?

Log in

No account? Create an account
Война - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Война [Feb. 7th, 2015|03:59 pm]
olnigami
[Tags|]

Одним из утешений (небольших, но всё же) при наблюдении за военными действиями является проистекающее из исторического опыта знание того, что войны когда-нибудь заканчиваются. Даже самые долгие. Даже если сейчас не видно никакого шанса на их прекращение. Всё проходит, и война тоже.

***
Я где-то читал, что после Тридцатилетней войны во время Вестфальской конференции целый год ушёл только на то, чтобы выяснить, как началась война и какие цели перед собой ставили её первоначальные участники. Просто оказалось, что никто толком и не помнит, с чего началась война, даже те немногие кто дожил до мира.

Вот и с этой войной, мне кажется, проблема в том, что никто не может понять, с чего всё началось и кто какие цели перед собой ставит. Поэтому переговоры постоянно обрываются и уходят в пустоту… а года на то, чтобы разобраться, ни у кого нет. Да и желания разбираться тоже как-то не видно.

***
Странное ощущение – видеть, как воплощается в реальность то, о чём читал в детстве у Гашека. Безумная пропаганда, дурость полиции и спецслужб, злорадные издевательства «креативного класса» (у Гашека вольноопределяющийся Марек один, а у нас сейчас таких Мареков - батальон как минимум). И, кстати, начинаешь понимать, что действительно во время войны швейковский идиотизм – вполне себе стратегия поведения: чтобы не сойти с ума, можно, например, от этого самого ума избавиться.
***
Еще одно странное ощущение - наблюдать, как война меняет понятия о достойном/недостойном, разумном/безумном, допустимом/недопустимом. Высказывания и поступки, которые ещё несколько лет назад считались маргинальными, становятся общепринятыми, а бывшие маргиналы – героями и чуть ли не святыми. Одно дело читать об этом в книгах и совсем другое – видеть в реальности. Хотя, должен заметить, лично я бы с радостью обошёлся без этого опыта.

***
В нынешней войне парадоксальным образом сочетаются несколько паттернов или, если угодно, мифов. Священная война, в которой силы абсолютного добра сражаются против сил абсолютного зла. Родственный миф священной земли – единственного царства света в мире тьмы, против которого ополчились сатанинские силы. Национальные мифы. Имперский (или, может, неоимперский, пойди разбери) миф. Рудимент советского мифа о проклятом капиталистическом мире, желающем уничтожить советскую цивилизацию (его можно считать инвариантом мифа о священной земле).

И все эти мифы или скорее даже части отдельных мифов, собраны в диковинную мозаику из нестыкующихся частей. Отсюда и проблема диалога – она не в том, что стороны используют два разных языка при описании конфликта, это бы ещё куда ни шло. Нет, все стороны конфликта (а их больше двух, но вот сколько их – опять же, пойди пойми) говорят на разных языках.

Хотя опять же не сказать, чтобы это было так уж уникально. Кто знаком с историей Гражданской войны в России, знает, насколько сильно она отличается от схемы из советского учебника «капиталисты и помещики против рабочих и крестьян», и на скольких разных «языках» говорили участники того конфликта. В этом отношении нынешняя война (у которой, кстати, и названия-то общепринятого нет, каждый называет её так, как хочет) действительно напоминает скорее войну гражданскую. Может, и правы те, кто считают её новым витком гражданских войн, идущих на территории России со времён Степана Разина. Хотя я с осторожностью отношусь к выстраиванию таких длинных исторических последовательностей, слишком уж много в них натяжек обычно бывает.

***
А ещё можно посмотреть на эту войну как на очередной акт в трагедии распада советской империи. Трагедии, в которой одна из худших ролей досталась русскому населению бывших советских республик. Молдавия, Казахстан, Чечня, Прибалтика, вот теперь и Донбасс. Причём им ещё вдвойне обидно, потому что по ним-то стреляют с обеих сторон. А будущее этого региона настолько туманно, что сейчас его никто не возьмётся предсказывать. Очередная несправедливость истории – потомки расплачиваются за имперские амбиции своих предков.

***
Война вызывает сложную смесь реакций: воодушевление, опасение, возмущение, и всё это в крайних состояниях, как будто регуляторы эмоций вывернули на максимум. Но зато в результате, помимо прочего, много нового открылось в людях. Чем-то это напоминает расхожую идею о том, что по-настоящему, до глубины души человек раскрывается только после ударной дозы алкоголя. В обстановке военного времени есть нечто от гигантского пиршества. Торжество дионисийского начала, если угодно (хотя Юнг, помнится, в схожем случае поминал Вотана). Хотя аналогия тут, понятно, натянутая, всё же многие пытаются объяснить происходящее рационалистически – с точки зрения интересов государства, геополитики, столкновения цивилизаций и т. п. Впрочем, это, наверное, опять к вопросу о том, что в этой войне используется очень много разных паттернов, в том числе и вполне рациональных.

***
К вопросу о причинах и следствиях. То ли поток пропаганды раскрутил маховик войны, то ли война вызвала к жизни пламенный надрыв пропагандистов… пойди пойми. Реваншистские идеи в России бродили много лет и довольно активно, но где-то на периферии общественного сознания, а в мейнстрим начали проникать где-то года три-четыре назад. Сейчас, оглядываясь назад, понимаешь, что тот общественный невроз, что так неторопливо и неотвратимо вскипал последние годы, рано или поздно должен был во что-то вылиться. Хотя теперь, конечно, остаётся только гадать, как могло всё повернуться. То, что взвинченное настроение российского общества сыграло огромную роль в развязывании войны, это очевидно. Но вот как оно сформировалось, это настроение – отдельный вопрос, причём у каждой из воюющих сторон, разумеется, свой ответ.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: bobi4ka
2015-02-07 01:14 pm (UTC)
А почему только российского? У украинского общества то же самое. Антироссийский вектор Майдана (то есть вектор, направленный на отмежевание от России и разрыв неких "экзистенциальных" связей с Россией) - это тоже взвинчивание себя (и это было, кстати, огромной ошибкой Украины, потому что, если бы они ограничились только антикоррупционной риторикой, не скатываясь в антироссийскую и иногда прямо русофобскую, если бы отказались от героизации той же УПА, Бандеры и т.д., от национальных мифов, то они бы не дали все карты в руки пророссийским силам и тому же Стрелкову и Ко) - это следствие тех процессов, которые возникли задолго до Майдана.

Реваншизм свойственен обеим сторонам конфликта. И украинскому националистическому реваншизму гораздо больше времени (потому что украинский национализм западных областей в свое время был придушен Сталиным, но не уничтожен окончательно).

Имперские амбиции - есть, но не только они. Дело в том, что часто непонятно, где заканчиваются т.н. "русские земли" и начинаются "нерусские". Так как границы в СССР были проведены искусственно (особенно в плане Украины, которая получила огромный кусок территорий, исторически никогда к Украине на самом деле не имевших отношения), то дележка земель после распада СССР была неизбежна. Рано или поздно этот конфликт возник бы, только он мог разрешиться более мирно. Если бы опять же Украина взяла курс на построение не украинского, а русско-украинского государства с двумя гос. языками, без героизации УПА, не носясь с идеей "украинства", ничего бы этого не случилось. Понятно, что нашлись бы некие силы, которые бы хотели раскачать ситуацию (заинтересованные стороны на Западе и в США), но получилось бы у них? Думаю, что вряд ли. Вот это оперирование выдумкой о существовании в веках некой гордой и отдельной от России мифической в вакууме Украины, которую последовательно угнетали Россия и СССР, очень сильно Украине навредило и спровоцировало войну в гораздо большей степени, чем российские имперские амбиции.

И, кстати, обе стороны конфликта говорят, что воюют за Родину. Только вот местные сепаратисты Донбасса своей Родиной Украину не считают. Вряд ли их на это спровоцировали имперские амбиции России. Скорее, это все зрело годами и прорвалось. Опять же из-за преступно глупой, недальновидной политики украинских властей.



(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2015-02-08 02:11 pm (UTC)
Да, я подозреваю, что практически всё мною написанное точно так же работает и на украинской стороне (про Гашека я не случайно вспомнил - шаблоны поведения во время войны у всех схожи). Но я пишу про наши родные примеры, потому что их знаю лучше, вижу и читают чаще.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bobi4ka
2015-02-08 02:35 pm (UTC)
Даже сами украинские патриоты признаются, что 70 процентов участников военных действий со стороны ДНР и ЛНР - это местные, а не российские граждане. Так что Россия тут играет роль косвенную (понятно, что Россия помогает спецами и оружием, но без местного недовольства на Донбассе сменой власти у России бы ничего не вышло, как и без почти единогласного желания русских в Крыму оторваться от Украины и присоединиться к России - вот это желание русских в Крыму почему-то вообще игнорируется проукраински настроенными гражданами в России и самими украинцами). Просто ты говоришь о взвинчивании в нашем обществе, но взвинчивание и истерика начались на Украине, причем задолго до "крымнаш", а со стороны России и пророссийски настроенных граждан Украины была ответная реакция. Не помню никакого взвинчивания в России, пока на Украине шел Майдан (это воспринималось в России как периферийная возня, к которой почти никто всерьез здесь по большей части не относился), даже когда там уже начались убийства, всем в России было все равно.

Что касается Чечни, Приднестровья, Косова - то никакой особой истерии в российском обществе я тогда вообще не помню. Наоборот даже - было почти полное безразличие. Причем, что меня удивляло, когда я стала взрослой сама (Чечня ведь пришлась на нашу юность, как и Приднестровье, и мы мало тогда в этом понимали), - так это полное безразличие не только к "врагу", что было бы хоть как-то объяснимо - мол, они сами нарвались, но и к судьбе своих солдат в Чечне и русского населения в Чечне. Такое же равнодушие было и к судьбе русских в Приднестровье. До сих пор непонятно, чем это было продиктовано, - видимо, общей раздробленностью общества.

Кроме того, тогда имперские идеи были крайне непопулярны, и все, что было связано с Россией и СССР, подавалось как абсолютное зло, а все, что связано с Западом и США - как добро. Однако со временем в западной демократии большинство в России разочаровалось, решив "вернуться к корням". Имперскость всегда была свойственна русскому сознанию, просто она временно отступила в период с 1991 по примерно 2000 год. А потом закономерно вернулась. Взвинчивание ли это? Думаю, что нет, это совершенно закономерная реакция на разочарование и обманутые надежды.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2015-02-10 01:41 pm (UTC)
Представление о том, как оно было, очень сильно зависит от личного опыта. Я после института работал в договорном отделе на оборонном заводе. Вот там-то я и сожаления по советским временам, и апологий Сталина, и лютейшей ненависти к либералам и США, и "сжечь всю Чечню напалмом" наслушался вдоволь. Так что для меня нынешняя ситуация вполне закономерна, потому что я знаю, насколько массовыми были еваншистские и имперские настроения. Скорее это либерализм и проамериканизм - просто временно поднявшаяся пена, а потом пена ушла и пришла настоящая тяжёлая, мутная волна.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bobi4ka
2015-02-10 02:25 pm (UTC)
Согласна - от личного опыта зависит.

Так я и говорю, что либерализм и проамериканизм - временно поднявшаяся пена.

Хотя на самом деле и то (империализм и реваншизм, сталинщина), и другое (либерализм) одинаково плохо. С имперством и так понятно. А либерализм у нас породил социал-расизм, оправдание обогащения любой ценой (фактически на то, как нажили себе многие сильные мира сего состояния, либералы массово закрыли глаза), презрение к своему народу и непонятное заискивание перед Западом и США с полным обелением истории Америки (раньше бы сказали "низкопоклонством" )) ) при явном игнорировании тех проблем, связанных с нарушением прав человека и цензурой, которые были в США (да и есть до сих пор), с вторжением США в другие страны, с поведением НАТО и т.д.

Да и потом, национальное унижение не могло же не найти выхода в итоге в попытке взять реванш. Россия всегда была империей, мощным государством, СССР (который воспринимался тоже как Россия) был единственным, по сути, в мире противовесом США. И вдруг Россия проиграла холодную войну, стала стремительно терять территории за территорией. Более того, началось резкое падение уровня жизни населения (90е), это тоже не могло сыграть роль, как и беспрепятственное существование криминала, который творил, что хотел (поэтому начались воспоминания о Сталине и о том, какой при нем был порядок, как всех "плохих" держали в ежовых рукавицах), война в Чечне, террор.

Этот реванш закономерен. Мутная волна тоже. К сожалению. Но дело в том, что либералы своих ошибок так и не увидели. То же безрассудное и оголтелое западопоклонничество при полном игноре исторических фактов, которые свидетельствуют о "некрасивостях" на Западе и Америке, тот же игнор нынешних двойных стандартов на Западе по вопросу Украины, да и у самих либералов двойные стандарты (жертвы среди гражданского населения от действий ВСУ, разрушенная ВСУ инфраструктура Донбасса почему-то упорно не замечаются, зато о жертвах от действий противоположной стороны крики), то же презрение к народу. Реваншисты меня не удивляют, меня либералы удивляют.

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: russell_d_jones
2015-02-07 01:55 pm (UTC)
А я ничего несправедливого в историческом процессе не вижу. Потомки всегда расплачиваются за деяния своих предков, когда они это деяния называют "амбициями" (то есть чувствами -- не поступками), и соответственно с ними обращаются.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2015-02-08 02:17 pm (UTC)
Вообще, если непрядвзято посмотреть, то к историческому процессу понятия "справедливый-несправедливый" воообще слабо применимы. История - тоже своего рода стихия, на неё можно до какой-то степени влиять, но прилагать к ней человеческие измерения не стоит. Но мне всё равно эти принципы кажутся несправедливыми, хотя я и понимаю, что во мне говорят эмоции, а не рассудок.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gineer
2015-02-07 02:13 pm (UTC)
\\Сейчас, оглядываясь назад, понимаешь, что тот общественный невроз, что так неторопливо и неотвратимо вскипал последние годы, рано или поздно должен был во что-то вылиться.

Годы?
А десятилетия не хотите.
Мне например приходилось разговаривать с носителями настроения типа "крымнаш" еще лет 10 назад.
А сама методическая база, под которую сейчас подганяют весь процесс (вон ДНР хотят быть наследниками Донецко-Криворожской Республики начала века)
так оно еще старше... может даже на столетия.
"Вековая мечта русского народа", епт.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2015-02-08 02:20 pm (UTC)
Настроение было, да, но всё же не настолько крайнее... Хотя... Как радостно встречали бросок десантников на аэродром в Косово, что говорили о Приднестровье... А уж о Чечне... Но хоть на официальном уровне старались сдерживаться, а сейчас как будто вожжи отпустили.
(Reply) (Parent) (Thread)