?

Log in

No account? Create an account
Ужас коллективной жизни - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Ужас коллективной жизни [Mar. 10th, 2014|04:16 pm]
olnigami
[Tags|, ]

Добрался наконец-то до «ТББ» Германа, вот что хочу сказать. Конечно, Герман снимал не экранизацию (хотя события в фильме примерно соответствуют событиям повести). Он снимал какой-то вязкий, нескончаемый кошмарный сон по мотивам Стругацких. Ведь бывает такое, когда герои и события из прочитанной книги/просмотренного фильма снятся потом в крайне. Вот и Герману что-то такое снится: старый город, постоянно заливаемый внезапно начинающимися ливнями, снаружи всё покрыто толстым слоем отвратительной грязищи, внутри, в помещениях стены и потолками завешены какими-то верёвками, тушами животных, жердями, на которых сидят постоянно гадящие куры, ну и так далее, главное, что всё это отвратительно и покрыто тараканами, мухами. В этом пространстве какие-то существа, которых и людьми язык не поворачивается назвать, копошатся, гадят, сквернословят, издеваются друг над другом с удивительной изобретательностью.

Время от времени эти существа разыгрывают какую-нибудь отдельную сцену из повести, что позволяет с ужасом опознать в них героев Стругацких. Да, вот этот вот огромный и одышливый старик, явно срисованный с линчевского барона Харконена, на самом деле дон Рэба, тот придурковато скалящийся парень в псевдояпонском доспехе – землянин Пашка, а худой и страшный мальчик с косичкой – это на самом деле Кира, подруга Руматы (у Германа её как-то по другому зовут, но какая разница). Диалоги из повести произносятся как-то поверхностно и сопровождаются обязательно почёсываниями, сплёвываниями, копанием в грязи, да что там говорить – знаменитый диалог Будаха и Руматы начинается в тот момент, когда Будах мочится прямо на улице.

Понятно, что Румата на таком-то фоне кажется единственным приличным человеком (он хотя бы моется время от времени, не бьёт рабов, играет на местной дудке и вообще он – Ярмольник) впрочем, ощущение это быстро сходит на нет, потому что ведёт себя Румата точно так же хамски, как и все окружающие. И когда он в диалоге с Будахом говорит: «Сердце моё полно жалости», хочется заржать, потому что никакой жалости он за весь фильм не проявляет ни разу. Да, Герман в этом отношении следует за повестью, но там-то гоповатое поведение Руматы как-то компенсировалось его внутренними монологами, из которых видно было, что он и сам своему поведению возмущается и пугается тому, насколько он вжился в роль. К тому же в повести присутствовали возвышенные отношения с Кирой, да и в разговорах с тем же Будахом и другими местными интеллигентами Румата вёл себя достаточно вежливо. В фильме же нет ничего подобного – Румата-Ярмольник одинаково хамит всем.

Ярмольник играет очень хорошо, просто потрясающе, как ему удалась роль белого господина, который приехал просвещать туземцев, проникся их нравами, и теперь ведёт себя точь-в-точь как они, только в отличие от них он защищён земными доспехами, виртуозным владением оружием и легендой о том, что Румата – сын местного божества.
Герман разрешает давно мучающий поклонников Стругацких вопрос: кто же выстрелил из арбалета в подругу Руматы, однозначным обвинением Араты Горбатого. Впрочем, Арате это не сильно помогло, Румата-Ярмольник замочил его вместе со всеми остальными. По предфинальной сцене создаётся такое ощущение, что Румата вырезал всё население Аркарнара, 30-тысячный корпус орденских бойцов, да ещё и снёс в городе все здания (могучими пинками, надо полагать).

В целом, есть ощущение, что Герман в «ТББ» продолжает традицию сошествия в социальный ад, где кромешный мрак, ужас, ну а самое страшное в аду - это люди, которые пожирают друг друга. Традиция эта богато раскрыта в русской литературе 20 века от Леонида Андреева до Виктора Ерофеева и Владимира Сорокина, и можно сказать, что фильм Германа займёт достойное место в зловонном букете «русских цветов зла».

Лично на меня произвело крайне гнетущее впечатления (ну, кроме пыток, убийств, выпущенных кишок и прочей чернухи) то обстоятельство, что персонажи живут как в каком-то гигантском муравейнике, в котором нет никакой возможности для уединения. Чем бы ни занимался персонаж, рядом всегда будут присутствовать двое-трое посторонних лиц, даже во время сна, занятий сексом, мытья в бочке, даже при отправлении нужды. Мало того, все эти люди назойливо лезут как можно ближе, начисто игнорируя понятие личного пространства. Все разговаривают либо на ухо, либо упершись лбами, постоянно то лезут обниматься и целоваться, то плюют в лицо или обмазывают какой-то гадостью, и, конечно, все друг друга постоянно пинают, толкают, дают зуботычины, показывают неприличные жесты, сморкаются, плюются. Причём многие персонажи регулярно обращаются к «камере», лезут в экран руками, и временами возникает такое ощущение, что ты не просто зритель, а участник всего этого макабрическо действа. И это тебя толкают, в тебя плюют, нагло лезут в твоё личное пространство...

Короче, когда через два с половиной часа после начала фильма Румата-Ярмольник выхватывает мечи, создаётся впечатление, что убивает он всех только для того, чтобы наконец-то остаться в одиночестве. И я как зритель его прекрасно понимаю, разделяю его чувства, и только удивляюсь тому, как долго он терпел. Да, и, кстати, побыть в одиночестве ему так и не дали. Пришли Пашка, дон Кондор и жуткий мальчик, приёмный сын дона Кондора, с омерзительными (хотя по местным стандартам, наверное, нормальными) привычками. Румата своих коллег послал, сказал, что болен и устал, и хочет спать. Ни на какую Землю его так и не повезли. В конце фильма он уезжает куда-то в даль на телеге, в окружении своих слуг, наигрывая на экзотическом духовом инструменте пронзительную мелодию. Не вернулся, в общем, разведчик из-за линии фронта, перешёл на сторону противника.

Вот такой вышел фильм. Меня он сильно зацепил, потому что я разделяю с Германом фобию перед коллективом и вынесением личной жизни на общеобозримое пространство (кстати, мне по этому поводу Замятин вспомнился, та же линия организации общества как максимально публичного пространства взаимного контроля). Но и несколько разочаровал тем, насколько небрежно Герман отнёсся к тексту Стругацких. Ну и тем, что фильм не очень удачно смонтирован. Герман, как известно, монтаж закончить не успел, но, я так думаю, что и он сам не смог бы справиться с этим материалом. Монтаж всё-таки подразумевает наличие какой-то схемы, а у кошмарного сна схемы нет. И в этом-то состоит один из истоков его кошмарности.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: britiy_yozhik
2014-03-10 01:45 pm (UTC)
Меня очень занимает вопрос, почему некоторые поспешили назвать ТББ каким-то особо великим фильмом? Хотелось бы, чтобы нашёлся кто-то увлечённый и рассказал бы, отчего же это великий фильм, а не просто странный и нездоровый бред. Хотя и мастерски снятый.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2014-03-10 04:51 pm (UTC)
А что, называют? Мне как-то в основном попадались либо резко негативные отзывы, либо отзывы в стиле "мастерски снято, но содержательно - туфта".

Может, дело в том, что вокруг Германа и его варианта "ТББ" сложился некий миф, что вот, дескать, гениальный режиссёр много лет снимает шедевр, и когда снимет, все ахнут. И теперь, после выхода фильма, кто-то продолжает поддерживать этот миф, хотя явно не получилось того эффекта, которого все ждали. И вообще, может, фильму лучше было так и оставаться недомонтированным, легенда должна оставаться легендой.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: excubitus
2014-03-10 03:10 pm (UTC)
Я вообще редко смотрю фильмы. Почти совсем не смотрю в последнее время. Но это - один из немногих, который я искренне, очень серьезно собираюсь не смотреть.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2014-03-10 05:00 pm (UTC)
Что же, не посмотрев этот фильм, Вы ровным счётом ничего не потеряете.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: britiy_yozhik
2014-03-10 06:02 pm (UTC)
А я бы сказал, что зря! Красивый фильм и впечатление производит.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: excubitus
2014-03-10 06:05 pm (UTC)
Мне показалось из многочисленных рецензий, что для меня это слишком красивый фильм.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: britiy_yozhik
2014-03-10 06:13 pm (UTC)
Красоты необписуемой!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: oh_my_goddes
2014-03-11 11:04 am (UTC)
Мало ли,что там в рецензиях пишут.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ivanov_petrov
2014-03-11 12:55 pm (UTC)
В сети тесно, без пазух и продуха , как в этом мире, потому что не видно тех, кто молчит. Сплошная лента,с комментариями. Мне кажеься, этот мтр ТББ Германа похож на рынешнюю сеть, гже в клтке друг оь друга, а то и просто на одгой странице все то, что сказано, люди извергают свое содержимое. Пора иобретать в паиу к гугльдевайсу лучшее - черные очки, через которые можноне видеть того, что говорят
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mitrichu
2014-03-16 01:17 pm (UTC)
Может, просто выколоть глаза? Как Эдип?
(Reply) (Parent) (Thread)