olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Categories:

Сериалы и большие нарративы

Посмотрел запись лекции Виталия Куренного «Теория "большого сериального взрыва"» (у нескольких человек видел эту ссылку, вот и решил всё-таки приобщиться), и что могу сказать. Лекция очень слабая, много банальностей, лектор не слишком-то хорошо разбирается в теме. Но что меня особенно поразило, так это критика идеи Лиотара о том, что ситуация постмодерна характеризуется гибелью всех больших нарративов. Куренной возражает, что нет, большие нарративы продолжают существовать, и в качестве примера приводит сериал «Игра престолов».

Удивительная вещь, ну, нельзя же понимать Лиотара в таком упрощённо-буквальном смысле (интересно, Куренной-то самого Лиотара читал или, как это обычно бывает, знаком по пересказу?). Под большим нарративом Лиотар подразумевает не масштабный литературный сюжет, а представление об истории человечества как о целенаправленном процессе, инспирированном некими внешними или внутренними силами и проходящем определённые стадии развития от завязки до развязки. И неважно, какие именно идеи лежат в основе этого процесса – экономические, политические или религиозные (классовая борьба, соперничество рас, научно-технический прогресс, наступление Царства Божьего) - все они подверглись деконструкции, и в постмодерне история человечества воспринимается лишь как набор отдельных событий, который влекут за собой другие события. Без цели и без смысла.

И как раз «Игра престолов» служит отличной иллюстрацией идеи Лиотара, потому что этот сериал как раз и строится на том, что сначала появляется завязка большого нарратива, а затем на развитии или кульминации этот нарратив разрушается, обычно путём гибели центрального персонажа. Так что вся история сериала становится чем-то вроде пространства разрушенных сюжетов. Есть осколки истории семейств Старков, Ланистеров и Таргариенов, осколки истории противостояния ледяным зомби из-за Стены, история разрушения единства Семи Королевств и так далее. Скорее всего, именно поэтому Мартин всё никак не может закончить книжную серию, её просто невозможно закончить. Нет нарратива = нет финала.

Хотя, конечно, так уж если зарыться ещё на уровень глубже, в «Игре престолов» есть таки большой нарратив, который как раз и состоит в деконструкции нарративов. В этом отношении сериал как раз получается очень точно отображает ситуацию постмодерна с его парадоксальным лозунгом «самая великая истина состоит в том, что нет никаких великих истин».

Тут, кстати, возникает интересная тема – как большой нарратив отражается в сериалах, будь то большой нарратив из реальной жизни (например, в практически всех сериалах о войне) или из выдуманного мира (например, в «Вавилоне 5» сюжет о противостоянии Теней и Ворлонцев). Из этого могла бы получиться хорошая лекция, перерастающая в серьёзную дискуссию (потому что сразу много спорных вопросов возникнет практически вокруг каждого популярного и качественного сериала). Но, увы, Куренной не потянул. А причина одна – невнимательное чтение классиков!
Tags: Заметки
Subscribe

  • Ярославские диковины, часть 3

    Ещё немного впечатлений от поездки в Ярославль, связанных с местными, скажем так, необычностями. Рядом с отелем, где мы жили, стоит колесо…

  • Ярославские диковины, часть 2

    Продолжаю свой рассказ о чудесах и диковинах города Ярославля. В предыдущем очерке я удачно вспомнил «Город Зеро» Шахназорова, потому что буквально…

  • Ярославские диковины, ч. 1

    Свой день рождения в этом году (а в последнее время праздники прилетают с такой скоростью, что, кажется, только вот лёг спать после новогодней ночи,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments