?

Log in

No account? Create an account
Фильм "Судья" - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Фильм "Судья" [Oct. 25th, 2014|09:13 pm]
olnigami
[Tags|]

Рецензия на фильм "Судья". Написана была для сайта "Столичной ярмарки", но у них оказался более актуальный материал, так что выкладываю здесь.

Фильм «Судья» режиссёра Дэвида Добкина гармонично сочетает семейную драму и юридический триллер, дарит зрителю превосходный актёрский дуэт Роберта Дауни-младшего и Роберта Дювалла, но, увы, общее впечатление портит слишком уж большое количество жанровых штампов и зашкаливающая сентиментальность.

Роберту Дауни-младшему впервые за долгое время выпал шанс сыграть не супермена или эксцентричного частного сыщика, а сложную драматическую роль и он действительно выкладывается на полную катушку. Его герой – Хэнк Палмер - преуспевающий чигакский адвокат. Он циничен, умен, изворотлив, убедителен и чертовски обаятелен. Двадцать лет тому назад он сбежал из провинциального городка, чтобы сделать юридическую карьеру и не только никогда не возвращаться к тому тихому унылому существованию, которое влачат жители его родины, но даже и не вспоминать о нём.

Но удачно складывающуюся жизнь Хэнка прерывают две вещи – готовящийся развод с женой и телефонное сообщение о смерти его матери. Бросив все дела, Хэнк срывается в родной город, где его встречают братья и отец – престарелый судья Джозеф Палмер (Роберт Дювалл). Встречают с двойственными чувствами: они рады, что блудный сын вернулся домой, но слишком сильны в них неприязненные воспоминания о расставании и обида за то, что за двадцать лет он ни разу не навестил их. Впрочем, и сам Хэнк не очень-то понимает, как себя вести в такой ситуации, а потому собирается уехать из города сразу после похорон. Но когда он уже сидит в самолете, опять раздается телефонный звонок. Оказывается, ночью старый судья уехал из дома и вернулся с разбитым бампером, а утром неподалеку на дороге полиция нашла сбитого человека. И с этим человеком у судьи были старые и очень неприятные счеты.

Хэнк, бормоча проклятья, устремляется на выручку, понимая, что он единственный, кто может спасти отца от тюрьмы или хотя бы добиться максимального смягчения приговора за счёт своих фирменных адвокатских трюков (большей частью весьма сомнительных с точки зрения морали). Но проблема в том, что старый судья, как человек честный и принципиальный, совсем не хочет такой помощи, тем более от такого сына, который когда-то ради карьеры бросил семью. Но Хэнк остаётся жить в своем родном городе, и его начинают всё больше захлестывать воспоминания о детстве, об их семье и отношениях с отцом (которого он когда-то искренне уважал, а потом рассорился с ним), о давней подруге Саманте (Вера Фармига). А та отнюдь не забыла Хэнка, мало того, у неё есть дочь от неизвестного отца, а дочери как раз ровно двадцать лет, что наводит Хэнка на смутные подозрения… Впрочем, как оно и бывает в семейной драме, в процессе развития сюжета вскроется много неизвестных и большей частью неприятных фактов из далёкого прошлого.

Стоит отметить, что по-настоящему отлично получилось в фильме «Судья», так это переплетение юридической и семейной историй. Увлекательно смотреть, как плавно и органично семейный конфликт перетекает в судебное слушание, а судебное слушание, в свою очередь, становится основой для очередного выяснения отношений, и в кульминации, в последнем судебном заседании обе сюжетные линии сходятся воедино. Мастерская сценарная работа.

Также в фильме особо стоит отметить актерскую игру, особенно то, как напряженно и захватывающе сыгран центральный конфликт между отцом и сыном. Тут есть все: переходы от взаимной симпатии до ненависти, вспоминания о былых обидах, попытки навести мосты и тут же разрушение этих мостов. Роберт Дювалл безупречно играет роль честного, мужественного судьи, не желающего смириться с тем, что из-за возраста оказался в положении полуинвалида, нуждающегося в сыновней заботе. А Роберт Дауни-младший играет на пределе сил внутренний конфликт, бушующий в Хэнке, конфликт между желанием защитить отца и желанием высказать тому всю ту горечь, что копилась в сердце двадцать лет, и навсегда порвать с ним отношения.

Остальные актеры тоже выглядеть очень хорошо, и тут надо отдать должное режиссеру за то, что он не стал концентрироваться только на основном конфликте, а даль возможность раскрыться и остальным. Винсент Д’Онофрио играет старшего брата, который когда-то подавал большие надежды, но по вине среднего брата так и остался в маленьком городе, на скромной работе. И теперь он не может решить, чью сторону в конфликте занять – брата или отца, и как примирить двух этих очень ярких и сильных людей. Младший брат Дейл (Джереми Стронг) – замкнутый, одинокий и странноватый, он снимает все вокруг ручной камерой, и эти записи то приводят семью к ностальгии по прошлому и становятся основой для объединения, то, наоборот, пробуждают отрицательные воспоминания и разжигают ссору. Весь актёрский ансамбль в фильме играет слаженно и безошибочно, создавая нужную атмосферу.

Впрочем, справедливости ради стоит упомянуть и о недостатках фильма. Первый недостаток: оба жанра, на которых построен «Судья» давно и подробно проработаны американским кинематографом. И режиссёр Дэвид Добкин слишком уж энергично черпает из этого наследия, так что фильм начинает выглядеть как своего рода энциклопедия жанрового кино. Что говорить, если даже история конфликта между отцом и сыном позаимствована из фильма «Человек дождя», и оттуда же позаимствован младший брат с умственным отклонением. К тому же такое увлечение стандартными ходами делает фильм чересчур уж предсказуемым и линейным.

Вторая большая проблема фильма состоит в том, что на протяжении всей истории уровень пафоса и сентиментальности нарастает всё больше и больше, так что ближе к финалу накал страстей становится почти уже непереносимым и вызывает скорее уже насмешливую, а не умилительную реакцию. Хотя персонажи то и дело стараются разрядить обстановку и снизить пафос удачными шутками (особенно хорошо это удаётся Дауни-младшему, всё-таки роль ироничного Железного человека в этом отношении пошла ему на пользу), но этого как-то не всегда оказывается достаточно.

Если же говорить об общем впечатлении от фильма, то по окончании просмотра поневоле задумываешься о том, что всё-таки есть определённый смысл в возрастных рейтингах. Фильму «Судья» стоило бы поставить рейтинг 30+, и не из-за каких-то шокирующих сцен (они есть, но совсем немного), а потому, что это фильм интереснее всего будет смотреть тем людям, у которых есть опыт переосмысления своих отношений с родителями. Тем, кто достиг того возраста, когда начинаешь понимать и собственную неправоту во времена подросткового бунта, и необходимость восстановления отношений с родителями. По сути, всю мораль фильма «Судья» можно свести к одной фразе: «если вы поссорились со своим отцом, то помиритесь с ним, пока он ещё жив». Такую мораль, конечно, никак не назовешь новой и оригинальной, но от этого она не перестаёт быть справедливой.
linkReply