olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

"Десять негритят"

Как-то на днях по телевизору опять показывали “Десять негритят”. Очень мощное кино. Я каждый раз, когда на него в телевизоре наталкиваюсь, обязательно смотрю. И актеры играют замечательно, и снято все очень грамотно, и натуру для съемок подбирали грамотно - продуваемый всеми ветрами остров под мрачным небом, на котором никогда не бывает солнца создает нужное настроение обреченности и подавленности (странно только, кому могло взбрести в голову устроить пансион в таком месте?), и сценарная основа не подкачала. У Агаты Кристи есть несколько вещей, которые выводят ее за уровень банальной детективщицы, и “Десять негритят” как раз одна из них.
Основная идея книги и фильма – у каждого человека в прошлом можно найти что-нибудь такое, за что его можно приговорить к смерти (такое вольное продолжение Оскара Уайлда с его “но ведь не каждый принял смерть\\за то, что он убил”, что, в свою очередь, отсылает к гораздо более древнему “ибо все согрешили и лишены славы Божьей”). Причем в большинстве случаев земное правосудие за такие дела не берется в связи с их бесперспективностью. Это того, кто “женщину убил в постели,\\которую любил”, легко найти, обвинить и покарать, а пойди докажи факт доведения до самоубийства или неоказания помощи. И тогда анонимный убийца (хотя тут, пожалуй, уместнее будет слово «палач») решил помочь земному суду и покарать тех, кто, по его мнению, заслуживает смерти. От множества произведений подобного рода “Десять негритят” отличает то, что, во-первых, палач мстит не за собственную обиду, а за обиду вообще, так сказать, восстанавливает мировую справедливость, во-вторых, сам палач отлично знает, что и сам заслуживает смерти не меньше, чем его жертвы, в-третьих, среди его жертв нет совсем уж отъявленных мерзавцев, погрязших во зле. Жертвы палача – это самые обычные люди (кстати говоря, жертвы принадлежат к разным классам, разным возрастам и разным профессиям, это своего рода выборка, представляющая всех смертных), однажды совершившие неправильный поступок. Кто-то из-за инстинкта самосохранения, кто-то из-за денег, кто-то по случайности, кто-то по любви. Но палачу неважно, почему было совершенно преступление, он карает всех, он действует как машина, запрограммированная на уничтожение грешников. И спастись от него невозможно (замечу, кстати, что череда удачных убийств в данном произведении целиком заслуга автора; Агата Кристи постоянно подыгрывает палачу таким образом, что он, находясь, так скажем, не в лучшей физической форме, безо всяких препон выполняет свой рискованный план). Единственное, чего очень сильно не хватает в сценарии, так это надежды на спасение и раскаяния. Уайлд в своей “Балладе”, при всем отчаянии и обреченности, обращался к Божьей милости и ждал прощения пусть и не в земной жизни, но в будущей. Для Уайлда страдания на земле – это возможность осознать свою вину и раскаяться. А вот у Агаты Кристи нет места ни раскаянию, ни надежде, ни прощению. Даже генерал, единственный, кто испытывает чувство вины и раскаивается в своем преступлении, не видит для себя никакой надежды; его печаль – увы, не печаль к покаянию, а печаль к смерти. У Оскара Уайлда сквозь мрак и скорбь пробиваются легкие лучи света и жизни, у Агаты Кристы – мрак поглощает все. Финал “Десяти негритят” – это уже просто нечто запредельное. Мужчина и женщина на маленьком острове, и больше никого. Они не доверяют друг другу, каждый видит в другом убийцу, что, кстати говоря, вполне справедливо, они ведь и есть убийцы, и, мало того, оба отлично знают по собственному примеру, как это легко – перешагнуть грань. Они не могут доверять друг другу, их вина и их подозрения разделяют их. А зритель, воспитанный на голливудских боевиках, подсознательно ждет совсем другого. Он ждет, что теперь, оставшись вдвоем, они объединятся и все-таки достанут убийцу, после чего сольются в страстном поцелуе... Ага, щаз! Хэппи-энда не будет. Никакого и никогда. Ни в этой жизни, ни в вечности. Я, честно говоря, финал «Десяти негритят» до конца досмотрел только один раз – при первом просмотре. В кинотеатре, между прочим, и лет мне тогда было совсем немного, однако и сейчас все прекрасно помню, хотя это и не самые лучшие воспоминания.
Tags: Кино
Subscribe

  • Ярославские диковины, часть 3

    Ещё немного впечатлений от поездки в Ярославль, связанных с местными, скажем так, необычностями. Рядом с отелем, где мы жили, стоит колесо…

  • Ярославские диковины, часть 2

    Продолжаю свой рассказ о чудесах и диковинах города Ярославля. В предыдущем очерке я удачно вспомнил «Город Зеро» Шахназорова, потому что буквально…

  • Ярославские диковины, ч. 1

    Свой день рождения в этом году (а в последнее время праздники прилетают с такой скоростью, что, кажется, только вот лёг спать после новогодней ночи,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments