olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Двойной удар

Давно хотел написать и только вот сейчас собрался, раз уж опять всплыла эта тема.

Когда к «делу о панк-молебне» применяют теорию травмы, обычно концентрируются на самом событии, и на тех, кто был им травмирован. А вот мне кажется, ситуация здесь несколько сложнее. Я склонен считать, что «дело о панк-молебне» получило столь широкий резонанс потому, что нанесло две травмы подряд людям разных убеждений. Первой травмой оказался сам «панк-молебен». Вопрос о том, почему он произвёл столь мощное шокирующее воздействие – тема отдельного разговора. Здесь я только замечу, что панк-молебен грубо вторгся в три важнейшие сакральные области: политику, религию и пол*.

А второй травмой стал последующий процесс над группой Pussy Riot, и если сам «панк-молебен» ударил больнее всего по людям с архаическим складом мышления, то от процесса пострадали люди с модернистским мышлением. Дело в том, что одна из основ такого мышления – это легизм**, требование строгого соблюдения письменных законов, и когда в ходе процесс были грубо и вызывающе нарушены несколько законов, включаю Конституцию, на «модернистов» это произвело очень и очень сильный шокирующий эффект.

Тут я хочу немного отступить и внести ясность. Важно сказать, что в «деле о панк-молебне» было озвучено несколько точек зрения с разных политических, религиозных и культурных позиций***. Я выделили «архаистов» и «модернистов» потому, что их реакция была наиболее громкой и вызывающей взаимное противостояние. Коме того, «архаисты» всё-таки представляют значительное большинство российского общества, причём всех его слоёв, от крестьянства до правительства. Ещё тут стоит добавить, что традиционное для отечественной дискуссии разделение на две противоборствующие стороны и сведение к ситуации «либо мы, либо они» уже само по себе служит признаком архаического мышления. Тот факт, что «модернисты» прибегают к такому делению, явно показывает, насколько сильно влияние архаичного способа мышления в нашем обществе, это действительно сердцевина, вокруг которой нарастает всё остальное, будь то развитие архаизма в виде традиционализма или его отрицание в виде модернизма.

Так вот, возвращаясь к «делу о панк-молебне». В нём очень явно и неприятно проявилась манера бить друг друга по уязвимым точкам, да ещё и с полным осознанием своей абсолютной правоты и столь же абсолютной неправоты противника. «Модернисты» честно не понимают, как для кого-то здание может иметь сакральное значение и обрушиваются на пртивника с обвинениями в дикости, косности и глупости. «Архаики» столь же честно не понимают, как для кого-то может иметь сакральное значение исполнение буквы закона, ведь для «архаиков» не регламентированные «жизненные правила» всегда будут гораздо важнее какой-то там конституции, и обвиняют «модернистов» в кощунстве, попрании моральных устоев и чуть ли ни предательстве Родины. Как всегда, самая яростная битва идёт между людьми, свято уверенными в благородстве и возвышенности своих принципов.

Понятно, что мы тут опять выходим на проблему отсутствия общей этической базы. Потому так больно бьют, что у самих в этом месте не болит. Мало того, дальше включается очевидная мысль: «ага, раз у тебя болевые точки не там расположены, где у нормальных людей, значит, ты и не человек вовсе». А ксенофобия это вообще очень мощная штука, и после такой мысли, пусть даже и не произнесенной вслух, становятся допустимы все приёмы (и тут опять, опять всплывает архаичность нашего мировосприятия – деление на своих и чужих, безусловное отторжение всего чужого, и опять – это свойство одинаково распространяется и на «архаистов» и на «модернистов»).
И ведь практически все больные, травмирующие вопросы отечественной истории обсуждаются по той же схеме: выявление у противника болевых точек и упоённое целенаправленное обрушивание на эти самые точки. В результате любая дискуссия очень быстро редуцируется до обмена оскорблениями, которые кидаются очень легко и свободно, потому что, повторяюсь, у тех, кто их кидает, в том месте, куда они бьют, не болит.

Хуже всего в этих боях без правил приходится тем, кто болезненно воспринимает удары и от одной, и от другой стороны. Скажу за себя: меня одинаково травмировали «панк-молебен» и процесс над его участницами, и вся последующая дискуссия у меня вызывала и сейчас вызывает одно желание. Помните, как у Евдокимова в его монологе «иду из бани, никого не трогаю», когда героя пытались втянуть в драку между местными и городскими, а он погасил конфликт, загнав всех без разбора в речку. Вот и мне каждый раз, когда на глаза попадается очередной спор, в котором участники увлечённо травмируют друг дружку и меня заодно, хочется взять берёзовый дрын и...

* для понимания феномена этой травмы надо в первую очередь читать Розанова, ну и Достоевского, конечно. Вообще, во всем «деле о панк-молебне» очень сильна именно черта исступленности, надрывности, двойственности и очень важная для русской дискуссии черта – непроизнесённое обладает такой же, если не большей, значимостью, чем произнесённое.

** зачастую для лучшего понимания процессов, происходящих в российском обществе, китайские и корейские термины подходят куда лучше, чем европейские.

*** не умение различать позицию собеседника порой приводило к забавным казусам. Помню, как Виктора Голышева, ярого защитника Pussy Riot с ультраправославных позиций, один из комментаторов обозвал «либералом», это было очень смешно
Tags: Ворчание, Заметки
Subscribe

  • Дитя погоды

    В праздничный понедельник 4 ноября ходили в кино на новый мультфильм Макото Синкая (кстати, мне кажется, хорошая традиция – отмечать день единства и…

  • Аниме-сериалы

    Пара слов о просмотренных в прошлом году аниме. Подборка бессистемная, потому что я в последние несколько лет аниме смотрю мало, стараюсь смотреть…

  • О цельности натуры

    Любопытно, как меняется отношение в культуре к такому человеческому качеству, как цельность. Вот, например, division___bell пишет о…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments