olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Categories:

50 оттенков серого

Прочитал тут как-то на «Афише» новость из жизни школьников. Один шутник 11 лет от роду явился на школьный маскарад в костюме того самого Грея, у которого 50 оттенков (хотя никто и не может объяснить, почему столько и чем эти оттенки друг от друга отличаются), что, понятно, вызвало немалый скандал. Костюм Грея, если кому интересно, состоит из делового костюма с серым (конечно) галстуком, а в качестве дополнительных атрибутов выступают кабельные стяжки и маска для глаз. Тут, кстати, можно было бы порассуждать о том, как так получилось, что образ садиста-доминанта совпал с образом преуспевающего бизнесмена и как стяжки и маска символически отображают эксплуатацию пролетариата и какое-нибудь отчуждение, но я оставлю это сомнительное удовольствие Славою нашему Жижеку. Уверен, он о «50 оттенках серого» напишет очередную блестящую ядовитую статью, если уже не написал.

Или же можно в мифологическом ключе порассуждать о том, что в сказочном сюжете, послужившем базой для 50 оттенков, помимо Золушки и объекта её стремления бытовала ещё такая важная фигура как волшебный помощник, одного, что характерно, пола с главным героем (крестная мать в «Золушке», Джин в «Алладине»). Но пришли новые как бы реалистические времена, и волшебного помощника пришлось убрать, но базовый сюжет-то никуда не денешь, сказка по своей доминантности кого хошь за пояс заткнёт; новые жанры приходят и уходят, а сказка пребывает вовеки. Поэтому функции волшебного помощника переходят к Принцу, и ему приходится самому мотивировать Золушку, превращать тыквы в кареты и так далее. Плюс к тому же и модель поведения у него вынужденно оказывается то маскулинной, то феминной, в зависимости от того, какую роль ему/ей приходится выполнять в сюжете. Поэтому бессмысленно говорить о психологической недостоверности мистера Грея, он ведь не просто сказочный персонаж, он – сразу два сказочных персонажа, с разными функциями, да ещё и разного пола.

Впрочем, это всё так, реплика в сторону, я о другом хотел сказать.

На той же Афише ещё до начала показа фильма пролетела новость: где-то запретили поклонникам «50 оттенков» приходит в кинотеатры в, так сказать, фанатских костюмах и с атрибутами субкультуры. Отдельной строкой подчёркивалось, что фанатам «Властелина колец» и «Гарри Поттера» приходить в костюмах можно и это только приветствуется. И как-то вот сам собой возникает вопрос: почему одним субкультурам можно, а другим нельзя? Понятно, тут в первую очередь возникает тот аргумент, что субкультура BDSM строится на сексуальных отношениях, а не на каком-либо тексте или фильме. На это можно возразить, что субкультуры поклонников книг и фильмов в своих костюмах сексуальность эксплуатируют вовсю (достаточно посмотреть любой репортаж с косплей-вечеринки) и вообще тема переодеваний изначально тесно связана с сексуальностью.

Кроме того, BDSM – это ведь не только про секс, но ещё про доминирование/подчинение, а ведь идея костюма или детали костюма, демонстрирующей подчинение положение – это ведь древняя и местами даже священная традиция. Вспомнить, например, мусульманский хиджаб или, если ближе к отечественным реалиям, женский платок, который вообще-то есть знак власти над нею (по крайней мере, так этот отрывок из 1-го Послания Коринфянам звучит в Синодальном переводе, а мы, понятно, именно на этот перевод ориентируемся, хотя в оригинале там не очень понятно, что имеется в виду). То есть функционально платок в православной культуре играет ту же роль, что и ошейник в культуре BDSM (тут стоит заметить, что апостол Павел, который был человек, что называется, с большим пониманием, пишет, что этот знак вообще-то для ангелов, то есть объединяет по своему обыкновению человеческое и небесное).

Впрочем, ладно бы платочки, между христианством и BDSM возникают куда более неожиданные пересечения. Кто читает по-английски, погуглите Christian domestic discipline. Я вот с интересом жду, когда эта новая практика христианской жизни дойдёт до нашей местности, как всегда, с опозданием лет на десять, хочется посмотреть, как оно здесь воспримется, приживётся и во что мутирует.

Так что на самом деле вопрос о костюмах, субкультурах и сексуальных практиках не так уж и прост. Жаль только, что поставил этот вопрос такой художественно слабый культурный феномен как «50 оттенков серого». С другой стороны, потаённые/табуированные явления в культуре частенько как раз и проявляются в неудачных в эстетическом отношении артефактов. Подобно тому как в человеческой психике глубокие внутренние разломы вылезают в зашифрованном (сублимированном) виде и чаще всего тоже не очень-то приглядном.

Ну и возвращаясь к исходному событию, мальчик в костюме доминанта – это мощный троллинг, особенно с учётом того, что на маскарады ведь частенько приходят в костюмах экранных злодеев. И вот кстати, чем, допустим, Дарт Вейдер лучше/хуже мистера Грея, ну, не считая того, что Дарт Вейдер и фактурнее, и убедительнее, да и вообще, каковы тут критерии оценки? Вейдер, вообще-то, целую планету взорвал как от нечего делать, а Грей… что называется, «чижика съел». Вейдер, конечно, сказочнее, но и в Грее реалистичности, прямо скажем, маловато, да и вообще, что «Звёзные войны», что «50 оттенков серого» - фантастика, в смысле, попытка изложить фантазию, только у одного автора фантазия яркая и разноцветная, а у другого – просто серая, хоть и в 50 оттенках.

***
Да, и ещё одно соображение, раз уж вспомнилось про эти несчастные оттенки (впрочем, сейчас-то как раз поговорить о них интереснее, потому что волна скандальности спала, так что можно подумать, а не заполошно реагировать, как это у нас принято). «50 оттенков серого» – типичный представитель современного творчества масс; проза.ру и разные фанфикшн-сайты просто переполнены такого рода произведениями. Они используют готовые сюжеты, а зачастую ещё и готовых персонажей*, или, по крайней мере, готовые описания миров, «сеттинги», как ныне принято выражаться, плюс к тому отличаются посредственным художественным уровнем и строятся на фантазиях, без рефлексии и попыток эти фантазии обработать. Фантазии в основном строятся вокруг основных инстинктов, любовь + кровь, порой кажется, что современная массовая литература как будто специально трудится ради подтверждения теории Фрейда.

В современной литературной критике проблему данного творчества, для которого, кстати, имени-то до сих пор нет, принято игнорировать, что вполне понятно – кому охота этот мрак читать и уж тем более разбирать. А ведь это явление давно уже переросло сетевой уровень, такие произведения много и охотно печатают, и тиражи у них куда внушительней, чем у литературы «серьёзной». Большая часть того, что у нас в России всё ещё по привычке именуется фантастикой и фэнтези сожрано этой новой волной, выхлестнувшей из интернета в реальный мир. Хотя там, конечно, больше мальчуковых книг, с превозмоганием, нагибанием, рассуждениями о сравнительных преимуществах различных типов стволов (вызывающих в памяти всё того же Фрейда), ну и преклонением перед разными империями. То есть те же самые «50 оттенков серого», только вместо плётки - автомат/танк, вместо кожаной сбруи - военная форма, а вместо доминанта - великий вождь и учитель …. (нужное имя подставить), но зато тот же самый настрой и сублимация тех же самых фантазий.

Впрочем, российская фантастика пока что остаётся сугубо местным культурным феноменом, а вот «50 оттенков серого» вылетели на международный уровень первой ласточкой творчества такого рода (впрочем, тут можно вспомнить про «Сумерки», тоже скорее проходящие по части изложения эротических фантазий, чем литературы). Пожалуй, это действительно новое слово в культуре, всё же раньше такие сочинения считались маргинальными, если и издавались, то полуподпольно и под псевдонимом. А такой переход пусть и одного-единственного (пока?) произведения в разряд бестселлеров свидетельствует о сдвиге в понимании допустимого и недопустимого. Или, скорее, о том, что в обществе существует несколько моделей правил со своими представлениями о допустимом и недопустимом, маргинальном и общепринятом, интимном и общественном. Собственно, и скандал вокруг книги и фильма возник именно как частный случай сражения между «либеральной» и «традиционной» мировоззрениями. И точно так же, как и во всех других случаях таких столкновений оказалось, что стороны друг друга не понимают, не воспринимают и отказывают другой стороне в праве иметь свою систему ценностей. Но это уже постепенно становится привычным и даже немного скучным, потому что заранее знаешь, кто и как отреагирует.

Мне вот интереснее другое – является ли этот феномен массового низкоуровневого писательства симптомом деградации литературы или же это начало нового этапа её развития, некое новое варварство, из которого со временем вырастет что-то художественно мощное и убедительное… Да, впрочем, и уже вырастает. Как ни относись к фэн-творчеству по Толкину или Роулинг – это большое явление, породившее массу вторичных текстов, исследований, изображений и так далее. Правда, фэн-творчество по «Сумеркам» пока что выглядит куда хуже, сравнить хотя бы два таких близкородственных творения как «Чёрная книга Арды» и «50 оттенков серого». «ЧКА» ведь всё же с чисто художественной точки зрения получше будет.

Так что вот не знаю, как относиться ко всему этому. С точки зрения читателя, на меня это массовое писательское поветрие производит тягостное впечатление. Лет пять-шесть назад над этим можно было подшучивать, хихикать над цитатами из фанфиков (в ЖЖ два или три было таких специализированных сообщества), сюжетами и мировоззрением, но сейчас уже как-то и не смешно. Всего этого стало много и то, что раньше воспринималось недостатками, сейчас людям, выросшим на такой литературе, кажется нормой. Но с точки зрения отстранённого исследователя я тешу себя надеждой, что когда-нибудь и на этой почве вырастет что-нибудь приличное. Впрочем, я иногда думаю, что, может, это просто начинается у меня уже старческое брюзжание. Выпал я уже из современности и перестал понимать новую литературу, её этические и эстетические критерии. Может, и так, не знаю.

* тут, кстати, стоило бы порассуждать о том, что использование готовых сюжетов, миров и персонажей роднит феномен новой массовой литературы с поп-артом и реди-мейдом, по сути, являясь продолжением идей Дюшана и Уорхолла. Это особенно забавно, если учесть, что большинство авторов данного направления современное искусство, мягко говоря, недолюбливает.
Tags: Ворчание
Subscribe

  • RIP Энди Стюарт

    Увидел в фейсбуке сообщение о смерти Энди Стюарта из группы “Silly Wizard”. Хороший был музыкант. Много великих песен оставил. Вот я составил…

  • О радости

    Двое друзей в фейсбуке подключили меня к флешмобу по рассказыванию трёх радостных событий, произошедших в течение дня. Но я как-то слабо представляю,…

  • Новый альбом Леонарда Коэна

    Пишут, что в сентябре выйдет новый альбом Леонарда Коэна…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • RIP Энди Стюарт

    Увидел в фейсбуке сообщение о смерти Энди Стюарта из группы “Silly Wizard”. Хороший был музыкант. Много великих песен оставил. Вот я составил…

  • О радости

    Двое друзей в фейсбуке подключили меня к флешмобу по рассказыванию трёх радостных событий, произошедших в течение дня. Но я как-то слабо представляю,…

  • Новый альбом Леонарда Коэна

    Пишут, что в сентябре выйдет новый альбом Леонарда Коэна…