?

Log in

No account? Create an account
Гендерное - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Гендерное [Oct. 30th, 2011|02:43 pm]
olnigami
[Tags|, ]

Раз уж я дошел до того, что завел в своем ЖЖ тэг «ВЛК» (Высшие литературные курсы, стал быть), то продолжу писать на эту тем, тем более что есть о чем. Последние два раза на творческих семинарах мы обсуждали нечто такое, что я назвал бы «женской прозой», хотя одно произведение было сначала про курорт, а потом типа детектив, другое - про вампиров, но на самом деле с первых же страниц становилось понятно, что это оно самое. Что характерно, и во время первого, и во время второго обсуждения участницы семинара говорили со сдержанным пафосом, что мужчинам всенепременно надо читать женские романы. Так они, дескать, узнают, каким представляется женщинам мужской идеал, к которому, значит, надо стремится, чтобы завоевать женское сердце.

Должен признать, что меня такие требования каждый раз изрядно удивляли. Я, правда, читал не так много подобной литературы, но все же заметил, что главный мужской герой там всегда выступает в роли «прирученного зверя», который и сильный, и брутальный, и все такое, но это только пот отношению к другим, а вот по отношению к главной героини он хотя поначалу и пытается демонстрировать что-то такое ого-го, но ближе к финалу она для него становится единственным смыслом жизни и главной целью бытия, он у нее разве что с рук не есть, на других женщин он даже и боится посмотреть, во всем слушается исключительно главную героиню, хотя еще и взбрыкивает для вида, но это так, до первого легкого дергания поводком. Брутальность в нем, правда, остается, но становится скорее забавной, ну и полезной, да, потому что главгерой теперь силу применяет только по отношению к тем, на кого укажет главгероиня.

При этом сама главная героиня всегда воплощает в себе второй, не менее важный образ, характерный для этого жанра: «все бабы как бабы, а я – богиня». В нее все влюбляются, вокруг нее крутится сюжет, она либо самая красивая, умная, тонкодушевная и так далее (в самых откровенных случаях), либо обладает скромной внешностью, но яркой душою (более изощренный вариант).

Если автор достаточно вменяема, то сюжет такого рода прозы разворачивается относительно спокойно, без членовредительства. А вот если у нее есть комплекс женской неполноценности (а у большинства авторов он таки есть, иначе бы они за перо не взялись), то главного героя ждет веселая жизнь. Его наверняка как-нибудь покалечат, изуродуют, и только главная героиня героически останется с ним, будет за ним ухаживать, видеть в нем самое лучшее, станет для него всем-всем, ну а он... что ж, он, естественно, будет от нее во всем зависеть. Вообще, я так понимаю, что в идеале, так сказать, в пределе развития жанра, лучшим спутником для такой героини-богини должен быть кастрат, и если вспомнить историю, жрецы культов Богини-матери обычно такими и были. Понятно, что это удобно во всех отношениях, а что до детей, то эту тему женский роман, опять же, в пределе, не рассматривает вообще. Зачем богине дети? От них же одни проблемы. Рождаются, портят фигуру, да и вообще богиня должна быть вечно молодой и вечно красивой.

Я, кстати, не хочу сказать, что эти два образа так уж плохи, в конце концов, если это пользуется такой бешеной популярностью, значит, трогает какие-то потаенные струны женской души. Это во-первых. А во-вторых, не стоит забывать, что этим двум образам мы обязаны возникновению такого мужского жанра как рыцарский роман. В нем как раз два основных действующих лица - это «прирученный зверь», то есть рыцарь, соблюдающий строгий кодекс чести, и «поклонение богине», то есть даме сердце. Да и сам рыцарский кодекс тоже ведь вырос из этой парадигмы. Правда, у меня есть такое ощущение, что это типичный случай того, как мужчины даже изначально направленное против них женское оружие ухитрились использовать в свою пользу, для того, чтобы несколько смягчить суровую воинскую, полуварварскую культуру и придать ей рамки, ограничивающие применение насилия.

Впрочем, ладно, это все литературоведение, меня другой, практический вопрос интересует: а много ли женщин считают такую модель отношений идеальной, и хотят, чтобы мужчины были все как один прирученными зверями, а женщины богинями? Я понимаю, что женщины могут о таком мечтать, но прекрасно понимают, что в реальности так просто не бывает. Те, кто выступал на обсуждениях, тоже говорили, что в реале таких мужчин как в женской прозе – не встретишь (хотя мне кажется, что таки встретишь, но только в BDSMной тусовке), по поводу чего они, конечно, сильно сожалеют. Но вот откуда сами такие мечты берутся... из каких таких глубин женской души, вот это загадка.

PS А еще меня на последнем семинаре опять поразил мастер, хладнокровно сообщивший девушке, чье незаконченное произведение мы обсуждали, что произведение ее полная фигня. Ну, то есть он, конечно, не так прямо выразился, а изящно завернул, что, мол, у каждого писателя бывают творческие неудачи, и надо вовремя это понять, и лучше переключиться на другое произведение, чем тратить время и силы, дописывая провальную вещь. Но смысл был вполне доходчив, да. Я бы вот не осмелился бы сказать такое автору, даже если бы так думал. Раньше, когда был моложе, смог бы, я тогда злее был и, как следствие, прямодушнее.

А вот сейчас... но, наверное, в этом и проявляется разница между нами. Поэтому он – писатель, преподаватель и ведущий семинара, а я – никто. Все-таки, в идее о том, что достижения человека напрямую зависят от его характера, есть определенное здравое зерно.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: grey_horse
2011-10-30 11:04 am (UTC)
главная героиня героически останется с ним, будет за ним ухаживать, видеть в нем самое лучшее, станет для него всем-всем, ну а он... что ж, он, естественно, будет от нее во всем зависеть
Вспомнилась кинговская "Мизери".
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2011-10-30 08:21 pm (UTC)
Отличный пример, да. Доказывает, что мужчины эти два образа тоже могут замечатльно разрабатывать.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fumiripits
2011-10-30 01:09 pm (UTC)
"а много ли женщин считают такую модель отношений идеальной, и хотят, чтобы мужчины были все как один прирученными зверями, а женщины богинями"

Очень в этом сомневаюсь. При таком сценарии отношений мужчина будет отброшен как тряпка (если есть на кого его заменить, конечно).

Женщина наоборот, мечтает чтобы кто-то смог объездить её.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2011-10-30 08:27 pm (UTC)
Да, скорее всего, как только женщина добьется своего и прератит мужчину в прирученного зверя, он ей перестанет быть интересен и она начнет искать другого.
>Женщина наоборот, мечтает чтобы кто-то смог объездить её.
Это да, но при этом она надеется навсегда привязать к себе наездника и переделать его под себя. Женская податливость - страшная штука. Вроде кажется, что вот она проиграла, сдалась, отдалась полностью, и только тут мужчина понимает, что на самом-то деле теперь от этой сдавшейся и побежденной никуда не денешься.
Ну, короче, как кто-то абсолютно точно сформулировал: "Женщина - слабое беззащитное существо, от которого невозможно спастись"
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: isabeau_hawke
2011-10-30 01:53 pm (UTC)
я Вас читаю, и практически радуюсь, что руки совсем не доходят до худлита вообще, и чиклита в частности - как-то дизайн складов, операционное управление и статистические приемы в бизнесе получаются добрее, логичнее и вменяемее :)

а кулинарные книги - так вообще сплошь разумное, доброе и вечное :))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2011-10-30 08:28 pm (UTC)
Нет, бывает и хороший худлит... наверное)) Это нам на курсах так везет, все время что-то диковинное попадается.
Но у технической литературы есть, конечно, свои преимущества, а уж кулинарные вообще вне конкуренции))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xlad17
2011-10-30 05:41 pm (UTC)
Если автор достаточно вменяема, то сюжет такого рода прозы разворачивается относительно спокойно, без членовредительства. А вот если у нее есть комплекс женской неполноценности (а у большинства авторов он таки есть, иначе бы они за перо не взялись), то главного героя ждет веселая жизнь. Его наверняка как-нибудь покалечат, изуродуют, и только главная героиня героически останется с ним, будет за ним ухаживать, видеть в нем самое лучшее, станет для него всем-всем, ну а он... что ж, он, естественно, будет от нее во всем зависеть.
"-Если хочешь влюбить его в себя- просто задействуй магию,которую получила.Переломай ему руки и ноги,чтобы он больше не смог двигаться.Пусть целиком зависит от тебя.Тогда он будет твой - и душой, и телом."(с)Кёко из онимя "Махо-седзе Мадока".

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2011-10-30 08:30 pm (UTC)
А, ну это да. Комментом выше "Мизери" Стивена Кинга вспомнили, так сказать, совет Кёко в действии))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: olegus_tgl
2011-10-31 07:02 am (UTC)
"…а много ли женщин считают такую модель отношений идеальной, и хотят, чтобы мужчины были все как один прирученными зверями, а женщины богинями?"

Необязательно переносить подобную модель в жизнь. Но, поскольку из кукол/сказок женщина уже выросла, то как иначе можно помечтать о подобном?.. Кстати, то же относится и мужчинам. Меня, например, считают циником (скорее всего так и есть), однако я оставляю место для чего-то сказочного, чего в реальной жизни быть не может или же оно не имеет смысла, но что приятно почитать/посмотреть.

Кроме того, несмотря на общепринятое мнение, что автор в своём произведении описывает себя, своё мировоззрение, свои фантазии, мне кажется, не стоит упускать из обсуждения авторов со вполне коммерческим подходом к созданию подобных произведений: если есть аудитория и спрос, то почему бы и не написать.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2011-10-31 08:21 pm (UTC)
Мне кажется, авторы такой литературы вполне искренне пишут, по призванию. так сказать. Хотя, кто его знает, может, со временем первый запал и пропадает, да и накопленный опыт показывает, что не все так просто, а контракт-то с издательством уже подписан. Помню, на книжной ярмарке сам слышал, как у Марины Семеновой спросили про очередного "Волкодава", и она, разведя руками, откровенно сказала, что ей Волкодав до смерти надоел, а издательство прямо чуть ли не через суд заставило ее писать продолжение, так что, типа, ждите.
(Reply) (Parent) (Thread)