?

Log in

No account? Create an account
Мстители: эра Альтрона - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Мстители: эра Альтрона [Apr. 26th, 2015|07:28 pm]
olnigami
[Tags|]

Новые «Мстители» оказался неожиданно сложным и тревожным фильмом о конфликте старого и нового. По крайней мере, в первой части фильма, дальше вся сложность оборвалась грандиозным махачем. После распада организации «Щит» супергерои пребывают в подвешенном состоянии, но продолжают сражаться с «Гидрой». При этом как-то ещё более заметно становится, насколько «тёплые ламповые» герои комиксов нелепо выглядят на современной войне. Лук и стрелы, боевой молот, летающий щит – всё это хорошо работает против мелких преступников, а вот против танков и пушек как-то не особо. Единственным, кто пытается идти в ногу со временем, остаётся Тони Старк, от чего становится только хуже. Он же решает с помощью одного из Камней бесконечности создать компьютерный сверхинтеллект, который сможет защитить человечество куда лучше, чем Мстители. И, как оно обычно бывает, Тони Старк к успеху шёл, но не фартануло.

Созданный им суперразум Альтрон выходит из под контроля, решает уничтожить нынешнее человечество и создать новое, более совершенное. А в помощники себе берёт двух выращенных Гидрой близнецов-мутантов. Близнецы люто ненавидят Старка, потому что их родители погибли во время «бомбардировки одного восточноевропейского города», а ракеты и бомбы, понятно, были производства корпорации Старка. Девушка-мутант телепатически воздействует на Мстителей и те погружаются в свои страхи, идущие из прошлого. Сцены со страхами сняты очень сильно, вот реально – лучшее, что есть в фильме, прям такой неожиданный артхаус в блокбастерном кинокомиксе. Особенно впечатляющими оказались воспоминания Чёрной Вдовы об её подготовке в школе КГБ, да ещё и с проведением параллели между классическим балетным воспитанием и подготовкой убийц.

Ситуация ухудшается ещё и тем, что Мстители чувствуют себя монстрами в человеческом обличии, сомневаются в своих силах и так далее. К тому же, они все одиночки, и даже Тора и Старка оставили их возлюбленные ради реализации собственных амбиций. А Тони Старк вдобавок продолжает испытывать страх перед будущим и хочет ещё раз провести эксперимент по созданию сверхразума-защитника человечества. Один только Соколиный Глаз остаётся спокоен и не поддаётся гипнозу и отчаянию, потому что его уже гипнотизировали однажды, к тому же, как неожиданно выяснилось, он единственный из Мстителей, у кого есть жена и ребёнок. И свой дом. Ему есть куда вернуться, в отличие от остальных.

Тут ещё добавляется романтическая линия между Брюсом Беннером и Чёрной Вдовой (вообще, во вторых Мстителях слишком много сюжетных линий для блокбастера) как двух людей с жутким прошлым и непонятным настоящим, осознающих собственную чудовищность и боящихся своей тёмной стороны. Вдобавок Чёрная Вдова не очень-то понимает, кто ей больше по душе – чёткий и дерзкий Халк или занудный ботаник Брюс. И в этой линии содержится очень мощный диалог между персонажами, в ходе которого выясняется, что Чёрную Вдову во время подготовки в школе убийц стерилизовали во избежание лишних проблем. Мне тут сразу вспомнилась радистка Кэт из «Тринадцати мгновений весны», действительно, есть в этом мрачная рациональность.

Правда, во второй половине фильма сценаристы как будто спохватываются, осознав, что нагнали слишком много жути и тоски, а потому резко переключаются в героический режим и представляют целую серию сюжетных ходов в стиле «бог-из-машины». Мстители приободряются и объединяются в команду. Новая версия сверхчеловека, сотворенная Тони Старком, в отличие от Альтрона, оказывается хорошей и милой (даже, может, слишком милой, прям до карамельности) и встаёт на защиту человечества. Близнецы-мутанты узнают о планах Альтрона и переходят на сторону Мстителей. Появляется Ник Фьюри, чудесным образом раздобывший где-то ещё один летающий авианосец. Короче, хеппи-энд! Прошу прощения за спойлеры, хотя вот не знаю – может ли считаться раскрытием сюжета кинокомикса Марвел то, что сначала плохие гнобили хороших, но потом хорошие собрались с силами и чудесным образом накостыляли плохим. Но, честно говоря, в этот раз хеппи энд получился каким-то не очень убедительным. Слишком уж много совпадений и чудес понадобилось, чтобы спасти мир в этот раз, поэтому вторая половина смотрится искусственно, в то время как первая пугающе реалистична.

Очень сильной получилась линия, связанная с Альтроном, потому что он не карикатурный комиксовый герой, он - Высший Разум, который взвесил человечество и нашёл его слишком лёгким. Люди воюют друг с другом, люди создали «Гидру», люди настолько слабы, что для защиты им требуется компания из полулюдей-полумонстров. Поэтому Альтрон вполне логично желает избавиться от людей и стать Мессией новой идеальной, полуживой-полумеханической расы (про Мессию, кстати, в фильме подчёркивается несколько раз и довольно явно, с библейскими цитатами). И само человечество в лице Мстителей ощущает, что за Альтроном стоит некая роковая справедливость, потому что за каждым из Мстителей тянется шлейф смертей; они чувствуют свою вину, греховность и слабость. Особенно это касается Тони Старка, потому что Альтрон – его детище и в чём-то воплощение его мечты о новом человечестве, пусть и доведённое до крайности, но всё же. Тут можно вспомнить о великой мечте двадцатого века - новом человеке, познавшем все тайны природы и достигшем едва ли не богоподобия, мечте, которая в двадцатом первом веке воспринимается уже отнюдь не такой светлой, даже теми, кто её лелеял.

Жаль, что потом вся эта тема противостояния нового светлого будущего, которому для осуществления нужна самая малость – ликвидация нынешнего слабого и отсталого человечества, и разных вариантов прошлого, которые объединяются перед лицом надвигающегося будущего и яростно ему сопротивляется, вылилась в нарисованную драку и красивый, но недостоверный хеппи-энд. Да и вообще манера поднимать глобальные темы в кинокомиксе выглядит несколько странноватой. Ну вот, есть умный, разносторонний, интересный персонаж, он в отчаянии и растерянности, его мучают призраки прошлого, он не доверяет самому себе и окружающим, он боится будущего и не знает, как строить отношения с людьми, и ты проникаешься сочувствием к нему, а потом он бац – и превращается в зеленокожего бугая и с утробным рычанием лазает по стенам. И все переживания сразу становятся какими-то мультяшными. Хотя, надо признать, в этом фильме почти все характеры раскрыты глубоко и многогранно. Кроме, пожалуй, Тора, на которого времени не хватило, да, впрочем, что там раскрывать, характер у Тора простой и суровый как боевой молот.

С другой стороны, я понимаю, что, наверное, да, если хочешь донести до массового зрителя какую-то проблематику, приходится прибегать к языку кинокомикса, иначе просто не поймут.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: esdra
2015-04-27 04:13 am (UTC)
Ты не забывай, что вся это вселенная - это вселенная субкультуры комиксов, а у нее есть и свой читатель-зритель, и свои законы. Кстати, Марвел объявила о полной перезагрузке своей Вселенной. Не будет уже ни Тони Старка, ни Халка...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2015-04-27 11:51 pm (UTC)
Тони Старка жалко. А вот Халк ныне смотрится уж совсем устарелым.
(Reply) (Parent) (Thread)