olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Category:

Фильм «Сталинград»

Новый фильм Фёдора Бондарчука – великолепная иллюстрация к рассуждениям Кьеркегора о разнице между этическим и эстетическим типами личности. «Сталинград» - это абсолютное торжество эстетизма, упоение красотой, причём красотой в основном, связанной с разрушением и смертью, впрочем, Кьеркегор, насколько я помню, говорил, что эстет может одинаково успешно наслаждаться и светлой, и тёмной стороной бытия, не видя между ними разницы. Эстетика просто вытеснила из фильма этическое начало, хотя что-то такое иногда проступает, но это не этическая схема фильма, а лишь этика отдельных персонажей: ненависть к немцам, воинская честь, долг перед Родиной. Режиссёру эти проявления этического нужны лишь для психологических характеристик, не более того.

Фильм к тому же явно построен по фрейдистской модели переплетения инстинктов стремления к жизни и стремления к смерти. Соответственно очень мощное сексуальное напряжение (которое строится в основном на намёках, что, впрочем, действует столь же сильно, как действовали бы откровенные эротические сцены) и мощная жажда убийства.
В «Сталинграде» выстроен необычный хронотоп – всё в этом фильме подчинено теме Катастрофы. Нет ни одной сцены мирной жизни. Время то раздвигается - первый день в фильме длится по ощущениям и по количеству событий почти неделю, то сжимается – ночь перед решающим сражением и финальная битва на рассвете пролетают мгновенно. Пространство заполнено руинами, всё время гремят взрывы, на горизонте полыхает пожар – в общем, ад как он есть. Почему-то оба крупномасштабных фильма последнего времени про Войну – «Утомлённые Солнцем-2» и «Сталинград» играют со временем и пространством, а заодно откровенно намекают на то, что действие происходит в аду.

Кстати, приём с нереалистичным хронотопом Бондарчук позаимствовал из «300» Снайдера, да и многое другое тоже. Почему-то многие в связи со «Сталинградом» вспоминают «Спасение рядового Райана», так вот, ничего похожего, даже близко.

Дать чёткое жанровое определение этому фильму трудно, столько всего в него напихано. Честно говоря, больше всего он похож на кинопародию, эксплуатирующую все штампы какого-нибудь жанра, вроде «Очень страшного кино», вот «Сталинград» - это такое «Очень военное кино», только снятое на полном серьёзе. И это уже само по себе создаёт несколько комичный эффект.

Что же касается выдвижения «Сталинграда» на «Оскар», идея, по-моему, хорошая. Фильм снят умело, ничего не скажешь, ну и, самое главное, в нём есть столь любимая зарубежной публикой экзотичность – в американском и европейском кино всегда в любой фильм стараются впихнуть хоть какую-нибудь этическую проблему. А вот такое полное игнорирование этического ради эстетического – это действительно крайне необычно, и свойственно скорее азиатскому кинематографу.
Tags: Кино
Subscribe

  • Дитя погоды

    В праздничный понедельник 4 ноября ходили в кино на новый мультфильм Макото Синкая (кстати, мне кажется, хорошая традиция – отмечать день единства и…

  • Аниме-сериалы

    Пара слов о просмотренных в прошлом году аниме. Подборка бессистемная, потому что я в последние несколько лет аниме смотрю мало, стараюсь смотреть…

  • О цельности натуры

    Любопытно, как меняется отношение в культуре к такому человеческому качеству, как цельность. Вот, например, division___bell пишет о…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment