olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Category:

Мстители: эра Альтрона

Новые «Мстители» оказался неожиданно сложным и тревожным фильмом о конфликте старого и нового. По крайней мере, в первой части фильма, дальше вся сложность оборвалась грандиозным махачем. После распада организации «Щит» супергерои пребывают в подвешенном состоянии, но продолжают сражаться с «Гидрой». При этом как-то ещё более заметно становится, насколько «тёплые ламповые» герои комиксов нелепо выглядят на современной войне. Лук и стрелы, боевой молот, летающий щит – всё это хорошо работает против мелких преступников, а вот против танков и пушек как-то не особо. Единственным, кто пытается идти в ногу со временем, остаётся Тони Старк, от чего становится только хуже. Он же решает с помощью одного из Камней бесконечности создать компьютерный сверхинтеллект, который сможет защитить человечество куда лучше, чем Мстители. И, как оно обычно бывает, Тони Старк к успеху шёл, но не фартануло.

Созданный им суперразум Альтрон выходит из под контроля, решает уничтожить нынешнее человечество и создать новое, более совершенное. А в помощники себе берёт двух выращенных Гидрой близнецов-мутантов. Близнецы люто ненавидят Старка, потому что их родители погибли во время «бомбардировки одного восточноевропейского города», а ракеты и бомбы, понятно, были производства корпорации Старка. Девушка-мутант телепатически воздействует на Мстителей и те погружаются в свои страхи, идущие из прошлого. Сцены со страхами сняты очень сильно, вот реально – лучшее, что есть в фильме, прям такой неожиданный артхаус в блокбастерном кинокомиксе. Особенно впечатляющими оказались воспоминания Чёрной Вдовы об её подготовке в школе КГБ, да ещё и с проведением параллели между классическим балетным воспитанием и подготовкой убийц.

Ситуация ухудшается ещё и тем, что Мстители чувствуют себя монстрами в человеческом обличии, сомневаются в своих силах и так далее. К тому же, они все одиночки, и даже Тора и Старка оставили их возлюбленные ради реализации собственных амбиций. А Тони Старк вдобавок продолжает испытывать страх перед будущим и хочет ещё раз провести эксперимент по созданию сверхразума-защитника человечества. Один только Соколиный Глаз остаётся спокоен и не поддаётся гипнозу и отчаянию, потому что его уже гипнотизировали однажды, к тому же, как неожиданно выяснилось, он единственный из Мстителей, у кого есть жена и ребёнок. И свой дом. Ему есть куда вернуться, в отличие от остальных.

Тут ещё добавляется романтическая линия между Брюсом Беннером и Чёрной Вдовой (вообще, во вторых Мстителях слишком много сюжетных линий для блокбастера) как двух людей с жутким прошлым и непонятным настоящим, осознающих собственную чудовищность и боящихся своей тёмной стороны. Вдобавок Чёрная Вдова не очень-то понимает, кто ей больше по душе – чёткий и дерзкий Халк или занудный ботаник Брюс. И в этой линии содержится очень мощный диалог между персонажами, в ходе которого выясняется, что Чёрную Вдову во время подготовки в школе убийц стерилизовали во избежание лишних проблем. Мне тут сразу вспомнилась радистка Кэт из «Тринадцати мгновений весны», действительно, есть в этом мрачная рациональность.

Правда, во второй половине фильма сценаристы как будто спохватываются, осознав, что нагнали слишком много жути и тоски, а потому резко переключаются в героический режим и представляют целую серию сюжетных ходов в стиле «бог-из-машины». Мстители приободряются и объединяются в команду. Новая версия сверхчеловека, сотворенная Тони Старком, в отличие от Альтрона, оказывается хорошей и милой (даже, может, слишком милой, прям до карамельности) и встаёт на защиту человечества. Близнецы-мутанты узнают о планах Альтрона и переходят на сторону Мстителей. Появляется Ник Фьюри, чудесным образом раздобывший где-то ещё один летающий авианосец. Короче, хеппи-энд! Прошу прощения за спойлеры, хотя вот не знаю – может ли считаться раскрытием сюжета кинокомикса Марвел то, что сначала плохие гнобили хороших, но потом хорошие собрались с силами и чудесным образом накостыляли плохим. Но, честно говоря, в этот раз хеппи энд получился каким-то не очень убедительным. Слишком уж много совпадений и чудес понадобилось, чтобы спасти мир в этот раз, поэтому вторая половина смотрится искусственно, в то время как первая пугающе реалистична.

Очень сильной получилась линия, связанная с Альтроном, потому что он не карикатурный комиксовый герой, он - Высший Разум, который взвесил человечество и нашёл его слишком лёгким. Люди воюют друг с другом, люди создали «Гидру», люди настолько слабы, что для защиты им требуется компания из полулюдей-полумонстров. Поэтому Альтрон вполне логично желает избавиться от людей и стать Мессией новой идеальной, полуживой-полумеханической расы (про Мессию, кстати, в фильме подчёркивается несколько раз и довольно явно, с библейскими цитатами). И само человечество в лице Мстителей ощущает, что за Альтроном стоит некая роковая справедливость, потому что за каждым из Мстителей тянется шлейф смертей; они чувствуют свою вину, греховность и слабость. Особенно это касается Тони Старка, потому что Альтрон – его детище и в чём-то воплощение его мечты о новом человечестве, пусть и доведённое до крайности, но всё же. Тут можно вспомнить о великой мечте двадцатого века - новом человеке, познавшем все тайны природы и достигшем едва ли не богоподобия, мечте, которая в двадцатом первом веке воспринимается уже отнюдь не такой светлой, даже теми, кто её лелеял.

Жаль, что потом вся эта тема противостояния нового светлого будущего, которому для осуществления нужна самая малость – ликвидация нынешнего слабого и отсталого человечества, и разных вариантов прошлого, которые объединяются перед лицом надвигающегося будущего и яростно ему сопротивляется, вылилась в нарисованную драку и красивый, но недостоверный хеппи-энд. Да и вообще манера поднимать глобальные темы в кинокомиксе выглядит несколько странноватой. Ну вот, есть умный, разносторонний, интересный персонаж, он в отчаянии и растерянности, его мучают призраки прошлого, он не доверяет самому себе и окружающим, он боится будущего и не знает, как строить отношения с людьми, и ты проникаешься сочувствием к нему, а потом он бац – и превращается в зеленокожего бугая и с утробным рычанием лазает по стенам. И все переживания сразу становятся какими-то мультяшными. Хотя, надо признать, в этом фильме почти все характеры раскрыты глубоко и многогранно. Кроме, пожалуй, Тора, на которого времени не хватило, да, впрочем, что там раскрывать, характер у Тора простой и суровый как боевой молот.

С другой стороны, я понимаю, что, наверное, да, если хочешь донести до массового зрителя какую-то проблематику, приходится прибегать к языку кинокомикса, иначе просто не поймут.
Tags: Кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments