?

Log in

No account? Create an account
Две статьи - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Две статьи [Jan. 22nd, 2014|10:00 pm]
olnigami
[Tags|, , ]

Попробовал себя на новом поприще – написал рецензию на новый музыкальный диск группы Blackmore’s Night. С моей стороны это довольно смело, если не сказать нагло – у меня нет даже базового музыкального образования, то есть я одну ноту от другой отличить не в состоянии, не говоря уж о более тонких материях. Но с другой стороны, это всё-таки одна из моих любимых групп, так что, надеюсь, искренность чувств компенсирует недостаток знаний:
http://kbanda.ru/muzyka/255-muzyka-rec/4187-traditsionnaya-muzyka-i-tyazhjolyj-rok-ot-gruppy-blackmore-s-night

А вот с этой статьёй: http://kbanda.ru/literatura/243-literatura-i-knigoizdanie/4196-itogi-literaturnogo-goda-ili-dobro-pozhalovat-v-divnyj-novyj-mir
я мучился долго, ещё с новогодних праздников. Начиналась она как простой перечень самых громких книг 2013 года, а вылилась в пять мини-рецензий, и должен сказать – мини-рецензию порой написать сложнее, чем развёрнутую статью. К тому же в процессе работы неожиданно для меня самого выяснилось, что пять выбранных книг, взятые вместе, демонстрируют общую тенденцию, которую я по мере сил постарался в статье отобразить. Получилось не совсем то, что я задумал – увы, я постоянно сталкиваюсь с тем, что мои мысли при изложении на бумаге теряют и в оригинальности, и в доказательности процентов на 50.

На самом деле, конечно, как минимум три книги из списка – «Лавр», «Бэтмен Аполло» и «Теллурия» - заслуживают каждая по большой рецензии, а лучше бы по статье. Хотя вот о «Лавре», чувствую, мне бы не хватило способностей написать хорошо и адекватно. А вот о Пелевине и Сорокине можно было бы написать много разного, и при этом не повторить то, что пишут другие. Чем хорши Пелевин и Сорокин, так это тем, что их можно анализировать с каких угодно позиций, и всегда найдётся, что написать (вот уж действительно – авторы, приятные во всех отношениях). Мне, кстати, как любителю мифологического подхода понравилось как Пелевин во-первых, реализовал на современном материале древний паневропейский миф о богине, её земной сопернице и о том, как избранник богини изменяет ей и умирает. Во-вторых, ход с антиинициацией главного героя – это просто прекрасно. Нечто подобное Пелевин проделал в «ДППНН», но в «Бэтмене» получилось гораздо-гораздо лучше. Всё-таки растёт автор.

А с «Теллурией» мне интересно было бы почитать разбор аллюзий Сорокина на русскую классическую литературу. Я при первом прочтении заметил только одну: сцена, в которой двое беглых крепостных актёров – мутантов с песьими головами варят человеческую голову и рассуждают о театральном искусстве, явно отсылает к «Лесу» Островского, точнее, диалогу Счастливцева и Несчастливцева. Но я уверен, что таких отсылок в тексте гораздо больше. Сорокин всегда ощущал себя неким продолжателем или даже скорее завершителем русской классики (в широком смысле – от протопопа Аввакума до Набокова и советских производственных романов), и, пожалуй, не без оснований. Действительно, кажется, в Сорокине и Пелевине классика достигла своей окончательной исчерпанности (правда, это ощущение несколько подпорчено появлением «новых реалистов», которые пытаются войти в давно пересохшую реку советского соцреализма).

Вполне возможно, что с Понизовского и Дмитрия Данилова начнётся новый виток развития русской литературы. По крайней мере, эти два автора пытаются работать в самом сложном и основательном жанре: сталкивают в одном пространстве мифологическое и реальное. Получается пока что, на мой взгляд, плохо (особенно если сравнивать с Сергеем Жаданом, у которого как раз то же самое получается очень хорошо, впрочем, Жадан вообще писатель-исключение на общем тусклом фоне постсоветской литературы, украинцам с ним очень повезло, конечно), но важно, что есть какое-то движение, попытка нащупать новый метод разговора. Впрочем, это отдельная большая и сложная тема.
linkReply