olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Categories:

О «Хоббите»

Написал рецензию на последнего «Хоббита» для сайта «Столичная ярмарка». Рецензию они не выложили, так что размещу её здесь, в ЖЖ. Если совсем коротко, то основная мысль в том, что да, на финише Питер Джексон выдохнулся и не дотянул, но можно его понять и простить за прошлые заслуги.

В рецензию не поместилось недоумение по поводу помощника Бургомистра, который, по всей видимости, должен был время от времени разряжать обстановку, а вместо этого просто раздражает. Не стал ругаться на то, что Беорну в третьем фильме досталось всего десять секунд экранного времени, и на то, что вычеркнули из фильма сцену похорон Торина. И что последние полчаса фильма оставляют ощущение откровенной халтуры. И что отсылки ко второй трилогии стали совсем уж неловкие. Во время сеанса на моменте, когда красавчик Трандуил говорит красавчику Леголасу: «Отправляйся на север, найди народ дунадайн. Среди них есть сын Араторна… познакомимся с ним», по залу прошёл глумливый хохоток.

Вообще, странное чувство от третьей части «Хоббита»: как будто Джексону отказала его режиссёрская магия. Он вроде бы делает всё то же самое, что в предыдущих фильмах, и во «Властелине колец», а выходит какое-то недоразумение. Обидно как-то.

«Хоббит: Битва пяти воинств»

Сказка закончилась - режиссер Питер Джексон доснял последний фильм трилогии о путешествии хоббита Бильбо Бэггинса к Одинокой горе и обратно (конечно, будет ещё и режиссёрская версия, но это уже такое отдельное удовольствие для поклонников). В киноистории Средиземья больше нет пустых мест; все фильмы расположились по порядку, в одну гигантскую цепь. Правда, первые три звена в этой цепи вышли не столь блестящими, как три последних, и дело здесь, похоже, не только в том, что экранизируемого текста в «Хоббите» меньше, чем во «Властелине колец», но и в том, что Питер Джексон начал уставать от своего растянувшегося на полтора десятилетия проекта. И особенно это заметно в фильме «Хоббит: Битва пяти воинств».

Фильм сразу бросает зрителя в гущу событий: злобный, коварный и харизматичный дракон Смауг прямо из второго фильма перелетает в третий, сжигает Озёрный город… и тут же, на десятой (!) минуте фильма зрелищно гибнет, получив чёрную стрелу в живот. Тут возникают два вопроса: зачем так быстро и бестолково избавляться от самого яркого персонажа предыдущего фильма? И ещё более существенный: зачем переносить сцену с гибелью Смауга в третью часть, хотя она гораздо логичнее смотрелась бы в предыдущем фильме? Впрочем, дальше события начинают развиваться с такой скоростью, что возможности о чём-либо задуматься просто не остаётся.

Смерть дракона вопреки традиционному сказочному сюжету, не ведёт к развязке, напротив, оказывается, что именно дракон, пусть даже и спящий, поддерживал стабильность в этой части Средиземья, а с его гибелью стабильность тут же разрушилась. Люди из Озерного города предъявили свои права на часть драконьих сокровищ. Гном Торин, объявивший себя Королём-под-горой, делиться отказался и отправил в ближайшее гномье королевство весточку с просьбой о военной поддержке. К дележу золота подключилась весьма внушительная эльфийская армия. А откуда-то из-за мрачных гор выступили орки, единственные, как неожиданно оказалось, бессребреники в Средиземье – им не нужно драконье золото, им нужна сама Одинокая гора из-за её стратегического значения. Понятно, что такой конфликт интересов, разогреваемый со всех сторон взаимными обвинениями и подозрениями, не может не вылиться в вооружённое противостояние, что и понятно по названию фильма.

Именно кульминационной сцены битвы и ждали поклонники, ведь Питер Джексон уже не раз доказывал, что: в чём-чём, а в изображении масштабных сражений он толк знает. Но, увы, до битв из «Властелина колец» Битва пяти воинств при всей масштабности и зрелищности так и не дотянула, а местами и вовсе свалилась в какое-то цирковое представление. По ходу разворачивания событий так и представляется голос за кадром, который объявляет:

Дамы и господа! Только сегодня и только для вас! На арене выступают! Дрессированные кабаны и горные бараны! Летучие мыши-убийцы! Гигантские подземные черви! Боевой лось нанизывает на рога по шесть орков за раз! Тролль пробивает головой стену! Владычица Галадриэль демонстрирует уличную магию! Торин и Азог показывают танцы на льду! Эльф Леголас седлает летучую мышь и нарушает закон гравитации! Рыжая клоунесса Тауриэль и гном Кили изображают комедийную сценку межвидовой любви! Орлиная воздушная кавалерия наносит удар! Царь-под-горой над златом чахнет!

Сняты всё эти эпизоды ярко и захватывающе, пожалуй, даже слишком ярко, отчего создают какое-то ощущение безвкусицы и китча. Не радует и то, что едва ли не половину битвы занимают личные схватки между героями и злодеями, построенные скорее по образцу вестерна: обмен угрозами и суровыми взглядами, напряженное выжидание с застыванием в пафосных позах, только вот музыки Морриконе за кадром не хватает, и вместо револьверов – мечи, а так – один к одному.

Романтичная история эльфийки Тауриэль и гнома Кили и во втором фильме смотрелась скорее комично, а здесь она и комична, и нелепа, и тоже оставляет чувство нелепого и затянутого китча, но никак не драмы. Ровно то же самое можно сказать и про неожиданно всплывший конфликт поколений в эльфийском королевском семействе: Леголас и его отец Трандуил выясняют отношения прямо на поле боя, что создаёт эффект скорее комический. Обидно, что в «Хоббите, в отличие от «Властелина колец», режиссёру Питеру Джексону не даются ни романтика, ни семейная драма. Может, потому, что во «Властелине колец» они были частью исходного замысла экранизируемой книги, а в «Хоббите» представляют собой сценарное дополнение, выглядящее бессмысленным довеском к сюжету.

Плюс к тому же режиссёр вынужден включать в фильм мостики, перекидывающие ко второй трилогии, которая по времени создания была первой, а потому под неё приходится подстраиваться. Выглядят эти мостики местами несколько натянуто, особенно это касается сюжетной линии, повествующей о пленении Гэндальфа в Дол Гулдуре; сделана эта линия мощно и красиво, но она никак не связана с основным сюжетом фильма и выглядит просто лишней.

Впрочем, есть в фильме и удачные моменты. Особенно в том, что касается внутреннего борения Торином. Он после коронации забронзовел и, как говорили в советские времена, оторвался от родного коллектива, да ещё и попал под проклятие драконьего золота. В тех сценах, где Торин борется со своим внутренним драконом, как будто на мгновение в Питере Джексоне просыпается настоящий режиссёр и вытесняет безумного циркача. Да и актёрской игре Ричарда Армитеджа можно только поаплодировать.

Радует также и Бильбо Бэггинс в исполнении Мартина Фримена – в основном, за счёт полного отсутствия в его образе помпезности. Бильбо - обычный человек, попавший в горнило великих исторических событий. И теперь он мечется между гномами, людьми и эльфами; разрывается от желания помочь всем и спасти от смерти как можно больше тех, кто ему дорог; ужасается тому, что происходит с его другом Торином, искренне удивляется, видя, как жажда золота превращает свободные народы Средиземья в злейших врагов. На фоне всех этих гигантских червей, лязгающих доспехами воинских колонн и прочего разгула компьютерных спецэффектов Бильбо выглядит живым, подлинным и трогательным. Что, кстати, в полной мере отвечает замыслу исходного текста и опять показывает, что чем ближе сценарий фильм держится к Толкину, тем лучше выходит. В дуэте Торина и Бильбо, в том, как показаны их отношения, видится то, каким мог быть фильм «Хоббит», и каким он так и не стал.

Пожалуй, и вся тема фильма, если не всей трилогии, оказывается в том, какую цену приходится платить за достижение цели и насколько расходятся мечты с их воплощением. В начале трилогии Торин и его спутники хотели вернуться на родную землю, и, если получится, восстановить свое королевство, а в результате спровоцировали гибель множества людей, волну взаимной ненависти и страшную войну. Питер Джексон, взявшись за экранизацию «Хоббита», мечтал вернуться в Средиземье, дополнить «Властелина колец» предысторией, а в результате создал фильмы, заметно уступающие тому, что сделано им же раньше, и подпортившие впечатление от всего цикла.

Но пусть результат оказался не таким, как мечталось, все же – дракон повержен, королевство гномов восстановлено, история обрела законченность. Так что тут остается только сказать спасибо Питеру Джексону за его работу, за все шесть фильмов, ещё раз восхитится грандиозностью и замысла, и реализации. Создание «Хоббита» и «Властелина колец» само по себе стало эпопеей, соответствующей масштабу и значимости экранизируемого материала. Не всё вышло таким, каким хотелось бы, но оно есть, оно реализовалось. Две трилогии вошли в историю мирового кинематографа. Это огромное достижение и для режиссера Питера Джексона, и для всей команды, работавшей над фильмами.
Tags: Кино
Subscribe

  • О работе

    Тем временем закончилась моя первая рабочая неделя на старом-новом рабочем месте. Уже хочется в отпуск, понятное дело. И спать очень хочется.…

  • Сегодня

    Спал до полудня. Читал книгу Романа Шмаракова «Каллиопа, дерево, Кориск». Делал уборку. Предавался меланхолии. «Каллиопа...» - вещь, конечно,…

  • Фотки и филологи

    Сижу, пишу отчёт с Басткона. Смотрю нащёлканные в процессе фотки. Как всегда. Когда снимал, казалось, что зафиксировал каждое событие, а сейчас…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments