?

Log in

No account? Create an account
Письма средневекового нерда - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Письма средневекового нерда [May. 2nd, 2014|10:56 am]
olnigami
[Tags|]

Дочитал книгу Романа Шмаракова «К отцу своему, к жнецам» и вот что имею сказать. По форме это как бы роман в письмах (везёт мне в последнее время на такие произведения, именно в письмах и именно «как бы»). Герой как бы романа, средневековый священник, как бы пишет то Цицерону, то святому Иерониму о событиях, что происходят в замке, где скромно служит герой, пересказывает историю Третьего крестового похода, то и дело пускается в пространные отступления на всевозможные темы, разумеется, изобилующие аллюзиями на Священное Писание и античных авторов. В письмах можно, в принципе, проследить несколько сюжетных линий, но они как-то так небрежно начинаются, прерываются, переходят одна в другую, и все истории вызывают смутное ощущение где-то уже читанного, причём в куда более современной литературе, чем была в распоряжении автора писем.

Где-то до середины романа (будем так условно называть этот текст) от смешения времён и сюжетов, а также от вставок на посторонние темы возникает стойкое ощущение, что читаешь письма не совсем здорового человека. Тем более что у героя действительно есть проблемы с психикой, повергающие его в отчаяние и, разумеется, провоцирующие на многостраничные размышления о безумии, сопровождаемые попыткой психологического самоанализа в форме диалогов между его душой и Фортуной. Складывается такое ощущение, что читаешь средневековую версию «Записок сумасшедшего» Гоголя. Я пишу об этом с некоторой осторожностью, потому что я как-то сравнил предыдущую книгу Шмаракова с «Повестями Белкина», на что один из комментаторов в ЖЖ писателя иронично заметил, что вот, дескать, «опять об Пушкина». Да, в тот раз опять об Пушкина, в этот раз опять об Гоголя. Если следовать логике учебника литературы, следующим на очередь для спотыкания лежит Достоевский, и, да, я хочу это видеть!

Впрочем, приближение к финалу рассеивает ощущение безумия и становится понятно, что просто автор писем, скромный священник, принадлежит к племени тех, кого в российской культуре обычно именуют «ботаниками», а в англоязычной – «нердами». Все признаки налицо: потрясающая начитанность, вкупе с привычкой её постоянно демонстрировать; сложное построение фраз; профессия, связанная с умственной, а не физической деятельностью; некоторая отдалённость от окружающих людей, связанная как с образованностью, так и с профессией. И, как это часто бывает с нердами, любовь к чтению и написанию собственных текстов служит герою основным способом психологической разгрузки, как сказали бы в наше время (хотя со стороны это видится диким занудством и повреждением ума от излишней учёности).

Собственно, вот цитата в подтверждение: «<…>днем я молюсь, совершаю службу, хожу между людей, а когда удаляюсь от них – читаю и пишу; к Богу взываю, с людьми говорю, избранным писателям стараюсь подражать в слоге; иных, кажется, нет у меня занятий». И ещё: «не молитву я произношу, не доводы философии привожу сама себе и не иное что, могущее мне помочь, но повторяю стихи Марона».

Кстати, привычка неожиданно прерывать свою историю энциклопедической статьёй по какой-нибудь теме роднит героя с доктором Шелдоном Купером из «Теории большого взрыва». У того тоже есть привычка в самый разгар разговора прицепится к отдельной фразе или слову и вывалить на собеседников подробную справку, не зависимо от того, интересно ли это кому либо, кроме него, или нет. Причём останавливать поток сведений никак нельзя, иначе доктор Купер впадаёт в ступор и сильно обижается.

Да, и то самое перебирание сюжетов, которое при чтении несколько раздражает, для героя оказывается чем-то вроде перебирания литературных чёток. А что по этому поводу думает читатель, которому рассказывают то о дохлой рыбе, то о крестовых походах, то о распутном тираноубийце, автора писем нисколько не интересует. Он ведь не для читателя это рассказывает, а для себя (хотя в тексте упоминаются некие монахи, которые с удовольствием читают письма и даже просят: «аффтар, пеши исчо!», но ведь понятно, что они такие же нерды, как и сам автор писем).

Лично мне, как человеку, имеющему такую же непреодолимую и всё же, на мой взгляд, нездоровую тягу к чтению и писательству, роман «К отцу своему, к жнецам» очень понравился, и я готов присоединиться к просьбе читателей-монахов. Хотя должен сказать, что своеобразие стиля, отсутствие сквозного сюжета и средневековые энциклопедические справки делают чтение нелёгкой задачей, и мне потребовалось изрядно времени, чтобы его осилить, но результат того стоил.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: olnigami
2014-05-04 11:38 am (UTC)
Да, с чётками как-то неожиданно хорошо получилось, сам не ожидал.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: majstavitskaja
2014-05-04 11:58 am (UTC)
А можно спросить еще, вы про даму, за которой юноша с щитом по свету таскался, поняли, что это Богиня Риторики? Я думала Фортуна или Смерть.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2014-05-04 12:10 pm (UTC)
Нет, я даже и не брался предположить, что это за дама. К моменту, когда я дошёл до истории юноши со щитом, я уже с трудом следил за происходящим. А потому всё написанное просто воспринимал, никак не анализируя. Сейчас просмотрел эти отрывки и что-то я не вижу ясных и однозначных намёков на то, что это Богиня Риторики.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: majstavitskaja
2014-05-04 12:20 pm (UTC)
Да я тоже не увидела, но поступило указание считать ее таковой.
А с четками ваше, я уж вернусь к этому - как раскрылось что-то.
(Reply) (Parent) (Thread)