?

Log in

No account? Create an account
Несколько ссылок - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Несколько ссылок [Jun. 8th, 2014|01:10 am]
olnigami
[Tags|, ]

Очередная передача из цикла «История фантастики»

http://nlradio.podfm.ru/kultura/1177/ - на подфм (там можно скачать mp3)
http://www.nlradio.net/kulturoteka/1722-kulturoteka-28-05-2014 - на сайте радиостанции

Говорили о зарождении советской фантастики, напоследок слегка прошлись по Алексее Толстому. Я озвучил мысли, изложенные в одном из постингов: http://olnigami.livejournal.com/267097.html#cutid1

О Платоне и андрогинности, правда, говорить, не стал, но зато аллюзию на «Дон Кихота» упомянул. И добавил ещё одну мысль, которую уже позже для себя сформулировал. Инженер Лось и красноармеец Гусев демонстрируют в романе и взрослые, и подростковые черты (что с людьми вообще бывает, см. Эрика Берна). Гусев-подросток – это вечный бунтарь, склонный к насилию и разрушению, кипящий энергией, такой советский панк. Лось-подросток – склонен к депрессии, мыслям о смерти, да что там говорить – они в конце с Аэлитой пытаются совершить двойное самоубийство. Короче говоря, он – гот.

Во взрослых же сторонах Гусев представляет собой надёжного, прямодушного, умелого помощника, такое воплощение архетипа Правильного Мужика. А Лось воплощает архетип Мудреца (Шамана) – он планирует, руководит, общается с марсианами, ну, он - просто умный, в конце концов. И что интересно, на уровне взрослых сторон их личностей Лось и Гусев отлично взаимодействуют и образуют единую команду. А вот на уровне подростковых стороны они постоянно не то чтобы конфликтуют (взрослые стороны сдерживают конфликт), но между ними то и дело возникает недоумение и взаимное непонимание. Как, собственно, и должно быть между панком и готом.

Ещё мы говорили о «Гиперболоиде инженера Гарина», и я, может, несколько пережал с негативом в отношении этого произведения. Просто мне действительно не нравится, как прорисована в «Гиперболоиде» вся линия с угрозыском, Шельгой и прочей коммунистической агитацией. Во-первых, это как-то неестественно выглядит (вот, кстати, к читавшим вопрос: а кто вообще помнит этого самого Шельгу? по-моему, он настолько слабо прописан, что вылетает из памяти сразу после прочтения, в отличие от остальных героев). Во-вторых, разрушает базовую идею романа.

Повествование же строится на соревновании двух харизматичных и сверхвитальных личностей – Роллинга и Гарина. Причём соревнование идёт на разных уровнях, они бьются за деньги, за власть и за Зою Монтроз. Зоя в романе должна была быть такой, ну, королевой улья, что ли. Или альфа-самкой. Обладание ею символизирует достижение некоего абсолюта величия. Власть, богатство и секс у Толстого сливаются во фрейдо-марксистском духе в единое целое (Толстой, конечно, изрядно опередил своё время, хотя, если верить Гуидо Карпи, первым фрейдо-марксистом в русской литературе был Достоевский). Зоя выбирает не просто лучшего из самцов, она выбирает будущего властелина мира (тут, понятно, просматривается аллюзия на священный брак богини и смертного, то есть Толстой ещё и в мифологический пласт зарывается).

Впоследствии, кстати, Айн Рэнд в «Атлант расправил плечи» замечательно использует этот древний сюжет, и вообще, у Рэнд забавно прослеживать параллели с советской литературой и кино, всё-таки действительно, можно вывезти девушку из СССР, но нельзя вывести СССР из девушки.
Так вот, и вся эта картина рушится из-за Шельги, который к Зое равнодушен, да и вообще равнодушен к деньгам, власти и сексу (мы ведь ничего не знаем о его личной жизни – и это отнюдь не случайно). Он целиком отдал себя служению мировой революции. А потому его вмешательство разрушает фрейдо-марксистскую идиллию текста, ну и практически весь авторский замысел. Нет, я понимаю, конечно, можно сказать «это не баг, это фича». Дескать, так и надо – показать, что дело мировой революции превосходит все эти мещанские стремления, побеждает их и создаёт новый мир. Да, это вполне себе убедительная точка зрения, просто меня раздражает, когда в один сюжет вдруг вклинивается что-то совсем из другой оперы и портит всю музыку (прямо как Эру и Мелькор – поют все «Ласковый май», а тут кто-то нагло влезает с «Атас! Веселей рабочий класс»).

Ну и ещё вот литературного:

Два постинга о «Вересковом мёде»
http://elfiyahu.livejournal.com/124537.html
http://gilliland.livejournal.com/393467.html#comments

И картинка про лис


Я, кстати, в своё время, хотя и завис тоже на тринадцатой странице, но до конца всё же дочитал. В состоянии практически отключенного мозга.

А в ру-неми выложили хорошую, годную парочку картинок из комикса:
http://ru-nemi.livejournal.com/557157.html

Хотя, мне всё-таки кажется, что автор слишком уж хорошего мнения о металлистах.
linkReply