olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Categories:

Передача о Хаггарде и Уэллсе

В эту среду мы с Игорем Поповым рассказывали в программе «Культуротека» о ранней британской фантастике, а именно о Генри Хаггарде и Герберте Уэллсе.
http://nlradio.podfm.ru/kultura/1250/ - на сайте подфм.
http://www.nlradio.net/kulturoteka/1791-kulturoteka-22-10-2014 - на сайте радиостанции.

Сочетание авторов вышло забавное. Приключенец Хагград, писавший хорошие, профессиональные, но, прямо скажем, ничем не выдающиеся романы, и Уэллс – отличный писатель, который подарил научной фантастики едва ли не половину сюжетов, если не сказать целых жанров. Общественный деятель, автор нескольких добротных реалистических романов, у нас, кажется, не очень хорошо известных, ученый, занимавшийся социальным прогнозированием. Но вдвоем они образуют интересное сочетание: деятель и мыслитель, мастер острых сюжетов и символист. Да и в мировоззрении они тоже друг другу противоположны, Хаггард – сторонник английской империи, «бремени белого человека», Уэллс – умеренный социалист и критик империализма.

Кстати, и в дальнейшей истории фантастики можно проследить, как верх берут то сторонники остросюжетной прозы, то сторонники литературности, то сторонники научности, то любители моделирования будущего. То же самое и с «имперской» тематикой, любителей побряцать бластерами в научной фантастике всегда хватало, равно как и критиков милитаризма.

Что касается самих авторов… о Хаггарде, на самом деле, не так уж и много можно сказать. Игорь поделился интересным рассказом об историческом прототипе охотника Алана Квотермейна, героя неисчислимого количества романов Хаггарда (кажется, они даже и не все на русский переведены).

http://esdra.livejournal.com/2008848.html

Биография у того действительно была такая, что только романы с него и писать. Да еще и с загадочным финалом: ушел в бразильские джунгли с экспедицией искать следы атлантов, и вся экспедиция пропала бесследно. Есть несколько версий того, что с ними произошло, но мне больше всего нравится такая: они нашли затерянный город атлантов, вернули его к жизни и стали там править, а найти город никогда не удастся, потому что его закрывает камуфлирующее поле, созданное по древним технологиям (а чё, атланты и не такое могут!).

Ещё немного поговорили о романе Хаггарда «Она», про Аэшу (Та-которой-подчиняются) – действительно очень мощный, завораживающий и отталкивающий одновременно персонаж. Древняя, вечно молодая колдунья несколько тысячелетий ждёт своего возлюбленного, которого сама же и убила. Надо признать, вот этот женский образ Хаггарду удался, несмотря на некоторый перебор с мистикой, причём довольно трэшевой. Ну да этого у него даже в как бы исторических романах присутствует. Страшные пророчества, реинкарнации, жертвоприношения, колдовство и прочее нагнетание мистического тумана.

***
С Уэллсом ситуация намного сложнее. Всё-таки автор классом значительно выше Хаггарда, и сказать о нём можно многое. Я больше сосредоточился на «Люди как боги», потому что, как мне кажется, для Уэллса это программное произведение. Тут он хотя и не обходится без язвительных выпадов в адрес современников, но всё же большую часть внимания уделяет описанию идеального общества Утопии (дело, кстати, происходит в параллельном мире, кажется, это одно из первых, если не самое первое использования идеи параллельных миров в фантастике). И проводит ясную мысль о том, что нынешний человек должен кардинально измениться путём евгеники и целенаправленной организованной эволюции. Утопийцы у Уэллса – иные существа. Они общаются при помощи телепатии, обладают идеальным здоровьем и очень высоким уровнем интеллекта. Понятно, что и общество у них организовано совсем по-другому.

Ну а жители нашего мира, случайно попавшие в Утопию, склонны видеть в утопийцах дикарей. Священник чрезвычайно раздосадован отсутствием в Утопии института брака и свободой сексуальных отношений. Политик правого толка считает, что Утопия деградирует, потому что у них нет болезней, тюрем и войн, а ведь только страдания делают человека человеком! И горстка пришельцев решает завоевать Утопию, насадить нормальные человеческие порядки: армию, полицию, суды и так далее. Возродить церковь, естественно. А потом организовать переселение людей из нашего мира в Утопию, а что, там вон сколько земли пропадает (утопийцы регулируют численность населения, чтобы не истощить биосферу, поэтому их полмиллиарда всего).

Вообще, если бы я прочёл что-то подобное пару лет тому назад, то решил бы, что Уэллс сатирически преувеличивает, но после опыта 2014 года я бы сказал, что нет, всё как в жизни. Я читал роман и постоянно вспоминал всё услышанное и увиденное в этом году. И горячее обличение распутства, и рассуждения о полезности войн и насилия, и делёжка земель, и призыв к построению священного царства. Вообще, тому, который восхвалял войну и страдания, так и хотелось написать в комментах на полях: «Товарищ Проханов, перелогинтесь».

Я бы даже назвал Уэллса пророком, но понятно, что дело не в пророческих способностях, а в том, что Уэллс описывал то, что видел вокруг и переписывал в «Люди как боги» те речи, которые читал в свежих газетах. Вот уж действительно, ничего не меняется под солнцем.

Уэллс, правда, призывает не отчаиваться, и обещает, что когда-нибудь человечество преобразится и достигнет своего подлинного предназначения, и что цель каждого разумного человека в наши дни – участие в этом гигантском проекте. Но вот честно говоря, тут у меня возникает то же сомнение, что в своё время испытывали Стругацкие в отношении будущего. Тот мир, который так ярко живописует Уэллс, требует ликвидации нынешнего человека и замены его иными существами. Будущее для своего существования должно уничтожить прошлое, вот ведь в чём трагедия. И в романе ведь утопийцы расправляются с горе-завоевателями, как с назойливыми мухами, одним ударом супертапка, не испытывая от этого никаких мук совести (да, впрочем, совести у них, похоже, и нет, отмерла в процессе эволюции за ненадобностью). Уэллс этого трагического момента не видит, он слишком ослеплён прекрасной картиной будущего (хотя, кстати, тоже важный момент – главному герою, явному альтер эго Уэллса, в Утопии не находится места, его вежливо, но настойчиво выпроваживают обратно в наш мир). А может, Уэллса слишком уж сильно раздражают современники, с их глупостью, жестокостью и властолюбием. И ему хочется как-то их переделать, всё равно как.

Кстати, и в «Пище богов» прорабатывается та же самая коллизия. Искусственно выведенные гиганты, следующая ступень развития, вступают в конфликт с человечеством. Хотя этот роман тяжело всерьез воспринимать, очень уж он комедийный. С гигантскими курицами, охотой на гигантских крыс, отсылкой к Рабле, как-то всё это не серьёзно. Хотя ближе к финалу Уэллс мощно нагнетает напряжение, надо отдать должное (вообще, Уэллс – великий писатель, и он способен вытянуть любой сюжет, даже самый нелепый).
Tags: Книги, Ссылки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments