и скабрезные анекдоты, а как же без этого), устанавливает между ними сложную иерархию, разрабатывает ритуалы почитания, пытаются понять, что тем понравится/не понравится. Божки в народном сознании вскоре заслоняют собой и абсолют, и драхму с кармой, и даосские извивы мысли, потому как народ чувствует нужду в боге-личности, с которым можно поговорить, чего-то попросить, может, даже поругаться, и такое бывает. Не будет же ругаться с дхармой – столь же безнадежно, как ругаться с банкоматом. Только вот проблема в том, что личностного становится как-то слишком уж много. Пропадает и почтительность, и понимание смысла мировоззрения, и священнослужители по большей части вынуждены подстраиваться под народную религию. Вот и появляются ламы с бодхисатвами (помню, когда я в молодости немного, по-любительски, изучал буддизм, меня очень смешило то, насколько глубоко сама идея бодхисатв противоречит изначальному учению Гаутамы, потом, став постарше, смеяться перестал, потому что стал лучше понимать людей) и всякие прочие интересности. Ну и, конечно, собираются отдельные группы особо продвинутых, которые пытаются сохранить изначальную идею в чистоте, они конфликтуют и с народом, и со священниками, и с интеллектуалами.
Так вот, к чему я все это говорю – в отличие от религий Дальнего востока, иудаизм смог снять эти противоречия, благодаря Божьему вмешательству, конечно (просто потому, что люди бы сами до такого не додумались). С одной стороны, Бог Израиля вполне себе Личность. С Ним можно поговорить, у Него можно что-то попросить, с Ним можно даже поругаться. И такое в Ветхом Завете встречается – книга Иова, книга Ионы, в каком-то смысле, книга Экклезиаста. С другой стороны, Он – столь же несомненно является Абсолютом и Сверхсуществом, Законодателем и Законом, Подателем всех благ, Чистотой и Святостью, ну и так далее. Ну а уже в Новом Завете Он открывается с совсем уж неожиданной стороны. Потому как всего могли ожидать от Него люди (и ожидали) - потопа, горящих угольев, установления Иудейского Царства по всей ойкумене, но того фокуса, который Он выкинул, послав в мир Своего Сына, конечно, не ожидал никто. Так что и представление и о Его личности стало более полным, и о Нем, как об онтологической основе бытия, стало известно еще больше. И разночтения между верой философов и верой простецов должны были окончательно уйти в прошлое, потому что во Христе и философ, и воин, и купец, и землепашец найдут что-то свое, при этом оставаясь в рамках одной веры. Так должно было бы стать, но, увы, как в свое время иудаизм постоянно перекашивало, так же и христианство то и дело устраивало что-нибудь такое, за что потом было очень и очень стыдно. Что ж, люди остаются людьми.
Додумав до этой простой мысли, я со скамейки встал и пошел к себе в номер, потому как замерз. Очень хотелось с кем-нибудь поделиться своими идеями, но вокруг не было ни души. Хотя, может, это и к лучшему. Мало ли, кто бы что подумал, если бы я начал вслух размышлять о дао, дэ и прочих малопонятных (в том числе и мне самому) материях
linkReply