?

Log in

No account? Create an account
Конспект лекции в "Гиперионе" - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Конспект лекции в "Гиперионе" [Apr. 20th, 2014|03:39 pm]
olnigami
[Tags|]

Выкладываю конспект своей лекции о современной литературе. Как и положено конспекту, большинство пунктов тут представлены в сильно укрупнённом и упрощённом виде. И по каждому тезису здесь по-хорошему нужна отдельная лекция, с наглядными примерами. Некоторые вещи пришлось высказать мельком, например, высказывание о фанфикшне, который, на мой взгляд, сейчас является одним из самых интересных явлений современной литературы. Но я слабо разбираюсь в этом... жанре? течении? (не знаю, как поименовать фанфикшн, в привычную схему литературы он явно не укладывается), увы, как я уже говорил, современная русская литература во всей её полноте просто необозрима.


1 часть. Приветствие и введение

А. Изначально планировалось, что я расскажу на этой лекции о литературной критике. Но я начал обдумывать этот вопрос и понял, что прежде, чем говорить о критике, субъекте литературного процесса, надо сначала определить объект изучения. А это не так просто, потому что в первые 15 лет двадцать первого века в литературной жизни произошли м происходят большие изменения, которые до сих пор толком не осмысленны.

Б. Замечание: говорить я буду только о прозе. Хотя много интересного происходит и в поэзии, и в нон-фикшене, который становится популярнее беллетристики.

В. Как мы дошли до жизни такой. Литература 19 века – своего рода пирамида. Нижний сегмент - массовые авторы, потом меньшее количество автор средних, затем авторов высокого уровня и наверху – звёзды. Это, конечно, сильно упрощённая картина, но в ней важно то, что всё это единое пространство с чётко выраженной единой иерархией. Есть определённый минимальный образовательный набор, есть представление о том, кто чего стоит в литературе. Условно говоря, все знают, кто такие Пушкин, Гоголь, Достоевский, и не просто знают, а читают и перечитывают. Есть примерно схожая система эстетических оценок литературы.

В начале 20 века модерн пытается взорвать старый мир и создать новые эстетические критерии, новую иерархию и вообще всё новое. Затем в 20-е годы происходит раскол на советскую и эмигрантскую прозу, в каждой из которых вырабатывается своя эстетика, своя литературная иерархия, хотя всё ещё остаётся общение между двумя этими сегментами. Потом раскол советской прозы на официальную и самиздатовскую, выделение авангардной литературы, всё большее дробление литературного пространства, всё ещё сохраняющего своё единство. Переломный момент, десятилетие от второй половины 80-х до второй половины 90-х. Три фактора:

1. Появление огромного количества новых имён за счёт переводов, возвращения эмигрантской литературы и выхода самиздата из подполья. Появление новых жанров: хоррор, криминальный боевик, иронический детектив, геройское фэнтези. Русские писатели пытаются подражать западным и начинают больше ориентироваться на массовые вкусы.

2. Раскол в писательской среде на демократов и патриотов практически до полного разрыва. Привело к созданию двух писательских сегментов, не поддерживающих контакт друг с другом.

3. Снижение числа подписчиков толстых журналов и книжных тиражей. Видео, кино, телевидение вытесняют книгу.

Нулевые годы: появление Интернета, который сильно изменил литературное пространство. Развитие сетературы, приход в литературу авторов из блогов, обмен мнениями через форумы и соцсети (во многом заменивший традиционную литкритику). С другой стороны развитие пиратства, приведшее к снижению тиражей. Кризис 2008 года: падение тиражей, закрытие книжных магазинов.


2 часть. Толстожурнальная литература.

Сектор, оставшийся с советских времён, хотя и потерявший былую значимость. Когда я говорю о толстых журналах, люди помоложе спрашивают: «что это такое?», люди постарше спрашивают: «как, они ещё существуют?». Да, как ни странно, но толстые литжурналы пережили годы реформ. Обычный Путь для молодого писателя: сначала журнал, затем книга, выдвижение на премию. Журнал-издательство-премия. Интересно, что звёзды этого сектора обычно работают напрямую с издательствами, минуя журналы.

Этот сектор считает себя главным литературным сектором, но на самом деле говорить о «главном/неглавном» в литературе сегодня невозможно, просто потому что нет единого пространства, каждый сектор варится в собственном соку, строит свою иерарахию, вырабатывает свои жанровые особенности. Хотя здесь пишутся книги достаточно высокого качества.

Здесь сложился примерно один круг писателей и читателей, новые имена появляются не так уж часто. Стоит отметить, что фонд Филатова и форум молодых писателей в Липках пытается искать молодёжь и пополнять ряды литераторов. Этот сектор литературы постоянно балансирующий на краю гибели. О смерти литжурналов говорят постоянно, и в ближайшие годы это вполне возможная перспектива. Существуют они в основном на энтузиазме, а на энтузиазме долго не проедешь. К тому же читатель толстых журналов может спокойно перейти на перечитывание классической литературы, переводы или чтение на языке оригинала.

Трудно говорить о круге читателей и его численности. Значительная часть тиража идёт в библиотеки, что должно означать, что их читают несколько человек… а может означать, что их не читает вообще никто. Многие материалы доступны на сайте Журнального зала.

3 часть. Патриотический сектор.

Это промежуточный сектор между авторской литературой и жанровой. Он точно также концентрируется вокруг журналов «Москва» и «Наш современник», газет «Литературная Россия» и «Литературная газета». Вне пределов узкой аудитории этот сектор малоизвестен, я с ним познакомился только благодаря Литинституту. Писатели и публицисты (а в этих журналах и газетах очень много публицистики, причём в основном не литературной) до сих пор живут в атмосфере конца 80-х годов. Оттуда все темы, оттуда вся риторика, смесь коммунизма, национализма и православия. Обличение современной действительности, склонность к истерике и передёргиванию. Сходство с жанровой литературой заключается в наличие одних и тех же тем, сюжетов, стилей и, что немаловажно, своей читательской аудитории, которая привыкла именно к такому типу литературы и ни на что его не променяет.

Интересно отметить, что в российской литературе сейчас есть целых три не связанных друг с другом патриотических сектора. Один, недавно сформировавшийся, в толстожурнальной прозе (Прилепин, Шаргунов), другой – атавизм советской эпохи, третий – в фантастике, о которой речь впереди. 

4 часть. Жанровая литература. Вступление, криминальная литература, любовные романы

Тут важно отметить роль издательств. В толстожурнальной прозе издательства следуют за авторами и журналами, а в жанровой литературе издательство определяют, что писать, для кого писать. Издательство гораздо сильнее привязаны к рынку и отдельным секторам рынка.

Немного о важности жанровой литературы. Она не столь склонна к рефлексии, как авторская и потому гораздо лучше манифестирует процессы коллективного бессознательного. Причём делает это чаще всего в мифологизированной форме, поэтому приходится немного потрудиться, чтобы расшифровать символы и сюжеты массовой литературы.

Любовный роман – он всегда и везде любовный роман, наверное, единственный жанр, который способен пережить всё что угодно, даже ядерную войну. Несколько базовых сюжетов (красавица и чудовище, золушка, спасение похищенной принцессы, спящая красавица), которые как паразиты проникают во все литературные ниши и к ним приспосабливаются. Сейчас любовные романы пишут про вампиров, бандитов, роботов и даже зомби.

Единственное, что как и вся жанровая литература любовный роман сталкивается с проблемой высокой конкуренции со стороны переводов, телесериалов и кино. А также с сетевым пиратством

Детектив. Тут всё достаточно стабильно. Стоит только заметить такую литературоведческую деталь: в 90-х годах произошёл сдвиг от «героического» романа к «милицейскому». Если в криминальном детективе начала 90-х действует одинокий герой –– бывший ветеран, не связанный ни с какими структурами, подчиняющийся только своим внутренним законами представлениям, то в конце 90-х и нулевых ему на смену приходит милиционер, который может быть сколь угодно отмороженным беспредельщиком, но всё равно подчиняется, пусть даже и формально, инструкции, начальству, контролирующим органам, внешним правилам.


5 часть. Фантастика

В самом широком понимании: научная фантастика, фэнтези, хоррор, тем более, что все эти поджанры сосуществуют в одном литературном пространстве. Городской «Роскон»: с одной стороны прилавок с фигурками, за ним – прилавок с комиксами, прямо – настольные игры и видеоприставки, по всему помещению ходят косплееры. Стенд научных экспериментов, рядом – шатёр, где сидит гадальщица на картах, и никого это соседство не смущает. Посередине – каре из книжных прилавков. Рядом – сцена, где выступают писатели. Раздают автографы, множество зрителей.
Книга занимает равноценное место среди аниме, комиксов, сериалов, кино, игр. Литература в данном случае лишь один из видов мультимедиа. Мы привыкли, что книга является фундаментом, а кино или аудиокнига, телеспектакль – производные от книги. Здесь же абсолютное равенство всех медиаисточников. Всё переплетается самым причудливым образом. Сталкер: книжная серия – игра – фильм – книга.

Другой подход к оценке литературного произведения. Да, классические критерии всё ещё действуют: связность повествования, композиция, логичность, психологическая проработка персонажа, конфликт. Но наряду с этим появляются: насколько книга соответствует вселенной, вносит она что-либо, книга ли написана по мотивам игры, или кино снято по мотивам книги. Писателей, не относящихся ни к какой вселенной, становится всё меньше. Однажды найденный удачный мир берёт в плен своего создателя.

Важный момент - молодость зрителей и вовлечение зрителя/читателя в творческий процесс. Тесная связь с фанфикшеном: эту среду активно подпитывает интернет – творчество фэнов: комиксы, рисунки, сочинения по мотивам. Иногда фанфикшн, даже и не напечатанный на бумаге, обретает культовый статус: «Чёрная книга Арды», «Школа в Карматене».

Разрыв с литературной традицей. Литература 19 и 20 века для фантастики лишь источник для цитат, пародий и сюжетных ходов, молодые авторы пишут так, как будто всей этой литературы не было вовсе. Фактически, история русской фантастики начинается с братьев Стругацких и переводной фантастики конца 80-х. Дальше она остаётся в рамках выработанных шаблонов и стагнирует. Появление «новой волны» в русской фантастике невозможно, потому что все, кто мог бы поднять эту волну, уходят в «большую» литературу (В. Березин, М. Галина, Т. Скоренко, в 90-е Пелевин).
Конвенты и премии, форум FANTLAB – средства общения, которые структурируют литературное пространство фантастики.

Характеристики фантастики: агрессивность и милитаризм, постимперский синдром, зацикленность на прошлом, инфантильность, боевое православие, преклонение перед спецслужбами. Язва современной русской фантастики - попаданчество.

6 часть. Заключение.

Литературный мир необратимо меняется. То, что раньше называлось мейнстримом, авторской прозой становится таким же высококультурным заповедником, как, например, классическая музыка или опера. Да, слушают, есть своя аудитория, есть несколько звёзд, но массового влияния нет и в помине. И звёзды становятся звёздами на за счёт литературы, а за счёт активности в СМИ, особенно на телевидении. Жанровая литература строится по своим нормам. Образуется своя тусовочная среда, в которой требуется постоянное включение и следование особым правилам игры. Писательство становится полупрофессиональным или даже просто родом хобби. Молодому писателю, начинающему свой путь, стоит дважды подумать и взвесить свои шансы. Надо твёрдо понимать, что в разных литературных мирах действуют разные правила, причём они всё дальше от собственно литературности.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: la_tisana
2014-04-20 01:22 pm (UTC)
Очень интересно, спасибо. Жаль, что не получилось на лекцию попасть. Особенно, конечно, лично мне интересны фантастика и фанфикшен. Пару лет назад, в частности, мне довелось поучаствовать в онлайновой литературной игре по известному "Наруто" (манга и аниме). Это был такой фанфикшен в стихах, очень прикольно получалось.
А Вам нравится творчество Ольги Онойко? Она недавно закончила интересную штуку, "Море вероятностей" (только в сети есть). И там такая интересная идея - одушевление компьютерных программ, вплоть до создания ими собственной религии. Я прям задумалась: это она первая додумалась до такой интересности или уже были прецеденты...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2014-04-20 06:32 pm (UTC)
Ольгу Онойко не читал. Похожая идея была у Дэна Симмонса в серии романов "Гиперион", если я правильно помню.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: esdra
2014-04-22 12:43 pm (UTC)
Да, Олег прав, эта идея не оригинальная, это, кстати сказать замечательно, было воплощено в цикле романов Дэна Симмонса "Гиперион". Там вообще даже есть целая техноцивилизация ИскИнов. На самом деле, мне кажется превзойти Симмонса в этой теме трудно, потому что он замахнулся на тему, которую даже сам не смог поднять до конца - у него очень много ответвлений, параллелей и тем.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: ivanov_petrov
2014-04-20 01:26 pm (UTC)
Я думал, что Черная книга Арды есть на бумаге и стоит у меня на полке. Это так называемое явление кажимости?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2014-04-20 06:35 pm (UTC)
Да, посмотрел на Фантлабе, оказывается, выходила в "Эксмо". И даже фанфик по ней выходил на бумаге. Однако, приходится пересмотреть мои взгляды на фанфикшн, он, оказывается, куда более распространён, чем мне казалось.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: saretan
2014-04-20 08:31 pm (UTC)
у меня она в двух вариантах на бумаге есть :))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: miya_mu
2014-04-20 09:13 pm (UTC)
Кроме фанфиков, имхо, надо бы из всей сетературы выделить целый сектор контр-культуры, то, что на Западе называют "мусорной культурой" не в смысле ее ценности, а в смысле составляющих. Такая контрверсия литературе мертвых белых мужчин, без исследования которой оптика сильно искажена.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2014-04-23 09:27 pm (UTC)
А можно поподробнее, что это за сайты? Типа удафф.ком и лукмор.ру или что-то другое?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: miya_mu
2014-04-23 10:06 pm (UTC)
Ответ сорвался, дублирую:
...нет, удафф очень быстро ушел в историю, а лурк хоть и важный артефакт контр-культуры, но к литературе практически не относится.
Я говорю о реальной литературе, на первый взгляд неотличимой от "литературы мертвых белых мужчин", но 1)существующей в том же поле, что и фанфики, а не официальная/академическая/боллитра 2)пишется исключительно и ради фидбэка 3) фидбэк достигает до тысячи и больше комментариев 4) сообщества сильно разбиты по группам вокруг своих принципиальных "кинков" 5)рядом с откровенной графоманией и подростковыми текстами лежат тексты вполне зрелые и иногда просто отличные, коропоративный дух исключительно высок... есть более сущностные критерии групп, но я не беру на себя ответсвенность их выделять. Много переводов с аналогичных английских сайтов. В подавляющем большинстве пишется молодыми женщинами; соответсвенно, много слэша, вообще графического секса и психологизмов, также много фанфиков по так называемым "живым людям" и подростковым музгруппам.
Если удафф довольно быстро потерял популярность, то эта контркультура, не имея выраженной социальной направленности существует, кажется, с восьмидесятых, еще с до-интернетовсех времен. У нас конкретно - с самого начала двухтысячных. А, еще некоторая ее часть, как бы не треть, завязана на аниме.
Для примера http://ficbook.net
Это довольно слабый сайт в смысле наполнения, много совсем наивных текстов и вообще напоминает какое-то леди.ру в своей контр-версии, но обратите внимание, какая посещаемость.
Сильные авторы публикуются в собственных журналах и в каких-то скрытых от посторонних местах. Фактически, эта деятельность типа граффити - без претензии на искусство и для сугубо своих, со своими конвентами, конкурсами, статусами и тд. Поищите, что пишут о слэше и через него можно выйти на весь феномен в целом. Слэш наиболее скандален, так что внимание на нем исследовтели заостряют, остальное игнорируется, так что вся эта странная деятельность существует как бы в слепой зоне.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: abax
2014-04-23 10:56 am (UTC)
А каким образом "Школа в Кармартене" вдруг оказалась фанфиком?
(Reply) (Thread)
From: vsh
2014-04-23 11:43 am (UTC)
Тоже стало интересно, если это фанфик, то на что?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: olnigami
2014-04-23 09:29 pm (UTC)
По-моему, влияние мира "Гарри Поттера" там просматривается слишком уж чётко. Закрытая школа для магов, рассеянный старый директор, злобный учитель, который потом оказывается вовсе не таким уж злобным.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: vsh
2014-04-23 01:04 pm (UTC)
А у фантастики новая язва: ЛитРПГ. Попаданческая уже затягиваются.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2014-04-23 09:33 pm (UTC)
Спасибо за информацию. Пока почитал только аннотации к произведениям, но что-то мне уже сильно не по себе.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: orsa_maggiore
2014-04-28 07:34 pm (UTC)
"Однажды найденный удачный мир берёт в плен своего создателя" - это правда. Раньше, все-таки писатель хотел что-то отражать. Сейчас попасть в поток это самое самое, выше самовыражения, выше славы, выше денег, выше бессмертия.
(Reply) (Thread)