olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Category:

Литературное

Несколько выписок из двух интервью с «Часкора». Просто на память.

Алексей Шепелев http://www.chaskor.ru/article/aleksej_a_shepelev_edinstvennoe_opravdanie_esli_ya_etogo_ne_napishu_takogo_nikto_ne_napishet_34810

<…>Литература, искусство вообще, позволяет делать то, что нельзя сделать, создать, выразить иными средствами. Это не информация (журналистика и компьютерщики), не идеи и идеология (философия и политика), не шоу и не производство, и тем более не деньги и всё связанное с их зарабатыванием. Это всё вместе (даже деньги тут неизбежно задействованы, но как бы «по модулю», вспомним Достоевского), модель жизни, модель мира, его осознание и освоение человеком, отражение в слове, подражание – пардон за ряд банальных определений - в творчестве нашему Творцу. Это как бы единственный взгляд человечества на себя со стороны.

<…>Я три года писал третий роман «Снюсть жрёт брют». Писал плотно, нигде не работал, по 8-9 часов в день (вернее, в ночь) давал стране угля. И я отлично понимаю, как звучит название, а когда его повторяли по телефону работники издательств и журналов, невольная усмешка проскакивала.

<…>А тех, кто говорит, что для них писательство – хобби, я не приемлю. Это профанация. Для меня «хобби» - это всё остальное.

Дмитрий Волчек http://www.chaskor.ru/article/dmitrij_volchek_budushchego_net_istiny_net_vse_dozvoleno_34897

<…>Издавать книги на бумаге все сложнее, а смысла в этом все меньше. Знаете, как Феллини сказал, когда «Джинджер и Фред» шел в пустых залах: «Все мои зрители умерли». Вот тут такая же ситуация, только я утешаю себя тем, что умерли не только мои читатели, но и все прочие тоже.

<…>Вот странная история: три четверти населения России – буйные сумасшедшие, битцевские маньяки, но здесь всюду культ нормальности. Вы ведь были на Франкфуртской ярмарке? Вот европейские стенды: тут Салман Рушди с охраной, там Умберто Эко с мошной, много седых умных лесбиянок. Все понятно. Но подходишь к российскому стенду: обои с березками, а на их фоне мечутся какие-то монстры в пиджаках: с прединсультными рожами, каменными загривками, крепко сжатыми ягодицами. Почему? Доколе?

<…>русские авторы ничего не умеют. Одни «подсолнухи на задворках духа» (так Набоков сказал о советской литературе в 1940 году, но ничего не изменилось). Русским писателям нужно сесть за парту и читать Витткоп. Или Андрея Белого. Или Платонова. Или Добычина. Или шесть томов Эрве Гибера. А как только кто-нибудь захочет что-то написать, из чулана должен выбегать маркиз де Сад и метать дротик. Прямо в загривок.

<…>Ну вот и я веду дневник каждый день, много лет, только не публикую. Пройдут года, и какой-нибудь милый архивный хвощ его издаст и прокомментирует. Но к тому времени читатели уже вымрут окончательно. Восточный ветер будет читать мой дневник лишайникам на могильных плитах.

На днях один из моих френдов, писатель, высказался о состоянии современной русской литературы коротко, изящно и по существу. Но, увы, запись подзамочная, поэтому процитировать не могу.

Кстати, меня тут пригласили прочитать в «Школе культурной журналистики» лекцию о современной русской литературе. Точная дата лекции пока неизвестна, где-то в апреле. Я тогда напишу позже. А пока готовлюсь, в основном морально, потому что, говоря на такую тему, трудно удержаться в рамках приличия.

И ещё из мира литературы и не только. Заметки Александра Иванова, главы издательства Ad Marginem. http://seledkagazeta.ru/index.php?mact=News%2Ccntnt01%2Cdetail%2C0&cntnt01articleid=286&cntnt01origid=15&cntnt01returnid=17

<…>В России очень мало социализма, у нас социальной риторикой заменяют реальный социализм, а политики, которые критикуют Путина за тиранию, вообще в гробу видали социальное поле. Рыжков, Пархоменко, Немцов – для них главная проблема в том, чтобы внутри этого путинского vip-коридора были другие люди.

<…> Русские люди весьма дальнозорки, в отличие от остальных европейцев. То есть они ничего вблизи не видят. И это касается очень многих наших проблем. Настоящие события ведь маленькие. Информационная лента даже может не уловить их в свою сеть.

<…> Празднование гибели Пушкина в 1937-м, превращение Маяковского в главного советского поэта – все это очень мощные идеологические процедуры, которые сделали русскую классику совершенно невыносимой для школьников. Фактически ее умертвили. И вот с этим уже мертвым, нагримированным телом русской литературы сегодня зачастую и приходится иметь дело молодым писателям. Они по инерции начинают говорить на этом языке зомби. Не на языке Толстого, Чехова и Достоевского, а на языке зомби, оживших великих мертвецов, языке, который, конечно, никуда не годится. <…> Это настоящий зомби-дискурс: умер, но потом как-то вроде бы ожил, начал двигаться и при этом жаловаться на то, что умер, и требовать денег, чтобы в этом постмортальном существовании как-то еще прожить, еще немного протянуть.

<…> я думаю, Рильке имел в виду каноническую библейскую ситуацию встречи с Богом, которая довольно травматична. Как, например, может быть травматичной встреча с человеком, который при вас вдруг начинает ссать в лифте. В каком-то смысле это тоже встреча с Богом. Вы заходите в какое-то пространство и вдруг встречаетесь с тем, что этому пространству не свойственно и не присуще. Вы соприкасаетесь с абсолютной границей этого пространства – причем внутри него самого.

<…>Классика, если вы хотите получить самообразование, очень важна – как гамма для музыканта. Это античная литература, философия греческая, латинская поэзия. Это, конечно, Шекспир и немецкая классическая философия. Гуманитарное образование у нас довольно странное, и классические тексты, которые должны быть просто хлебом для гуманитария, здесь читаются очень невнятно и факультативно.
Tags: Ссылки, Цитаты
Subscribe

  • Подборка майских фото

    На майские праздники с трудом, но всё же удалось собраться с силами и вылезти из дома. В поселок художников на Соколе и ещё в одно малопопулярное (и…

  • Прогулка в парке

    Несколько фотографий с сентябрьской прогулки в Тимирязевском парке. Не помню точную дату, помню, что в тот день Кольта.ру устраивала фестиваль в…

  • Поездка в Питер. Фотографии.

    И в завершении отчёта о Санкт-Петербурге несколько фоток. 1. Ворота Новой Голландии. Классно же, да? А за ними, увы, мерзость запустения, и только…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments