?

Log in

No account? Create an account
Про разное - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Про разное [Mar. 23rd, 2014|02:11 am]
olnigami
[Tags|]

Рассказ Татьяны Горичевой, православной феминистки, о своей жизни. Удивительно, я думал, что христианский феминизм в наших краях и в теории-то мало кому известен, а уж о практике и говорить не приходится. А вот пожалуйста – оказывается, христианские феминистки существовали ещё в СССР. Хотя было их немного, и они даже среди православных диссидентов считались течением радикальным и маргинальным. Вот интересно: как сейчас дела обстоят с христианским феминизмом в России?
http://www.pravmir.ru/tatyana-goricheva-iz-komsomola-v-ekszistencializm/

***
Там же на правмире длинная дискуссия об одном из самых больных вопросов православия – переводе богослужения на русский язык. Тема эта поднимается регулярно, обсуждается рьяно, но дальше обсуждений дело никогда не идёт. И это в общем-то понятно. Коренное изменение традиции – вещь крайне непростая, в чём быстро убеждались все церковные реформаторы во все времена. К тому же вопрос об использовании современного русского языка во время богослужения, при его внешней невинности, поднимает несколько глубинных и очень важных для христианства тем. Тут и проблема соотношения сакрального/профанного . И вопрос: а что такое вообще богослужение в церкви и для чего оно нужно. Выступает ли оно чистым ритуалом с повторением одних и тех слов в одном и том же порядке, пусть даже часть этих слов не понятна слушателям, а порой и самому говорящему. Или же оно призвано доносить до участников служения христианское вероучение. Или, если уж ещё более обобщить: должна ли церковная служба воздействовать на разум или на религиозное чувство?

А отсюда плавно вытекает и другой вопрос: к кому обращается священник во время богослужения, кто эти люди, зачем они пришли в храм и что ждут от богослужения. И тут же выясняется, что и люди разные, и цели у них разные, и понимание разное. Вообще, современное русское православие достаточно неоднородно, хотя и старается сохранять единство. Наверное, поэтому и появляются такие больные вопросы, которые вызывают порой резкие обсуждения и быстро погрязают во взаимных упрёках и обвинениях. А в случае данной статьи приятно почитать людей, которые рассуждают о сложной теме со взаимным уважением и осторожностью. С пониманием того, что в данном случае любой резкий шаг может спровоцировать конфликт, а то и раскол. Любопытны также исторические отсылки, ведь тема поднималась ещё во времена православного ренессанса начала 20-го века и тоже вызывала неоднозначную реакцию, и так не нашла какого-то окончательного разрешения, только ещё больше ожесточила участников дискуссии.
http://www.pravmir.ru/pochemu-my-ne-ponimaem-teksty-bogosluzheniya-i-chto-s-etim-delat/

***
В журнале «Сеанс» очень хорошая статья про венгерского режиссёра Милоша Янчо. Оказывается, он и в СССР тоже снимал кино, только вот манера съёмок Янчо, что называется, не пришлась ко двору:

Недопонимание сторон вызвало и курьезное, на первый взгляд, обстоятельство — венгерских коллег изрядно позабавили героические попытки тружеников Госкино регламентировать изображения обнаженной женской натуры. В Венгрии искренне не понимали, отчего советские товарищи так переживают по поводу съемок «ню», давно не вызывающих никакого переполоха в кинозалах Европы. Читать докладные, которые слали руководству взрослые как-никак люди по поводу съемок фильма «Звезды и солдаты» — смех один. Владимир Карен, назначенный его редактором, после ознакомления с положением дел в искусстве братской Венгрии пришел в истинную панику — его реляции на «Мосфильм» напоминали тревожные сводки военного времени:

«Я видел три фильма М.Янчо [...]. Во всех [...] есть эпизоды с голыми женщинами. [...] Насколько я мог разобраться в обстановке за 12 дней своего пребывания в Венгрии, там существует благоприятная обстановка для появления фильмов с подобными эпизодами. С кем бы ни заходил у меня разговор по этой проблеме [...], я сталкивался с ироническим, снисходительным отношением к нашим позициям»6, — жаловался он вышестоящим товарищам.


http://seance.ru/blog/portrait/svoboda/?utm_source=rss&utm_medium=rss&utm_campaign=svoboda

Запрет на наготу в советском искусстве эпохи застоя – интересная тема. Вообще, с культурологической точки зрения это был очень странный период, который только внешне казался таким застывшим, сплочённым и скучным. На самом деле, под этой бронёй спокойствия бушевали мощные страсти (зачастую вытесненные в личное и коллективное бессознательное), которые выплеснулись наружу после 1985 года.

***
Роман Шмараков привёз из Италии занимательные фотографии: комиксы по Данте из музея (хорошие, однако, в Италии музеи) и скульптурное изображение Медузы Горгоны. Что тут скажешь, Медуза художнику удалась. Помнится, в советском мультфильме про Персея её изображали в не столь откровенном виде. И вот, кстати, в советские времена древнегреческую мифологию старались смягчать, утаивая от широкой публики некоторые сюжетные особенности. Мифология – для детей, и точка. А раз для детей, то всё несоответствующее надо выкинуть Вообще, такое было ощущение, что в те времена как-то старались спрятать, обойти молчанием всё, что выбивалось из привычно ровного мировоззрения (и это, кстати, был некоторый прогресс по сравнению со сталинской эпохой, когда всё выбивающееся уничтожалось).
http://roman-shmarakov.livejournal.com/686617.html#comments

***
Небольшая заметка о том, как харизматическое направление в христианстве совместилось с африканской религиозной традицией, породив своеобразный магическо-христианский синтез.
<…>Не хотелось бы показаться грубияном, но харизматическое движение в Африке полностью взяло на вооружение заблуждения и суеверия африканского религиозного мировоззрения и слегка скрасило их христианскими терминами и неверно истолкованными библейскими стихами. Разница лишь в том, что два мира усопших предков и злых духов смешались в одну неудобоваримую кашу. Вот почему там наблюдается такой нонсенс как «духовный брак» с демонами, которые становятся «духовными мужьями» или «женами». Вот почему такую популярность приобрела ересь о проклятии поколений.
<…>Обратите внимание, насколько слабо само учение харизматического течения в Африке. Вся библейская диета его приверженцев состоит из нескольких поношенных, измученных стихов: «Ранами Его мы исцелились», «Соделал нас Господь главою, а не хвостом», и т.д. Они даже не пытаются провести хоть мало-мальскую экзегезу Писания. Зачем, ведь завоевать умы простого народа можно и с помощью повторяющихся фраз и мантр, подобно шаманам заставляя людей впадать в транс.

http://www.propovedi.ru/resource/why-is-the-charismatic-movement-thriving-in-africa/

Понятно, что всё вышеописанное не только Африки касается. В европейском и американском харизматическом движении присутствует всё то же самое. Может быть, не столь ярко выражено и наверняка не доходит до таких нонсенсов как брак с духовными сущностями, это, кажется, чисто африканская идея (в вудуизме, насколько я помню, есть нечто похожее – дух может «оседлать» колдуна). А вот о проклятии поколений, молитвах связывания и освобождения говорят и американские, и европейские проповедники. Да и в России это учение процветает. Тем более что у нас оно точно так же как и в Африке накладывается на местные языческие традиции. Да и не только языческие. Народное православие - это ведь тоже своего рода магическо-христианский синтез, только базирующийся на других культурных основаниях. Хотя во многих практиках и в самом мировоззрении между народным православием и харизматами прослеживаются явные структурные сходства.

***
Стихи про Босха и котят, очень своевременно, я считаю:

зачем ты рисуешь страшное дяденька босх
такое чего и вовсе не бывает на свете
твои птички прилетят и выпьют всем мосх
а объедки накроют тазом сделанным из меди
жизнь это стог сена каждый хочет урвать свой клок
сад радостей земных знаем мы эти радости земные
после них остается совершенно пустынный уголок
который будем надеяться снова заселят звери лесные
людям плохо в пустыне демоны их искушать прилетят
подзуживать а те и сами немалую к тому имели охоту
лучше бы дяденька босх изобразил нам няшных котят
их не утопят ибо нельзя дважды в одну и ту же воду

http://flying-bear.livejournal.com/1765104.html#comments


***
Не хотелось мне про политику опять начинать, но тут очень уж хорошая формулировка попалась, не могу не поделиться:

Нехорошая мысль: получается, был свой резон у среднеазиатских республик, избавлявшихся от русского населения всеми, хм, средствами. И у Туркменбаши были основания строить в Туркмении оригинальную цивилизацию на основе Рухнамы и запрета на балет, медицину и золотые зубы. Зато теперь он умер, а страна уже другая, и никто завтра не придет и не скажет - да глядите, это ж такие же точно русские люди! у нас общая культура, религия и обычаи, и вообще мы в душе братья. Давайте их защитим и аннексируем. О суверенитет, какие преступления совершаются во имя твое!
Переводя мысль в позитивное гуманистическое русло (как мы любим): если есть у вас какое своеобразие - развивайте его (желательно без членовредительства). Это уменьшает шансы на внезапное спасение вас кем-то зеленым и вежливым. Главное - не производить впечатление человека страшно простого и понятного, все проблемы которого решаются добавлением мужика хорошего/любящей заботливой женщины. Безопасней ходить на сложных, как говориться, щщах, и тем самым всех отпугивать.

http://users.livejournal.com/_niece/236796.html

Я бы ещё добавил, что в одночасье сбылись страхи восточноевропейских стран и Прибалтики, которым никто в мире не верил все эти годы, прошедшие со времён перестройки. Всё по Войновичу, да: Братское кольцо враждебности, Дружеское кольцо враждебности, Вражеское кольцо враждебности. Иногда так и хочется спросить: господа, а вам не думается иногда, что вот эта вот всеобщая ненависть к России, о которой у нас так любят говорить, вовсе не так иррациональна, как вам хотелось бы представить, и имеет под собой некоторые основания? Но я понимаю, что таких вопросов лучше не задавать. Как же можно сомневаться в том, что Россия – царство Добра и Справедливости, а ненавидят её потому, что все остальные погрязли во зле и беззаконии.

***
И ещё немного странного. С башорга о паранормальных явлениях в мире айти:

Ernillew: Это ничего, я как-то проснулся, рассказал жене, что мне приснилось, что нагиос сообщил о падении одного из серверов, но только в почту, я починил сервер и лег обратно спать. Жена ответила: «Ты в районе трех часов ночи встал, сказал что упал сервер, посмотрел в почту, выругался, поднял сервер и лег обратно».
То есть я как-то в сон получил сообщение нагиоса и поднял все уже не во сне :)
Проверил по логам, все правда, действительно падал сервер, действительно на мобилу ничего не пришло, действительно поднял не просыпаясь :)

http://bash.im/quote/427348

Забавно бывает наблюдать, как самая прогрессивная и рациональная отрасль человеческой деятельности сталкивается с иррациональным. Впрочем, об этом ещё тридцать лет тому назад написал Уильям Гибсон… а потом Дэн Симмонс… и Мамору Осии об этом снял аниме… а братья Вачовски под вдохновением от Гибсона и Осии сняли «Матрицу»… И вот теперь литературные фантазии воплощаются в жизнь. Компьютеры потихоньку приручают людей, и никто не знает, во что это выльется. А вы всё о каких-то мелочах спорите, когда тут уже пора к скорой войне с искусственной средой обитания готовится.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: la_tisana
2014-03-23 06:05 am (UTC)
а какое аниме Осии ты имеешь в виду?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2014-03-23 08:46 am (UTC)
Ghost in the shell. Сцена в начале "Матрицы" с полётом Тринити практически один в один повторяет начало аниме Осии.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: la_tisana
2014-03-23 08:52 am (UTC)
o, nado posmotret, spasibo.
(Reply) (Parent) (Thread)