olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

О роли треша в культуре

Вспомнилось, как я где-то читал или слышал (может, на лекциях в Литинституте?), что «Илиада», на самом деле вовсе не эпос, а пародия на эпос. Что Гомер высмеивает героический пафос, однообразные описания сражений («Грянулся на землю он, и доспехи на нём зазвенели» - и так семь раз) и разных мелких подробностей и столь любимую баталистами кррровишшшу. Отсюда же проистекают и отсутствие положительных героев, и, конечно, издевательство над богами, которые у Гомера ведут себя как дерущиеся дети в песочнице, своего рода насмешка над уверенностью греков, что городское божество идёт с ними в бой и сражается с богом вражеского города. И что все думающие люди Древней Греции, вроде Платона, смысл «Илиады» отлично понимали, потому Гомера терпеть не могли. А вот простодушные греческие горожане приняли «Илиаду» за воинскую поэму, и так Гомер превратился в главного поэта античности, пример для подражаний, а затем в том же качестве перешёл в европейскую классическую традицию.

Я, собственно, почему об этом вспомнил. Я тут наконец-то посмотрел фильм Родригеса «Мачете». Треш, конечно, безумный, но! В качестве сюжета Родригес выбрал тему противостояния между мексиканскими эмигрантами и местными жителями со всеми положенными фигурами: продажные политики, охотники на людей, крутые девушки с пистолетами, одна из которых оказывается таинственной руководительницей подполья и по совместительству революционной мадонной, католический священник, отстреливающий плохишам головы из дробовика, а затем распятый ими на кресте («богословие освобождения», куда же без него), революционно настроенные массы, ждущие своего Героя. И, конечно, сам Герой – немногословный, неподкупный, неубиваемый и далее по списку (включая, разумеется, не знающую отказов сексуальную привлекательность).

Снято этой всё с той напыщенно издевательской серьёзностью, которую так любят Родригес и Тарантино и которая, по идее, должна смотреться смешно и нелепо… для продвинутого зрителя. А вот зритель обычный вполне мог бы воспринять фильм на полном серьёзе и действительно поверить в образ безжалостного народного мстителя, творящего справедливость путём разрубания на куски плохих парней, а созданный для пародийного высмеивания сюжет мог бы стать основой для величественного мифа. А тот когда-нибудь перерос бы в новую классику (должна же появиться у той цивилизации, которая придёт на смену нашей, какая-то классика). И будут дети в школе смотреть кино Родригеса, писать по нему сочинения, учить наизусть самые ударные фразы («Мачете не смсит/Мачете импровизирует» - замечательно ведь). Историки, искусствоведы и антропологи будут защищать о фильме диссертации, спорить о том, насколько события фильма отражают историческую реальность, конечно, появятся и фрейдистские, и юнгианские толкования сюжета. Может, даже какая-нибудь мистическая секта святого Мачете возникнет…
Tags: Заметки, Книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments