olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Уик-энд. Спектакль

«Берег Утопии» в РАМТе – зрелище поразительное. Три спектакля, каждый по два с половиной часа, огромное количество действующих лиц, непростой для постановки текст Тома Стоппарда, рассказывающий о судьбе русской оппозиционной интеллигенции от 30-х до 60-х годов 19 века. Основная тема спектакля – мучительный вопрос о счастье и о том, как его достигнуть, как одному отдельному человеку, так и обществу в целом.

Спорят герои много, жёстко, чуть ли не до драки. Слушать их весьма любопытно. В принципе, всё, что они говорят, за минувшие полтора столетия проговорено было тысячи раз, а многое даже и воплощено в жизнь, что-то удачно, что-то нет. Но вот то, что показано на сцене, это ведь самые первые попытки изменить общества и достичь Утопии, тот первый росток, из которого потом всё выросло (да уж, как говорится: «что выросло, то выросло»). Поэтому и звучат те же самые слова совсем по-другому. Как будто им вернули первозданную силу и страсть, очистили от ржавчины, грязи и крови. И сразу становится видно, что все эти вопросы так и остались по большому счёту нерешёнными, они всё так же нависают над человечеством, и звучат даже ещё страшнее, чем тогда.

Персонажей в спектакле очень много, но на первом плане три фигуры: Бакунин, Герцен и Белинский. Бакунин вышел, на мой взгляд, не совсем удачным. В нём видна энергичность, непробиваемая самоуверенность, врождённое барство и лихое фанфаронство, но не хватает той привлекательности или, если угодно, харизматичности, которая отличала исторического Бакунина. Всё-таки не очень понятно, почему он так подавляет своих сестёр, почему друзья прощают ему даже откровенно неприглядные вещи. Но я не представляю, как можно сыграть такую мощную фигуру как Бакунин.

А вот Белинский – хорош (я бы даже сказал «няшен», если можно применить такое слово к Неистовому Виссариону). В конце его длинных сбивчивых и да, действительно неистовых монологах о русской литературе, свободе, дружбе зал искренне рукоплескал. Выходец из низов, болезненно застенчивый, плохо образованный (его всё время троллят незнанием иностранных языков, отчего Белинский впадает в отчаяние и даже буквально бьётся головой об сцену) и при этом страстный фанат литературы, готовый нищенствовать и голодать, лишь бы только заниматься главным делом своей жизни – писать критические статьи.

Герцен на сцене замечательный. Умный, язвительный, прямодушный. Единственный из революционеров, кто задаётся вопросом: «а что дальше, после революции?», чем крайне раздражает всех остальных. При этом он до нелепости наивен в семейных вопросах, безотказен по отношению к друзьям и просто случайным борцам за свободу кого-то от чего-то.

Хорошее решение – появление на сцене крестьян/слуг/матросов, которые в перерывах между действием быстро меняют обстановку, при этом никак не соприкасаясь с основными персонажами и оставаясь безликой рабочей массой. Так они и сосуществуют на одной сцене и в то же время как будто в разных пространствах – борцы за свободу народа и собственно сам народ.

Так что в целом – впечатления исключительно положительные. Одно только мне мешало – очень уж узкие стулья в театре. Сидеть девять часов, упираясь коленями то в спинку соседнего стула, не слишком-то весело.
Tags: Заметки
Subscribe

  • Ярославские диковины, часть 3

    Ещё немного впечатлений от поездки в Ярославль, связанных с местными, скажем так, необычностями. Рядом с отелем, где мы жили, стоит колесо…

  • Ярославские диковины, часть 2

    Продолжаю свой рассказ о чудесах и диковинах города Ярославля. В предыдущем очерке я удачно вспомнил «Город Зеро» Шахназорова, потому что буквально…

  • Ярославские диковины, ч. 1

    Свой день рождения в этом году (а в последнее время праздники прилетают с такой скоростью, что, кажется, только вот лёг спать после новогодней ночи,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments