olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Праздничное

Есть некая историческая несправедливость в том, что 8 марта превратилось из дня памяти о борьбе за права женщин в некий обобщённый женский день. Хотя, в общем-то, такая ситуация вполне логична, праздники существуют для того, чтобы объединять, и потому тон каждого праздника как-то сам собой сползает к «за всё хорошее против всего плохого». И этот процесс прослеживается в истории практически каждого национального праздника.

Немного жаль, что в результате забылось суфражистское движение начала XX века и те вопросы, которые оно ставило перед обществом, как и то, что суфражистки всё-таки добились своих целей. И, кстати, это ведь тот редкий случай достижения серьёзных политических и мировоззренческих изменений ненасильственным путём. При всей своей активности и радикальности суфражистки никогда не прибегали к террору… хотя тут можно вспомнить, как активно женщины участвовали в терроре во времена Российской империи, но это всё же несколько другой случай – в последние десятилетия существования империи террор стал своего рода нормой политической деятельности. Это хорошо заметно по мемуарам Савинкова, например, когда он рассказывает о том, с какой лёгкостью он и Азеф собирали очередную команду исполнителей теракта после нескольких полных разгромов Боевой Организации. Такое ощущение, что у них там очередь стояла из желающих покидать бомбы в какого-нибудь губернатора. Впрочем, там всё же речь шла не об отдельных изменениях в законодательстве, а о сломе политической системы и выстраивании новой.

Сейчас принято стало говорить, что в деле расширения прав женщин суфражистки совершенно ни при чём, что всё это результат изменения экономических условий, индустриализации и двух мировых войн. Потребовалось мужчинам привлечь женщин на заводы и конторы, вот и дали им право заниматься «мужскими» профессиями, ну и заодно в качестве бонуса право голосовать на выборах. Вообще, это, кажется, такой мейнстрим современного российского мышления – не надо никакой борьбы, никакого сопротивления, просто сидим ровно и ждём, когда наступит лето благоприятное, к нам придут те, у кого есть власть и сила, и сами нам дадут и права, и свободы, и процветание. «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!» (полагаю, не стоит напоминать, кто у Булгакова говорит эту фразу). А право голосовать у нас вообще считают какой-то ненужной безделицей, так что есть оно, нет его – какая разница.

На самом деле, изменение экономических обстоятельств – вещь, конечно, важная, бывает ведь и так, что инициативы вспыхивают в неподходящих для них условиях, да так и угасают в окружающей тьме, оставаясь в истории некими странными анахронизмами. Но не стоит забывать, что любые самые выгодные условия можно прозевать, если не найдётся людей, готовых и способных этими условиями воспользоваться (а мне такое доводилось видеть). Так вот, суфражистки оказались и готовы, и способны, и они заложили основу для последующего движения за женские права, при том, что, замечу, они-то действовали в обстановке гораздо более опасной и враждебной, чем та, в которой оказались феминистки 60-х годов, не говоря уж о сегодняшнем времени, когда феминизм стал вполне легальным мировоззрением, а кое-где и вовсе мейнстримным.

При этом, да, надо понимать, что в современной России и суфражизм, и феминизм, да и вообще сама идея борьбы за гражданские права и свободы воспринимается как подрыв основ, разврат, нарушение традиций и так далее, и так далее. Да и даже сами слова «свобода» и «права человека» обросли негативными коннотациями, и трижды стоит подумать, прежде чем произнести их вслух или написать. Можно вспомнить и о том, что суфражизм был движением радикальным и тесно связанным с различным социалистическими движениями, и помимо вопроса о гражданских правах развивал дискуссии об отмене семьи, ликвидации церкви, сексуальной свободе и так далее. Соответственно, и женщины в этом движении порой участвовали весьма своеобразные, из отечественной истории Достаточно вспомнить Александру Коллонтай. Впрочем, замечу, что среди политических, да и не только политических, активистов много людей со сложным характером, повышенной агрессивностью и жёстким отношением к окружающим людям.

Ещё, конечно, можно вспомнить о том, что после того, как феминизм набрал силу, он и сам превратился местами в идеологию подавления (что, опять же, случается со всеми идеологиями), ну и заодно создал столько новых проблем, что многие хватаются за голову и кричат, что лучше бы всё было по старому – просто и понятно, чем вот так как сейчас. Но поздно. К добру, ли к худу, но феминизм стал реальностью современного мира, и никуда от этого не денешься. И во многом это заслуга тех самых женщин, живших в начала XX века, которые в том числе и придумали праздник 8 марта. Так что, по справедливости, праздник сегодня их честь, но понятно, что об этом сегодня стараются забыть. Хотя всё равно, как ни крути, а что-то такое постоянно нависает над этим праздником. Наверное, это тени вытесненных в глубины бессознательного суфражисток, которые стали такими эриниями эмансипации. Вроде бы о них все забыли и пытаются сделать вид, что их никогда не было, только вот всё равно во всех поздравлениях, тостах, разговорах чувствуется какое-то напряжение, какое-то воспоминание о чём-то ином, связанном с этим днём. И чем сильнее стараются это иное вытеснить, тем сильнее оно становится и тем скандальнее проявляет себя. Впрочем, такое правило относится ко всем явлениям, вытесняемым в общественное бессознательное.

Ну и напоследок – хороший клип в тему:
http://www.youtube.com/watch?v=IYQhRCs9IHM
Tags: Ворчание, Житейское
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments