?

Log in

No account? Create an account
Лекция о Богине-Матери - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Лекция о Богине-Матери [Aug. 23rd, 2012|12:08 am]
olnigami
[Tags|]
[в колонках |Коммунизм – The birds of paradise]

Ходил сегодня на открытую лекцию Александры Барковой «Образ Богини-Матери». Запишу несколько вещей, чтобы не забыть.

1. Сенсация! Раскрыта тайна курьих ног избушки Бабы-Яги! Оказывается, в старые добрые времена был такой обычай: особо духовных людей после смерти не закапывали в землю, как всех остальных, а относили на отдельное специальное кладбище, клали в специальный как бы домик, а под домик ставили столбики, чтобы он был как бы в воздухе. А эти столбики, чтобы убить короеда, окуривали дымом. Так что ноги у избушки, получается курьи не потому что куриные, а потому что обкуренные. Вот так живешь, живешь, не знаешь печали, а потом ба-бах... и вся твоя картина мира враз переворачивается. Хорошо хоть о том, что Баба-Яга на самом деле трупак, я и раньше знал, так что меня это не шокировало.

2. Популярный обычай повязывать белые ленточки на ветки деревьев тоже идёт оттуда же, из культа Богини-Матери. Связь там, правда, отнюдь не прямая. Ленточки указывают на связь между миром живых и мёртвых, а Богиня-Мать, как известно, есть одновременно и жизнь, и смерть. Тут ещё лектор рассказала о сакральном значении полотенец в славянской культуре, тоже как связи двух миров, и что, оказывается, у славян специальным образом расшитые полотенца запросто заменяли иконы и до сих пор в старых церквях бывает ни одной иконы, только полотенца (чумовое зрелище, надо полагать). В качестве аргумента Баркова привела несколько милых историй в тему, но я их пересказывать не буду – спать хочется и сил нет.

3. Баркова задала аудитории хороший вопрос: «Какая часть женского тела важнее всего для младенца в первые три месяца жизни?». «Ну эта...» - замялась аудитория. «Нет, не сиськи» - хладнокровно возразила лекторша. – «А руки!». Поэтому Богиню-Мать часть изображает в виде двух женщин. Вот так разрешилась мучавшая меня с детства загадка, почему в сказках Бажова иногда появляются две Хозяйки Медной Горы. Знал своё дело товарищ Бажов, хорошо знал, всем бы так.

4. Ещё Баркова рассказывала про осетин – самые, говорит, языческие язычники на Северном Кавказе, при этом искренне считают себя христианами. Ну что тут скажешь, знакомо, ох, знакомо. Да, а аудитория ещё пыталась подначить Баркову на тему связи между Богиней-Матерью и девой Марией, но Баркова твёрдо сказала, что это два абсолютно разных образа из разных символьных систем и проводить между ними аналогию ни в коем случае нельзя, ибо это антинаучно. Сама она, кстати, буддистка, по её словам.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: icamel
2012-08-23 03:55 am (UTC)
Ну да, я где-то читал, что через избу на куриных ногах Иван пропадает из одного мира в другой. А теперь мне понятно, что значит "нос в потолок врос".
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2012-08-23 08:20 pm (UTC)
У Проппа об этом говорится, что изба Бабы-Яги находится на границы между миром живых и миром мёртвых, а сама Яга - проводник меж двух миров. "Нос в потолок врос", "костяная нога" - да, образы там те ещё получаются. В некоторых сказках Яга живёт в доме, окружённом частоколом с черепами.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alwdis
2012-08-26 11:29 pm (UTC)
С Вашего позволения, ноги всё-таки _о_куренные.
А обкуренные - кто-то другие, хотя они у бабы-яги тоже есть ;)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2012-08-28 08:47 pm (UTC)
Спасибо за пояснение, учту )
И, конечно, большое спасибо за эту лекцию и предыдущие тоже.
(Reply) (Parent) (Thread)