?

Log in

No account? Create an account
Замечательный человек маркиз де Сад - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Замечательный человек маркиз де Сад [Feb. 23rd, 2007|09:23 pm]
olnigami
[Tags|, , ]
[в колонках |Silly Wizard - Miss Catherine Bronsan]

Сегодня с утра взял в руки ЖЗЛ'овское издание биографии маркиза де Сада – и полдня не мог от него оторваться. Хорошо написано, много фактического материала и все как-то по делу. Узнал кое-что новое о маркизе-фантазере.
Папаша маркиза, де Сад-старший, был известный либертен, то бишь вольнодумец, атеист и свободномыслящий. Что характерно, свобода мысли и борьба против ограничений, налагаемых религий, у либертенов проявлялась в основном по части редкостной половой распущенности, собственно, и в историю они вошли не как открыватели новых горизонтов, а как законченные развратники (с трудом удерживаюсь от употребления более крепкого слова). Де Сад-старший был еще не самым худшим представителем этой братии, но все равно оказывал на сына немалое влияние и своим образом жизни, и своими записками (тоже ведь писатель был), в которых отвергал все моральные ограничения и прославлял разум. Под конец жизни де Сад-старший в делах молодости раскаялся и даже ушел в монастырь, откуда с ужасом наблюдал за тем. что вытворяет его сынуля.
Еще у маркиза был дядюшка – аббат де Сад. Несмотря на сан и положение в обществе, аббат тоже был преизрядный либертен. Маркиз де Сад в раннем детстве несколько лет жил у него и впоследствии характеризовал дом своего дядюшки как самый настоящий бордель.
Учился де Сад в колледже иезуитов. Как хладнокровно замечает автор (точнее, авторша) жизнеописания из колледжа маркиз помимо ученых знаний вынес увлечение систематизацией, флагелляцией и пассивной содомией. Кстати, это был лучший парижский колледж, в котором в разные года учились Вольтер, Робеспьер и Демуллен (так и хочется перефразировать Жванецкого: «надо было в колледже что-то подправить!»).
Женился де Сад наполовину удачно, наполовину нет. Жена его любила, покорно сносила все выходки мужа, по мере сил выручала его из неприятностей, пока он ее окончательно не достал. Зато вот теща де Сада была женщина добродетельная и как могла пыталась де Сада исправить. Когда же поняла, что это бесполезно, то безо всяких колебаний засадила его в тюрьму, тем более посадить его было за что. Оргии, издевательства над проститутками и самое главное – богохульства. Все остальное де Саду простили бы, свои сексуальные пристрастия на знатных дамах он никогда не проявлял, а заявления от проституток суды рассматривать не спешили, да и откупиться от них было не так уж и сложно. Но вот богохульство – это было уже серьезно. Но если бы не вмешательство тещи, которая из каждого такого дела раздувала бешеный скандал, де Сад и тут смог бы увернуться от правосудия. Так что, похоже, Юкио Мисима в своей пьесе «Маркиза де Сад» был не так уж и не прав, обвиняя тещу де Сада в том, что это она вконец замучила своего несчастного зятя.
С другой стороны, тюремное заключение оказалось для де Сада как для писателя очень полезным. Именно в тюрьме он написал большую часть своих трудов, можно сказать, что как писатель де Сад родился в казематах Бастилии. Кстати, в одной из своих тюрем де Сад повстречал Мирабо, сидевшего отнюдь не за политику, а тоже за распутство, – и они возненавидели друг друга с первого взгляда.
Де Сад успел поучаствовать и в Великой Французской революции, причем как жертва кровавого режима Бурбонов и автор революционных памфлетов, даже выдвинулся на пост председателя секции. Но что забавно, когда де Саду в его новой роли представилась великолепная возможность воплотить в жизнь свои кровавые фантазии, он обстановкой ни разу не воспользовался. Напротив, де Сад не смог отсидеть на председательском месте даже одного заседания революционного суда, что было замечено «товарищами» и поставлено ему потом в вину. Впрочем, де Сад был не из тех, кто идет в ногу с большинством. Инфантильный, предельно эгоистичный, впечатлительный, непостоянный, при этом очень талантливый и очень несчастный. Всю жизнь он отстаивал свое право жить так, как ему хочется, и растерялся, когда вся его родная Франция начала жить так, как хочется.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: svk
2007-02-26 09:33 am (UTC)
Маркиз де Сад, бесспорно талантлив и необычен - этим он обязан своему детству и окружению.
(Reply) (Thread)
From: java_34
2007-07-22 12:20 pm (UTC)
Ну, не знаю. А мне Де Сад в произведении Ю.Мисима показался не очень убедительным...Впрочем, это лишь моё субъективное мнение.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2007-07-23 07:39 pm (UTC)
Если вы про "Маркизу де Сад", то учтите - это все-таки мнение сторонних людей, предубеждонно относившихся к маркизу. Лучше о нем и его вкладе (хотя и весьма своеобразном) в европейскую культуру почитать у Ерофеева:
http://zhurnal.lib.ru/v/victor_v_e/markiz_de_sad.shtml
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ninaofterdingen
2007-09-25 06:50 am (UTC)
Камю включает имя де Сада в список философов наряду с такими почтенными фамилиями, что я в свое время диву давалась, хотя, честно говоря, до сих пор с его творчеством и не ознакомилась. А за очерк спасибо, замечательно, как всегда.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2007-09-25 08:56 pm (UTC)
Так для Камю и прочих экзистенциалистов де Сад - предшественник и учитель, как же его не включить. Знакомиться с его творчеством - не очень рекомендую. Во-первых, поразительно зануден, во-вторых, откровенно гнусен, и этой гнусностью упивается. Лично я его скорее пролистывал, чем читал, да и то больше для того, чтобы понять, откуда такой восторг по отношению к нему у мыслителей 20-го века. Не знаю, какими нервами надо обладать, чтобы читать его подробно, да еще и не по одному разу. Но как писатель, доведший до самого предела гуманизм Просвещения, он производит впечатление, определенно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: egor_i_zmey
2007-09-25 05:01 pm (UTC)
когда философами называют де Сада и Ленина, то в этом есть политический смысл.

Поразительно, как схожи эти фигуры тем, что почти невозможно оценить их изолированно от того образа, что сложился в массовом восприятии
(Reply) (Thread)