?

Log in

No account? Create an account
Очередная подборка ссылок - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Очередная подборка ссылок [Jun. 28th, 2014|11:15 pm]
olnigami
[Tags|]

Интервью с Сергеем Пархоменко о журналистике
http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Politicheskaya-zhurnalistika-tam-gde-respublika

«Есть фраза, которую я услышал однажды от одного французского аналитика, она мне ужасно понравилась, и я с тех пор её повторяю. У нас в России проблема не с демократией, а с республикой. У нас много людей, которые серьёзно сомневаются в необходимости республиканского устройства. Не потому, что они монархисты, а потому, что они вообще не понимают: кто это так устроил, кто завел такие дурацкие порядки, и с чего это вдруг власть должна передаваться таким странным путём – какие-то люди приходят, суют избирательные бюллетени в урны, а мы почему-то должны от этого зависеть».

Вот да, тут действительно разделительная черта проходит, отсылая нас даже не к XX веку, а к XIX. С одной стороны монархисты, с другой – республиканцы, и вторых, на самом деле, не просто меньше, а во много раз меньше. И даже среди тех, кто называет себя «либералами», хватает тех, кто видит в процессе выборов лишь процедуру по оформлению нужного им кандидата. Впрочем, да, всё это уже давно прописано: выродки из подполья ищут Центр не для того, чтобы его разрушить, а чтобы его захватить и самим стать властью. В журналистике, кстати, всё то же самое. Мало кто осознаёт значимость и нужность независимой журналистики. Все политические силы видят в ней инструмент пропаганды, не более того. Вот и получается то, что получается.

***
Из сообщества ретаблос
http://retablos.livejournal.com/588749.html
«Пронзенный стрелами Святой Себастьян, наверное, знает как помочь при расстреле».

***
Социолог Андрей Игнатьев смотрит ментовские сериалы по НТВ и пишет к ним профессиональные комментарии. Жаль только, что очень редко пишет, это ж ведь такой мощный пласт культуры и такая богатая возможность для исследования общественных отношений (причём с доставкой на дом, никаких командировок не надо.
http://rencus.livejournal.com/942712.html#comments

смотрю по телевизору сериал "Легавый", на НТВ, уже второй раз, когда-то, по-моему, о нём уже писал, хорошо узнаваемая и однозначно колониальная модель послевоенного советского общества, которая, в свою очередь, воспроизводит весьма архаичную, но универсальную модель политической системы: туземная община жителей небольшого провинциального городка, её элита в лице местного криминального сообщества во главе с лидером по кличке "Чалый", опричная дружина завоевателей в лице сотрудников МГБ и её лидер с говорящей фамилией "Павлицкер", иерархия "смотрящих" как с той, так и с другой стороны, конфликт между партиями окказионального грабежа по беспределу и стационарного рэкета, женщины в амплуа конечного потребителя добычи, модератор всего этого безобразия в лице местного уроженца с высоким, но проблематичным статусом, имеющего хорошие связи в обоих сообществах, наконец, перманентная война всех против всех, без кавычек или латыни, мерами разгорающаяся и мерами затихающая, которая, собственно, и конституирует советское общество, как оно показано на экране;

***
Денис Драгунский о романе «1984»
http://www.chaskor.ru/article/oni_-_eto_my_7264

…Душа человека — это не только нежное прошлое и туманное будущее, это ещё и алчное «здесь и сейчас», это постоянно страстное желание убивать и быть убитым, лгать и быть обманутым, давить человеческое лицо сапогом и самому оказываться в таком положении, вылизывая гвозди на подмётках палача. Общество жёстко и непреклонно формирует человека по своим шаблонам; но эти шаблоны (коварно? легкомысленно?) выточил сам человек.

…Само общество, если вчитаться в Оруэлла, есть грандиозная метафора сознания. Внутренняя партия, внешняя партия и пролы — это же «сверх-я», «я» и «оно». Никто не знает, как живут внутренние партийцы, то есть элита Океании. Кто они, откуда берутся, каким законам подчиняются. Они и есть жёсткое карающее «сверх-я», инстанция нормы, чаще всего неосознаваемая в этой своей функции и уж точно непонятная в своём устройстве. Далее идёт покорное ему «я», то есть сознательное как таковое, члены внешней партии, люди образованные и даже отчасти склонные к размышлению, профессионалы, руководители среднего звена. И наконец, пролетарии, тёмный народ, социальное «оно».


***
Что есть человек…
http://alchutoff.livejournal.com/718113.html#comments

Я подумал: ведь любой документ имеет вот этот мета-статус по отношению к тому, на что он составлен. Например, паспорт гражданина РФ это мета-явление в гражданском обществе. Паспорт выше гражданина по логическому типу. Паспорт составлен на гражданина, а не наоборот.

И теперь - видимо, искусствоведческая загадка века. Кто читал "Понедельник..." Стругацких, тот помнит: дубли (небелковые копии магов) "...не могли иметь никаких удостоверений личности. При виде казенной печати на своей фотографии они приходили в ярость и немедленно рвали документы в клочки".

Означает ли это, что дубли как нежить, согласно Стругацким, терпеть не могли над собой никаких логических надстроек, а живые люди и маги - могли?

И не означает ли это, в свою очередь, что человек, по Стругацким, отличается от нежити именно тем, что допускает существование чего-то выше себя?


***
Интервью с режиссёром фильма «Труба»:
http://drugoe-kino.livejournal.com/2958421.html#comments

…Я исхожу из того, что в жизни счастья нет нигде. Сам процесс жизни – дорога к счастью, которую никто из нас не пройдет. Жизнь в Европе так же несчастна, просто более комфортна. Вот это несчастье в большем комфорте я и пытался предъявить. Поэтому, наверно, и несмешно, потому то хочется, чтобы всюду были и счастье, и комфорт. Но хорошо там, где нас нет, а мы уже везде, поэтому нигде.

…Если хотите что-либо понять про то или иное общество, то посмотрите, как в нем присутствуют или отсутствуют домашние животные. Я сейчас снимаю в Северной Корее, прожил там полтора месяца, - так вот, там вообще нет домашних животных. И это очень четко характеризует северокорейское прекрасное наше, видимо, будущее.

…Труба прекрасна многозначностью этого слова в русском языке. У нас была серьезная проблема, как его перевести на другие языки: ни в одном языке нет такого богатого слова, потому что для России труба – никакой не pipeline. Я даже как-то подумал, что любой фильм, снятый в России, можно назвать «Труба».


***
Дмитрий Ольшанский размышляет о жизни.
https://www.facebook.com/spandaryan/posts/778904195463734

«Господи, как же хорошо, что закончилась вся эта мутная слякоть на Болотной площади.

А жизнь - началась»


Это вот очень кстати в дополнение к Оруэллу. «Жизнь – это смерть». Чтобы общество отряхнулось от скуки, чтобы история двинулась вперёд, должна пролиться кровь. Честертон когда-то написал об этом своего «Наполеона Ноттинхильского», и сейчас разыгрывается та же драма. К радости тех, кто любит вихрь событий, грохот канонады и романтику простреленных знамён. И к огорчению тех, кто хотел просто жить своей обычной жизнью, без вихрей и прочих катастроф. Но история не спрашивает, чего ты хочешь, она просто ставит перед фактом и всё. Хотя радость тех, для кого жизнь начинается с началом войны, всё равно смотрится как-то неприятно, что-то есть в этом стервятническое.

***
Людмила Сараскина о сериале «Бесы»
http://www.pravmir.ru/serialnyie-besyi-v-zone-podmen/

Хотиненко – сторонник простых решений: раз у «наших» «Бога нет – все позволено», нужен наглядный идейный противовес. Создатели картины, однако, стараясь сделать вещь актуальную, как-то не заметили, что нынешнее время давно разрешило в России и Бога, и веру, и церковь. А люди – все равно всё себе позволяют, ни в чем не отказывают: лгут, воруют, грабят, убивают.
linkReply