olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Category:

Конспект лекции в "Гиперионе"

Выкладываю конспект своей лекции о современной литературе. Как и положено конспекту, большинство пунктов тут представлены в сильно укрупнённом и упрощённом виде. И по каждому тезису здесь по-хорошему нужна отдельная лекция, с наглядными примерами. Некоторые вещи пришлось высказать мельком, например, высказывание о фанфикшне, который, на мой взгляд, сейчас является одним из самых интересных явлений современной литературы. Но я слабо разбираюсь в этом... жанре? течении? (не знаю, как поименовать фанфикшн, в привычную схему литературы он явно не укладывается), увы, как я уже говорил, современная русская литература во всей её полноте просто необозрима.


1 часть. Приветствие и введение

А. Изначально планировалось, что я расскажу на этой лекции о литературной критике. Но я начал обдумывать этот вопрос и понял, что прежде, чем говорить о критике, субъекте литературного процесса, надо сначала определить объект изучения. А это не так просто, потому что в первые 15 лет двадцать первого века в литературной жизни произошли м происходят большие изменения, которые до сих пор толком не осмысленны.

Б. Замечание: говорить я буду только о прозе. Хотя много интересного происходит и в поэзии, и в нон-фикшене, который становится популярнее беллетристики.

В. Как мы дошли до жизни такой. Литература 19 века – своего рода пирамида. Нижний сегмент - массовые авторы, потом меньшее количество автор средних, затем авторов высокого уровня и наверху – звёзды. Это, конечно, сильно упрощённая картина, но в ней важно то, что всё это единое пространство с чётко выраженной единой иерархией. Есть определённый минимальный образовательный набор, есть представление о том, кто чего стоит в литературе. Условно говоря, все знают, кто такие Пушкин, Гоголь, Достоевский, и не просто знают, а читают и перечитывают. Есть примерно схожая система эстетических оценок литературы.

В начале 20 века модерн пытается взорвать старый мир и создать новые эстетические критерии, новую иерархию и вообще всё новое. Затем в 20-е годы происходит раскол на советскую и эмигрантскую прозу, в каждой из которых вырабатывается своя эстетика, своя литературная иерархия, хотя всё ещё остаётся общение между двумя этими сегментами. Потом раскол советской прозы на официальную и самиздатовскую, выделение авангардной литературы, всё большее дробление литературного пространства, всё ещё сохраняющего своё единство. Переломный момент, десятилетие от второй половины 80-х до второй половины 90-х. Три фактора:

1. Появление огромного количества новых имён за счёт переводов, возвращения эмигрантской литературы и выхода самиздата из подполья. Появление новых жанров: хоррор, криминальный боевик, иронический детектив, геройское фэнтези. Русские писатели пытаются подражать западным и начинают больше ориентироваться на массовые вкусы.

2. Раскол в писательской среде на демократов и патриотов практически до полного разрыва. Привело к созданию двух писательских сегментов, не поддерживающих контакт друг с другом.

3. Снижение числа подписчиков толстых журналов и книжных тиражей. Видео, кино, телевидение вытесняют книгу.

Нулевые годы: появление Интернета, который сильно изменил литературное пространство. Развитие сетературы, приход в литературу авторов из блогов, обмен мнениями через форумы и соцсети (во многом заменивший традиционную литкритику). С другой стороны развитие пиратства, приведшее к снижению тиражей. Кризис 2008 года: падение тиражей, закрытие книжных магазинов.


2 часть. Толстожурнальная литература.

Сектор, оставшийся с советских времён, хотя и потерявший былую значимость. Когда я говорю о толстых журналах, люди помоложе спрашивают: «что это такое?», люди постарше спрашивают: «как, они ещё существуют?». Да, как ни странно, но толстые литжурналы пережили годы реформ. Обычный Путь для молодого писателя: сначала журнал, затем книга, выдвижение на премию. Журнал-издательство-премия. Интересно, что звёзды этого сектора обычно работают напрямую с издательствами, минуя журналы.

Этот сектор считает себя главным литературным сектором, но на самом деле говорить о «главном/неглавном» в литературе сегодня невозможно, просто потому что нет единого пространства, каждый сектор варится в собственном соку, строит свою иерарахию, вырабатывает свои жанровые особенности. Хотя здесь пишутся книги достаточно высокого качества.

Здесь сложился примерно один круг писателей и читателей, новые имена появляются не так уж часто. Стоит отметить, что фонд Филатова и форум молодых писателей в Липках пытается искать молодёжь и пополнять ряды литераторов. Этот сектор литературы постоянно балансирующий на краю гибели. О смерти литжурналов говорят постоянно, и в ближайшие годы это вполне возможная перспектива. Существуют они в основном на энтузиазме, а на энтузиазме долго не проедешь. К тому же читатель толстых журналов может спокойно перейти на перечитывание классической литературы, переводы или чтение на языке оригинала.

Трудно говорить о круге читателей и его численности. Значительная часть тиража идёт в библиотеки, что должно означать, что их читают несколько человек… а может означать, что их не читает вообще никто. Многие материалы доступны на сайте Журнального зала.

3 часть. Патриотический сектор.

Это промежуточный сектор между авторской литературой и жанровой. Он точно также концентрируется вокруг журналов «Москва» и «Наш современник», газет «Литературная Россия» и «Литературная газета». Вне пределов узкой аудитории этот сектор малоизвестен, я с ним познакомился только благодаря Литинституту. Писатели и публицисты (а в этих журналах и газетах очень много публицистики, причём в основном не литературной) до сих пор живут в атмосфере конца 80-х годов. Оттуда все темы, оттуда вся риторика, смесь коммунизма, национализма и православия. Обличение современной действительности, склонность к истерике и передёргиванию. Сходство с жанровой литературой заключается в наличие одних и тех же тем, сюжетов, стилей и, что немаловажно, своей читательской аудитории, которая привыкла именно к такому типу литературы и ни на что его не променяет.

Интересно отметить, что в российской литературе сейчас есть целых три не связанных друг с другом патриотических сектора. Один, недавно сформировавшийся, в толстожурнальной прозе (Прилепин, Шаргунов), другой – атавизм советской эпохи, третий – в фантастике, о которой речь впереди. 

4 часть. Жанровая литература. Вступление, криминальная литература, любовные романы

Тут важно отметить роль издательств. В толстожурнальной прозе издательства следуют за авторами и журналами, а в жанровой литературе издательство определяют, что писать, для кого писать. Издательство гораздо сильнее привязаны к рынку и отдельным секторам рынка.

Немного о важности жанровой литературы. Она не столь склонна к рефлексии, как авторская и потому гораздо лучше манифестирует процессы коллективного бессознательного. Причём делает это чаще всего в мифологизированной форме, поэтому приходится немного потрудиться, чтобы расшифровать символы и сюжеты массовой литературы.

Любовный роман – он всегда и везде любовный роман, наверное, единственный жанр, который способен пережить всё что угодно, даже ядерную войну. Несколько базовых сюжетов (красавица и чудовище, золушка, спасение похищенной принцессы, спящая красавица), которые как паразиты проникают во все литературные ниши и к ним приспосабливаются. Сейчас любовные романы пишут про вампиров, бандитов, роботов и даже зомби.

Единственное, что как и вся жанровая литература любовный роман сталкивается с проблемой высокой конкуренции со стороны переводов, телесериалов и кино. А также с сетевым пиратством

Детектив. Тут всё достаточно стабильно. Стоит только заметить такую литературоведческую деталь: в 90-х годах произошёл сдвиг от «героического» романа к «милицейскому». Если в криминальном детективе начала 90-х действует одинокий герой –– бывший ветеран, не связанный ни с какими структурами, подчиняющийся только своим внутренним законами представлениям, то в конце 90-х и нулевых ему на смену приходит милиционер, который может быть сколь угодно отмороженным беспредельщиком, но всё равно подчиняется, пусть даже и формально, инструкции, начальству, контролирующим органам, внешним правилам.


5 часть. Фантастика

В самом широком понимании: научная фантастика, фэнтези, хоррор, тем более, что все эти поджанры сосуществуют в одном литературном пространстве. Городской «Роскон»: с одной стороны прилавок с фигурками, за ним – прилавок с комиксами, прямо – настольные игры и видеоприставки, по всему помещению ходят косплееры. Стенд научных экспериментов, рядом – шатёр, где сидит гадальщица на картах, и никого это соседство не смущает. Посередине – каре из книжных прилавков. Рядом – сцена, где выступают писатели. Раздают автографы, множество зрителей.
Книга занимает равноценное место среди аниме, комиксов, сериалов, кино, игр. Литература в данном случае лишь один из видов мультимедиа. Мы привыкли, что книга является фундаментом, а кино или аудиокнига, телеспектакль – производные от книги. Здесь же абсолютное равенство всех медиаисточников. Всё переплетается самым причудливым образом. Сталкер: книжная серия – игра – фильм – книга.

Другой подход к оценке литературного произведения. Да, классические критерии всё ещё действуют: связность повествования, композиция, логичность, психологическая проработка персонажа, конфликт. Но наряду с этим появляются: насколько книга соответствует вселенной, вносит она что-либо, книга ли написана по мотивам игры, или кино снято по мотивам книги. Писателей, не относящихся ни к какой вселенной, становится всё меньше. Однажды найденный удачный мир берёт в плен своего создателя.

Важный момент - молодость зрителей и вовлечение зрителя/читателя в творческий процесс. Тесная связь с фанфикшеном: эту среду активно подпитывает интернет – творчество фэнов: комиксы, рисунки, сочинения по мотивам. Иногда фанфикшн, даже и не напечатанный на бумаге, обретает культовый статус: «Чёрная книга Арды», «Школа в Карматене».

Разрыв с литературной традицей. Литература 19 и 20 века для фантастики лишь источник для цитат, пародий и сюжетных ходов, молодые авторы пишут так, как будто всей этой литературы не было вовсе. Фактически, история русской фантастики начинается с братьев Стругацких и переводной фантастики конца 80-х. Дальше она остаётся в рамках выработанных шаблонов и стагнирует. Появление «новой волны» в русской фантастике невозможно, потому что все, кто мог бы поднять эту волну, уходят в «большую» литературу (В. Березин, М. Галина, Т. Скоренко, в 90-е Пелевин).
Конвенты и премии, форум FANTLAB – средства общения, которые структурируют литературное пространство фантастики.

Характеристики фантастики: агрессивность и милитаризм, постимперский синдром, зацикленность на прошлом, инфантильность, боевое православие, преклонение перед спецслужбами. Язва современной русской фантастики - попаданчество.

6 часть. Заключение.

Литературный мир необратимо меняется. То, что раньше называлось мейнстримом, авторской прозой становится таким же высококультурным заповедником, как, например, классическая музыка или опера. Да, слушают, есть своя аудитория, есть несколько звёзд, но массового влияния нет и в помине. И звёзды становятся звёздами на за счёт литературы, а за счёт активности в СМИ, особенно на телевидении. Жанровая литература строится по своим нормам. Образуется своя тусовочная среда, в которой требуется постоянное включение и следование особым правилам игры. Писательство становится полупрофессиональным или даже просто родом хобби. Молодому писателю, начинающему свой путь, стоит дважды подумать и взвесить свои шансы. Надо твёрдо понимать, что в разных литературных мирах действуют разные правила, причём они всё дальше от собственно литературности.
Tags: Книги
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Ярославские диковины, часть 3

    Ещё немного впечатлений от поездки в Ярославль, связанных с местными, скажем так, необычностями. Рядом с отелем, где мы жили, стоит колесо…

  • Ярославские диковины, часть 2

    Продолжаю свой рассказ о чудесах и диковинах города Ярославля. В предыдущем очерке я удачно вспомнил «Город Зеро» Шахназорова, потому что буквально…

  • Ярославские диковины, ч. 1

    Свой день рождения в этом году (а в последнее время праздники прилетают с такой скоростью, что, кажется, только вот лёг спать после новогодней ночи,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments

Recent Posts from This Journal

  • Ярославские диковины, часть 3

    Ещё немного впечатлений от поездки в Ярославль, связанных с местными, скажем так, необычностями. Рядом с отелем, где мы жили, стоит колесо…

  • Ярославские диковины, часть 2

    Продолжаю свой рассказ о чудесах и диковинах города Ярославля. В предыдущем очерке я удачно вспомнил «Город Зеро» Шахназорова, потому что буквально…

  • Ярославские диковины, ч. 1

    Свой день рождения в этом году (а в последнее время праздники прилетают с такой скоростью, что, кажется, только вот лёг спать после новогодней ночи,…