olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Category:

Несколько ссылок

Очередная передача из цикла «История фантастики»

http://nlradio.podfm.ru/kultura/1177/ - на подфм (там можно скачать mp3)
http://www.nlradio.net/kulturoteka/1722-kulturoteka-28-05-2014 - на сайте радиостанции

Говорили о зарождении советской фантастики, напоследок слегка прошлись по Алексее Толстому. Я озвучил мысли, изложенные в одном из постингов: http://olnigami.livejournal.com/267097.html#cutid1

О Платоне и андрогинности, правда, говорить, не стал, но зато аллюзию на «Дон Кихота» упомянул. И добавил ещё одну мысль, которую уже позже для себя сформулировал. Инженер Лось и красноармеец Гусев демонстрируют в романе и взрослые, и подростковые черты (что с людьми вообще бывает, см. Эрика Берна). Гусев-подросток – это вечный бунтарь, склонный к насилию и разрушению, кипящий энергией, такой советский панк. Лось-подросток – склонен к депрессии, мыслям о смерти, да что там говорить – они в конце с Аэлитой пытаются совершить двойное самоубийство. Короче говоря, он – гот.

Во взрослых же сторонах Гусев представляет собой надёжного, прямодушного, умелого помощника, такое воплощение архетипа Правильного Мужика. А Лось воплощает архетип Мудреца (Шамана) – он планирует, руководит, общается с марсианами, ну, он - просто умный, в конце концов. И что интересно, на уровне взрослых сторон их личностей Лось и Гусев отлично взаимодействуют и образуют единую команду. А вот на уровне подростковых стороны они постоянно не то чтобы конфликтуют (взрослые стороны сдерживают конфликт), но между ними то и дело возникает недоумение и взаимное непонимание. Как, собственно, и должно быть между панком и готом.

Ещё мы говорили о «Гиперболоиде инженера Гарина», и я, может, несколько пережал с негативом в отношении этого произведения. Просто мне действительно не нравится, как прорисована в «Гиперболоиде» вся линия с угрозыском, Шельгой и прочей коммунистической агитацией. Во-первых, это как-то неестественно выглядит (вот, кстати, к читавшим вопрос: а кто вообще помнит этого самого Шельгу? по-моему, он настолько слабо прописан, что вылетает из памяти сразу после прочтения, в отличие от остальных героев). Во-вторых, разрушает базовую идею романа.

Повествование же строится на соревновании двух харизматичных и сверхвитальных личностей – Роллинга и Гарина. Причём соревнование идёт на разных уровнях, они бьются за деньги, за власть и за Зою Монтроз. Зоя в романе должна была быть такой, ну, королевой улья, что ли. Или альфа-самкой. Обладание ею символизирует достижение некоего абсолюта величия. Власть, богатство и секс у Толстого сливаются во фрейдо-марксистском духе в единое целое (Толстой, конечно, изрядно опередил своё время, хотя, если верить Гуидо Карпи, первым фрейдо-марксистом в русской литературе был Достоевский). Зоя выбирает не просто лучшего из самцов, она выбирает будущего властелина мира (тут, понятно, просматривается аллюзия на священный брак богини и смертного, то есть Толстой ещё и в мифологический пласт зарывается).

Впоследствии, кстати, Айн Рэнд в «Атлант расправил плечи» замечательно использует этот древний сюжет, и вообще, у Рэнд забавно прослеживать параллели с советской литературой и кино, всё-таки действительно, можно вывезти девушку из СССР, но нельзя вывести СССР из девушки.
Так вот, и вся эта картина рушится из-за Шельги, который к Зое равнодушен, да и вообще равнодушен к деньгам, власти и сексу (мы ведь ничего не знаем о его личной жизни – и это отнюдь не случайно). Он целиком отдал себя служению мировой революции. А потому его вмешательство разрушает фрейдо-марксистскую идиллию текста, ну и практически весь авторский замысел. Нет, я понимаю, конечно, можно сказать «это не баг, это фича». Дескать, так и надо – показать, что дело мировой революции превосходит все эти мещанские стремления, побеждает их и создаёт новый мир. Да, это вполне себе убедительная точка зрения, просто меня раздражает, когда в один сюжет вдруг вклинивается что-то совсем из другой оперы и портит всю музыку (прямо как Эру и Мелькор – поют все «Ласковый май», а тут кто-то нагло влезает с «Атас! Веселей рабочий класс»).

Ну и ещё вот литературного:

Два постинга о «Вересковом мёде»
http://elfiyahu.livejournal.com/124537.html
http://gilliland.livejournal.com/393467.html#comments

И картинка про лис


Я, кстати, в своё время, хотя и завис тоже на тринадцатой странице, но до конца всё же дочитал. В состоянии практически отключенного мозга.

А в ру-неми выложили хорошую, годную парочку картинок из комикса:
http://ru-nemi.livejournal.com/557157.html

Хотя, мне всё-таки кажется, что автор слишком уж хорошего мнения о металлистах.
Tags: Книги, Ссылки
Subscribe

  • Дитя погоды

    В праздничный понедельник 4 ноября ходили в кино на новый мультфильм Макото Синкая (кстати, мне кажется, хорошая традиция – отмечать день единства и…

  • Аниме-сериалы

    Пара слов о просмотренных в прошлом году аниме. Подборка бессистемная, потому что я в последние несколько лет аниме смотрю мало, стараюсь смотреть…

  • О цельности натуры

    Любопытно, как меняется отношение в культуре к такому человеческому качеству, как цельность. Вот, например, division___bell пишет о…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments