olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Categories:

«Сад изящных слов» Макото Синкай

Нашёл в черновиках заметки об этом аниме, немного дополнил и выкладываю. Подумал, может, сделать из этого нормальный обзор и куда-нибудь отправить? На отаку.ру, например. Хотя вряд ли оно им надо, ну а вдруг.

Смотрел я его в «Художественном», в маленьком зале с пуфиками (да, оказывается, в «Художественном» и такой есть), предназначенном, как я понял, для детских сеансов. По-видимому, в кинотеатре как обычно решили, что раз анимация, так для детей. Кто смотрел хотя бы один фильм Макото Синкая, оценят иронию ситуации. Показывали фильм в дубляже, что, понятно, испортило впечатление как минимум на треть; надо будет пересмотреть его в нормальном виде, полагаю, впечатления будут сильно отличаться. В дополнение к «Саду» показали ещё «Она и её кот» и «Голоса далёких звёзд», так что можно было оценить насколько вырос Синкай за прошедшие годы. В зале было ровно пять человек, все, разумеется, взрослые.

Что касается самого мультфильма – ну что ж, Синкай снимает как всегда в своём духе о любви и о пространственно-временном расстоянии, которое не даёт влюблённым соединиться. На сей раз, к счастью, обошлось без космических путешествий, хроноклазмов и параллельных миров. Сюжетная завязка тут проще и прозаичнее: он – 15-летний школьник, который мечтает стать дизайнером обуви и любит гулять по парку под дождём, она – 27-летняя учительница литературы («старая уродина», как её характеризуют одноклассницы главного героя), которая часами напролёт сидит в беседке с томиком классической японской поэзии, парой баночек пива и большой плиткой шоколада.

Из такой драматичной сюжетной завязки Синкай делает, как он любит, крайне затянутое и предсказуемое повествование, но любим-то мы его не за сюжетные ухищрения, а за умение создавать атмосферу светлой грусти, и с этим в фильме всё в порядке. Развитие сюжета занимает минут 10, может, 15; всё остальное время режиссёр показывает переживания героев, дождь, облака, поезда под дождём, городские пейзажи под дождём, проникновенную музыку на фоне дождя. Так же, как и в «Пять сантиметров в секунду», природная стихия играет не просто роль декорации, а становится мотором сюжета – влюблённые встречаются только в дождь и потому грустят, когда на небе сияет солнце.

Вообще, в творчестве Синкая явно намечаются две линии:

- одна состоит из бытовых историй с двумя главными героями, вокруг которых крутится действие, простым и камерным сюжетом, упором на эмоции, растянутостью: «Она и её кот», «Пять сантиметров в секунду», «Сад изящных слов»;

- вторая опирается на достаточно сложный и обязательно фантастический сюжет, рисует большой мир со своей историей, в истории действует несколько персонажей, события развиваются динамично и даже местами вполне по-боевому: «Там, за облаками» и «Ловцы забытых голосов», в некоторой степени «Голоса далёких звёзд» (хотя это скорее микс из двух линий, потом Синкай, к счастью, понял, что надо всё-таки отделять лиричное повествование от сюжетного).

Но если сравнивать этот фильм с «Пять сантиметров в секунду», то видно, насколько вырос Синкай как режиссёр. Сюжет стал сложнее, планы динамичнее, и, самое главное – персонажи перестали быть картонными и в них появился хоть какой-то объём. 15-летний школьник живёт один, сам зарабатывает себе на учёбу, имеет цель в жизни. На него прям приятно посмотреть после всех этих типичных для Синкая мальчиков со сложной душевной организацией, не знающих зачем они живут на белом свете. А 27-летняя учительница, напротив чувствует себя подростком, плывёт по течению, душевно хрупка и уязвима, всё никак не может повзрослеть. Причём в финале их роли меняются: он устраивает типичную истерику «обиженного подростка», а она проявляет взрослую решительность и взвешенность... По крайней мере, как мне кажется, так пытался сделать режиссёр, но получилось у него на твёрдую тройку (минус балл за выключившийся в момент объятия героев дождь и внезапно включившееся солнце – как-то уж совсем пошло получилось), хотя тут, конечно, надо смотреть оригинал. Вся эта сцена строится на диалоге, а что английский, что русский дубляж плохо передают японские интонации.

Ещё стоит отметить, что школьник нарисован достаточно стандартно, а вот учительница получилась просто блеск. Вообще, Синкай всегда женские персонажи рисует тонкими, хрупкими и ранимыми (нет, он не Рубенс, он другой), а в этот раз просто превзошёл самого себя. Глядя на нарисованную им учительницу, сто процентов веришь, что она действительно взрослая женщина с душой несчастного, обиженного подростка. И ещё очень удачный сюжетный ход, показывающий специфику отношений: она совершенно не умеет готовить, а потому питается исключительно пивом и шоколадками, а он – хороший кулинар, каждый раз приносит на свидание ланч-бокс и кормит её. Вообще, кажется, тут в мальчике проявляется не мужская сторона, а материнская - забота и сочувствие. И видно, как героиня не очень-то сама понимает, как его воспринимать. Она ещё кому-то говорит, что её покормила в парке бабушка (sic!) - так что да, тут всё не так просто.

И, конечно, дождь, дождь, дождь. В этом фильме столько дождя, сколько у нас за всю осень не выпадает. И как же красиво этот дождь нарисован. Так и хочется сказать режиссёру: «Макото-сэнсей, уважаемый, бросьте вы попытки выписать историю, отношения, переживания, страсти, просто рисуйте дождь из дождя под дождём, и нам этого будет достаточно»

Да и, кстати, насчёт финала. Я вот уже когда написал, подумал, а ведь не всё так просто, как кажется. Вот, дескать, они обнялись, засветило солнце - всё прекрасно и замечательно. Ведь в этом фильме символика перевёрнута: дождь служит символом единения, а солнце символом расставания. Так что в тот момент, когда герои обнимаются и, казалось бы, наступает кульминация в виде соединения двух любящих сердец, внезапно выглянувшее солнце показывает, что на самом деле это соединение невозможно. То есть в этот момент любовь и разлука сливаются воедино. Тем самым Синкай предельно чётко выражает мысль, проходящую через всё его творчество: любить можно только на расстоянии, истинная любовь невозможна без разлуки.
Tags: Аниме
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments