olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Categories:

«Аэлита» А. Толстого.

В процессе подготовки к следующей передаче цикла об истории фантастики прочитал наконец-таки «Аэлиту»* Впечатлился тем, как ловко Толстой выстраивает единство и борьбу биофилии и некрофилии (в том значении, которое использует Фромм). Инженер Лось демонстрирует стремление к смерти: он постоянно вспоминает умершую жену, предаётся депрессивным размышлениям, забрасывает свой дом («квартира была нежилая - повсюду пыль»), стремится в космос, чтобы облегчить свои душевные страдания, а в финале пытается совершить двойное самоубийство вместе с Аэлитой. И марсианская возлюбленная ему под стать: худая, слабая, кожа бледная с голубоватым отливом (хорошо ещё, что не трупно-синюшным, но это было бы совсем уж откровенно).

Вообще, про голубоватый оттенок кожи марсиан получилось очень удачно, всё же полёт Лося и Гусева на Марс явно носит некоторые черты архетипического сюжета о путешествии в потусторонний мир и обретения там невесты. Полёт построен по модели обряда перехода с умиранием и воскресением («Лось, ломая ногти, едва расстегнул ворот полушубка, - сердце стало»), на Марсе герои встречают умирающую цивилизацию, а в начале так и вовсе бродят среди руин как будто в царстве мёртвых. На обратном пути Лось лежит при смерти, Гусев отпаивает его, судя по всему, чем-то алкогольным («Обожгло рот. Жидкий огонь пошел по телу, по жилам, по костям»), точно так же, как это делает в сказках волшебный помощник с умершим героем**.

Возвращаясь к теме, да, Гусев, напротив на всём протяжении романа являет собой воплощение стихийной витальности. Он активен, он постоянно на подъёме, в нём бурлит сила, он изнывает, когда ему некуда себя применить. Гусев постоянно ищет битвы, он счастлив только в момент максимального напряжения сил в разгаре революционного пламени.

Это с одной стороны. А с другой, Гусев – это воплощение энергии хаоса, бунта и разрушения. Самим своим появлением он провоцирует накал страстей. Как и положено прирождённому бунтарю, он убивает и готов сам быть убитым. «Конечно - смерть. - Гусев заговорил словно в раздумьи. - Я об ней много думал, Мстислав Сергеевич. Лежишь в поле с винтовкой, дождик, темно, почти что, как здесь. О чем ни думай - все к смерти вернешься. И видишь себя, - валяешься ты оскаленный, окоченелый, как обозная лошадь с боку дороги».

До появления сынов неба марсианское общество находилось в относительно равновесном состоянии, по крайней мере, оно способно решать свои проблемы путём обсуждения в Совете инженеров. Но как только появляются Лосев и Гусев, ситуация взрывается. Напуганный Тускуб предлагает уничтожить город, инженер Гор ему противостоит, но всё ещё может решиться мирным путём. Тут появляется Гусев, объявляет революцию… и понеслось.

Напротив, Лось предпочитает решать проблемы мирным путём. Кроме того, в отличие от Гусева он – не разрушитель, он – созидатель. Лось придумывает аппарат, способный доставить на Марс колонистов, которые спасут гибнущую цивилизацию. Лось несёт марсианам жизнь, а Гусев – смерть. Так что оба они оказываются одновременно воплощением и стремления к жизни, и стремления к смерти, тем самым и дополняют друг друга, и противостоят друг другу.

И ещё пара слов о любви. Понятно, что Толстой противопоставляет двух героев и через их отношение к женщинам и любви. История Лося*** и Аэлиты – декадентская, трагическая, безнадёжная, вопреки обстоятельствам, возвышенная… Тут и родство душ, и взаимное сочувствие, и взаимное ощущение собственной хрупкости и смертности.

А вот история Гусева – это типичная история солдата, у которого в каждом городе подруга, хотя где-то там, в гражданской жизни, есть жена. К своим женщинам он относится покровительственно, сходится и расстаётся с ними легко, и, конечно, выбирает тех, кому нравится подобное обращение.

«Иха совсем одурела. Чего бы ни просил ее Гусев, - тотчас исполняла, глядела на него матоватыми глазами. И смешно, и жалко. Гусев обращался с ней строго, но справедливо. Когда Ихошка совсем изнемогала от переполнения чувствами, - он сажал ее на колени, гладил по голове, почесывал за ухом…» Угу, почёсывал за ухом. Как кошку.

Можно предположить, что Толстой в этом противопоставлении ориентировался на известный отрывок из «Пира» Платона, где говорится о двух типах любви – земной и небесной. Любовь Гусева, понятно, земная: «<…>это как раз та любовь, которой любят люди ничтожные. А такие люди любят, во-первых, женщин не меньше, чем юношей; во-вторых, они любят своих любимых больше ради их тела, чем ради души, и, наконец, любят они тех, кто поглупее, заботясь только о том, чтобы добиться своего, и не задумываясь, прекрасно ли это». Любовь Лося, конечно, небесная, хотя в «Пире» ясно сказано, что такая любовь возможна только между мужчиной и юношей… но тут стоит посмотреть на описание Аэлиты: «Ее бело-голубоватое, удлиненное лицо чуть-чуть все дрожало. Слегка приподнятый нос, слегка неправильный рот были по-детски нежны.<…>Ее голубоватые плечи, едва развитая грудь, узкие бедра казались Лосю рожденными из света звезд». Внешность подростковая и андрогинная, так что Толстой последовательно следует за Платоном, по крайней мере, до той степени, которую позволяют правила приличия того времени.

* почему-то ни в одной из трёх библиотек, которыми я последовательно пользовался в детстве, отрочестве и юности, не было «Аэлиты». А в нашей домашней библиотеке присутствовали только «Пётр I», «Гиперболоид инженера Гарина» и «Гадюка». Все они входили в серию «Школьная библиотека», и «Гадюка» тоже, что меня сейчас несколько удивляет. Неужели эту повесть в школе проходили?

** Гусев в романе исполняет роль напарника-оруженосца, с явно напрашивающейся аллюзией на Санчо Пансу. А из инженера Лося вполне себе Дон Кихот получается.

*** Нет, ну вот всё-таки надо ж было дать такую фамилию герою! Я каждый раз как её упоминаю, внутренне вздрагиваю. Всё-таки большой хулиган был «красный граф».
Tags: Книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments