?

Log in

No account? Create an account
Призрак грядущего - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Призрак грядущего [Mar. 18th, 2015|02:23 am]
olnigami
[Tags|]

Пару недель назад в ЖЖ Иванова-Петрова развернулась занимательная дискуссия об устройстве грядущего мира (вернее, о том, каким мир будет после великой катастрофы, которая, похоже, большинству дискутирующих представляется неминуемой). Я, пожалуй, добавлю к этой дискуссии свои пару копеек вот на какую тему.

Когда обсуждают контуры постепенно проступающего в тумане будущего, почему-то видят в нём строгое деление на Хрустальный дворец (где медицина и долголетие, безопасность и права человека, высокие технологии, ну и так далее) и жуткие трущобы (где бандиты и нищета, ноль медицины и технологий, ну и так далее). Как у Пелевина в «Снафе» и в фильме «Элизиум». А вот мне кажется, что насколько можно судить сейчас, дивный новый мир будет похож на нашу современность в том, что там будет разделение обществ на как минимум на три уровня: Первый мир, он же Хрустальный дворец, Серые зоны и Второй мир. Причём Второй мир будет по численности и по значимости вполне сравним с Первым.

Вот как раз Второй мир будет заниматься теми вещами, от которых Первый мир избавляется. Он сохранит индустриальное производство, будет поставлять в Первый мир природные и человеческие ресурсы, проводить те научно-технические исследования, которые запрещены в Первом мире (ядерные технологии, биологические опыты и т. п.), поддерживать относительный порядок в Серых зонах, в частности, извлекать оттуда ресурсы. Уровень жизни во Втором мире будет заметно ниже, чем в Первом, но гораздо выше, чем в Серых зонах. Первый мир будет делиться со Вторым результатами своих технологий, в основном, конечно, с элитами, но и прочему населению будет перепадать достаточно много всего (в том числе и с целью поддержания спроса на продукцию).

По всей видимости, если Первый мир окончательно откажется от концепции национального государства, то Второй мир, напротив, будет её придерживаться, да ещё и добавлять к ней религиозную составляющую. При этом страны Второго мира будут распространять среди населения идею об «особом пути», который не позволяет им быть подобными Первому миру и удерживает от падения в Серую зону.

Также повыситься роль различных транснациональных организаций, обеспечивающих взаимодействие между тремя подсистемами мирового устройства. Это будут корпорации, фонды, охранные структуры (которые превратятся в нечто вроде наёмнических армий).

О попытках привести все страны к единой политической форме, Первый мир забудет окончательно, и вообще на всё творящееся в Серых зонах будет закрывать глаза, лишь бы они не разрастались. Да, о Серых зонах стоит ещё вот что сказать. Отнюдь не факт, что это будут сплошь failed states, пребывающие в состоянии гражданской войны. Часть Серых зон будет жёсткими диктатурами, вроде Северной Кореи или Чечни, и элиты этих стран за то, что поддерживают порядок внутри своих зон и обеспечивают бесперебойные поставки ресурсов, будут требовать от Первого и Второго мира финансовой и технологической поддержки, которая им и будет предоставляться. Возможно, какие-то из этих стран со временем даже и перейдут во Второй мир. Кстати, по такому пути скорее всего пойдёт ИГИЛ, и впишется в новую систему без особых проблем.

Такой выглядит схема будущего мирового устройства на данный момент, но нельзя не заметить, что к ней сразу возникает ряд вопросов. В частности, о том, что собой будет представлять Первый мир. Будут ли это то, что сейчас называется «развитыми странами»? Или же он будет включать в себя мегаполисы и окружающие их территории? Что станется с теми Серыми зонами, которые уже сейчас есть на территории развитых стран? Они будут официально отсоединены? Вряд ли. Допустим, США может избавиться от Луизианы (да и это-то сложно себе представить), а вот как Париж избавится от арабских кварталов? Или Россия от Дагестана и Чечни?

Второй вопрос – оформление данного политического устройства. Понятно, что ООН окончательно перестанет играть роль мирового арбитра (да, собственно, уже перестала), а значит, должны появиться какие-то новые международные объединения или, по крайней мере, институты, где можно обсуждать возникающие конфликты и решать вопросы, затрагивающие общие интересы. При этом, понятно, ни о каком формальном равенстве стран, как это было во второй половине двадцатого века, речи идти не может. Есть, правда, такое не очень понятное образование, как «семерка» развитых стран, но пока что оно себя как-то никак не проявляло.

Ну и самый интересный вопрос: насколько устойчивой окажется данная система? Мне кажется, тут многое зависит в первую очередь от скорости образования Серых зон и того, какие страны в этих зонах окажутся. Гражданская война в Сирии – это неприятно, но не смертельно для мировой системы. А вот гражданская война в Китае – это уже совсем другое дело. Другая проблема – взаимоотношения Первого и Второго мира. Эти миры уже сейчас все больше расходятся друг с другом, слишком уж разные у них мировоззрения. И всё ещё продолжающийся конфликт России с Евросоюзом и США, похоже, одно из первых проявлений этого напряжения. Кстати, он же показывает, насколько болезненным оказывается конфликт как для Первого, так и для Второго мира. А разрешить конфликт оказывается очень сложно и потому, что нет взаимопонимания, и потому что нет площадки для обсуждения и достижения компромисса, и потому что нет общих правил, признаваемых всеми сторонами.

Мне кажется, что такие внутренние проблемы противоречия вполне способны погубить складывающуюся мировую систему, а во что это выльется – страшно даже и представить. И я как-то сомневаюсь, что в каких-то анклавах удастся сохранить нынешний уровень технологий. Слишком уж далеко зашло международное разделение труда, слишком сильно мы все друг от друга зависим. Но, к сожалению, не все понимают, насколько губительными могут стать сползание больших территорий в серые зоны и конфликты между Первым и Вторым миром. А может, и понимают, только сделать ничего не могут.
По поводу же самого вопроса, заданного Ивановым-Петровым: как назвать то, что получится после крушения нынешней цивилизации и как оно всё будет выглядеть, – у меня ответа нет. Я пытаюсь себе что-то такое представить, но мысль привычно соскальзывает в стандартные постапокалиптические киношные и литературные варианты, и, как мне кажется, напрасно. Я всё же подозреваю, что будет нечто совсем другое, а вот каким оно будет – непонятно.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: salmin26
2015-03-18 02:51 am (UTC)
Ваша модель мне напомнила устройство Островной империи из ненаписанного "Белого ферзя" Стругацких.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2015-03-18 06:39 pm (UTC)
Точно! А я не обратил внимания. Стругацкие во многом действительно оказались пророками.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: salmin26
2015-03-18 06:56 pm (UTC)
Да, очень жаль, что роман не состоялся. В последние годы всё чаще вспоминаю об этом сюжете, действительно, похоже, всё к чему-то подобному и идёт. Там ещё примечательно то, что жёстких границ между "кругами" или "мирами" не существует, каждое общество само выбирает своё место, и у каждого индивида, пусть не стопроцентная, но тоже есть свобода выбора где и как жить.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bobi4ka
2015-03-18 05:21 am (UTC)
Интересно, а почему вообще должно быть какое-то крушение? Не вижу предпосылок. Их не больше, чем во времена Чумы, Тридцатилетней Войны или чем накануне второй мировой. А даже значительно меньше.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2015-03-18 06:41 pm (UTC)
Проблема в медленном распаде системы международной торговли, что ведёт к ухудшению условий жизни в отдельных странах, что в свою очередь ведёт к снижению международной торговли, ну и так далее. Плюс медленное увеличение количества failed states. Плюс замедление научно-технического прогресса. Вообще, у Иванова-Петрова в том посте, на который я ссылаюсь, много об этом пишут, и отнюдь без оптимизма.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bobi4ka
2015-03-18 07:09 pm (UTC)
Замедление прогресса вообще ни о чем не говорит.

Медленный распад?

Ухудшение условий жизни? Но большинство населения Земли и так живет на грани нищеты, благополучных стран и так меньшинство.

Мне кажется, все эти страхи преувеличены.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2015-03-18 07:25 pm (UTC)
А потом благополучных стран будет становиться ещё меньше. И те, кто живут на грани нищеты, будут понемногу переходить эту грань, а те, кто уже перешёл грань нищеты, начнут переходить грань жизнь и смерти.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bobi4ka
2015-03-18 09:04 pm (UTC)
"В общем, все умерли".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gineer
2015-03-18 02:41 pm (UTC)
Белый Ферзь
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2015-03-18 06:45 pm (UTC)
Однако, второй комментарий с упоминанием "Белого Ферзя". Да, есть схожесть, хотя и не во всех деталях.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sivka2006
2015-03-21 09:52 pm (UTC)
>> а вот как Париж избавится от арабских кварталов? Или Россия от Дагестана и Чечни?
- а с какой стати Париж и Россия относятся к первому миру?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2015-03-22 10:54 am (UTC)
Если Первый мир будет состоять из мегаполисов, то Париж скорее всего окажется в их числе. Со всеми своими проблемами.

А в России сейчас сосуществуют элементы и Первого мира, и Второго, плюс серая зона Северного Кавказа. Впрочем, мне кажется, что Россия сейчас постарается элементы Первого мира свести на нет и жёстко закрепится в мире Втором.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sivka2006
2015-03-22 03:07 pm (UTC)
Откуда в ФР первый мир? Смеетесь? Она из второго сейчас активно выталкивается..
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sivka2006
2015-03-21 09:52 pm (UTC)
Не будет ни второго ни третьего мира. Они плавно будут сведены на нет.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2015-03-22 10:55 am (UTC)
А кто же тогда будет заниматься "грязной работой"? Разве что только удастся перейти на полную роботизацию промышленности, добычи, сферы обслуживания. Но это уже будет совсем другой мир с иными проблемами.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sivka2006
2015-03-22 03:12 pm (UTC)
И не только.
Пролетариат уже не нужен.
Прислуга - скоро.
Но главное - солдаты скоро будут не нужны.

И зачем тогда второй и третий мир? Чтобы морлоки периодически вылезали из нор и жрали элоев?
Их просто не станет. Не за год и не за 10. Но не станет.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: futurist2012
2015-04-18 06:10 pm (UTC)

Замечание небольшое.

Вот тут:

И всё ещё продолжающийся конфликт России с Евросоюзом и США, похоже, одно из первых проявлений этого напряжения. Кстати, он же показывает, насколько болезненным оказывается конфликт как для Первого, так и для Второго мира. А разрешить конфликт оказывается очень сложно и потому, что нет взаимопонимания, и потому что нет площадки для обсуждения и достижения компромисса, и потому что нет общих правил, признаваемых всеми сторонами.

Вот тут мне кажется Вы мимо.
С Россией никто не пытается договариваться.
Наоборот, нас сайчас подводят к тому, что будут деклассировать в серую зону, т.к. наша пост-советская элита не только не справилась с задачей построения регионального управляющего серыми зонами, но наоборот - попыталась снова побежать по советскому пути закармливания серых зон дотациями в обмен на лояльность.

Государства первого мира, наоборот, признали на сегодня нерациональность излишних трат на колонии, и заботливо их возвращают в первозданные состояния бардака.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gest
2017-03-22 07:30 pm (UTC)
Один из тех постов, которые я сохранил, чтобы на него когда-нибудь ответить, потому что он напоминает одну мою концепцию.
(Reply) (Thread)