olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Categories:

Андрей Пузынин "Традиция евангельских христиан"

Книга посвящена истории движения евангельских христиан в России и представляет собой слегка переработанную научную диссертацию, потому достаточно тяжела для чтения, особенно в начале, где автор разъясняет методику своего подхода к истории церкви. Хотя лично мне это было, наоборот, интереснее. Оказывается, современное богословие адаптировало теорию Куна о смене научных парадигм и выработало на ее основе концепцию смены «церковных парадигм» в истории христианства от первой церкви до наших дней. Вообще, не первый раз уже приятно удивляюсь тому, как церковь грамотно заимствует методы и концепции казалось бы далеких от богословия направлений научной мысли. Правда, в результате богословие становится все сложнее, и сейчас, чтобы хоть сколько-то серьезно им заниматься, надо иметь такое количество знаний в столь разных областях, что непонятно, как все это за одну жизнь усвоить.

Ладно, возвращаясь к тексту книги. Автор, как и положено при написании диссертации, ограничился рассмотрением узкой области, а именно «столичной» частью протестантского движения: кружок вокруг лорда Рэдстока, развитие общины при его преемнике Пашкове, затем, конечно же, блистательный Проханов-дед, куда ж без него. История этой части евангелического движения в версии Пузынина предстает как извивающаяся траектория, возникшая в результате постоянного влияния трех сил: западных братьев, друзей-соперников баптистов и православной церкви. В разные моменты отношения с каждой из этих сил у евангелистов складывались по разному. Лорд Рэдсток, например, отнюдь не пытался создать новую церковь, он пытался «оживить» православие, устроить что-то вроде духовного ревайвала на российской почве. Пашков же, напротив, после нескольких столкновений с православными начал строить свою общину, что привело к расколу, так как многие захотели остаться в православной традиции. Проханов за свою весьма активную жизнь то сближался с баптистами, то пытался наладить контакт с православием, то стремился к западной ветви евангельского движения.

Глава, посвященная Проханову, кстати, самая интересная в книге, что неудивительно. Больше того, жизнь Проханова в изложении Пузынина выглядит куда интереснее, чем в его же собственной автобиографии «В котле России». Может это происходит от того, что она довольно сильно пострадала при переводе на русский (Проханов свою автобиографию изложил на английском языке – привет Галковскому). Пузынин для иллюстрации своих взглядов на развитие еванегелического движения в начале 20 века приводит несколько цитат из Проханова, которые в переводе поменяли смысл на ровно противоположный.

Да, я забыл упомянуть, Пузынин пишет именно о «традиции», то есть о теоретическом и практическом богословии евангельских христиан, большей частью игнорируя внутреннюю «политику» общин. Точнее говоря, политика интересует его только в той степени, в какой она опирается на теоретическое богословие в части учения о церкви и служит зримым проявлением этого учения.

Послевоенная история евангелического движения изложена несколько скучнее. Столь ярких фигур, как Проханов, в то время не появлялось. Что касается развития богословия, то при советской власти евангелистам по понятным причинам было как-то не до этого. Контакт с западными братьями был в значительной степени утрачен, с православием тоже, поэтому у евангельских христиан пошел крен в сторону баптистов, впрочем, и у них, по тем же причинам, с богословием дела обстояли не ахти.

О современном периоде, после падения «железного занавеса» и появления новых возможностей Пузынин пишет не так много, да и то концентрируется в основном на своей родной Украине. Единственное, что он указывает на вызовы, которые предстали перед евангелическим движением в наше время, и пишет о необходимости обретения собственной идентичности, выработке нового отношения к проблемам западного богословия, налаживанию отношений с православием, с новыми течениями в христианстве, с обществом. Ну это все понятно, так сказать, «капитан Очевидность докладывает». Еще бы понять как это осуществить, особенно в условиях, когда общины настолько поглощены своей внутренней жизнью, взаимными распрями и, по мере возможности, миссионерской деятельностью, что о таких масштабных вещах даже и не задумываются.

Опять возвращаясь к тексту – книга хорошая и полезная. Особенно для тех, кто пришел в церковь после перестройки, и чаще всего в одну из новых, организованных американскими миссионерами, общин, и очень слабо представляет ту протестантскую традицию, которая за сто лет успела сформироваться в России, а она довольно сильно отличается и от американской традиции, и от европейской.
Tags: Книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments