olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Categories:

Герберт Уэллс как религиозный писатель или Ковчег плывет уже год и три недели

В книге Владимира Гопмана «Золотая пыль» неожиданно наткнулся в разделе, посвящённом Уэллсу, на перечень его (Уэллса) религиозно-философских произведений. Оказывается, классик научной фантастики и в этой сфере себя проявил. Написал целых четыре романа: «Бог – невидимый король», «Душа епископа», «Джоан и Питер», «Негасимый огонь», и содержание у них весьма интересное (по крайней мере, в изложении Гопмана, не исключаю, что в оригинале все они гораздо скучнее).

В «Душе епископа» главный герой – епископ, как понятно из названия – начинает сомневаться в организованной религии, проповедует доктрину всеобщего братства и идею построения Царства Божьего на Земле. А потом… «Скроул обращается к врачам, и один из них, доктор Дейл, прописывает некий препарат, который расширяет сознание героя, представление об этом новом боге (препарат аналогичен ЛСД). В этом состоянии героя посещают три видения, помогающие ему понять мир людей». Да это ж прям Филип Дик какой-то!

В романе «Джоан и Питер» главный герой вопрошает Бога о том, почему на Земле творится столько зла. А Бог тому устало отвечает, что люди уже не маленькие, пора им взрослеть, и если им так не нравится, что вокруг столько страданий, то надо оставить детские суеверия и взять судьбу в свои руки. Не сверхъестественные силы спасут человечество, а сотрудничество, освобождённый труд и особенно образование! Всё-таки не зря Уэллс ездил в СССР и беседовал с самим Лениным! Учиться, учиться и учиться…

А в романе «Негасимый огонь» сатана предлагает Богу повторить давний эксперимент с Иовом, и Бог соглашается. В качестве нового Иова выбран, естественно, англичанин, почему-то школьный учитель, на которого падают все беды. Гибнет на войне сын, сгорает дом, у него отбирают работу, а сам он лежит в больнице и ждёт операции. И тут, понятно, к нему в палату приходят четверо друзей и начинается бесконечный разговор о справедливости и воздаянии, судьбах человечества и так далее.

Ну а самое весёлое Уэллс приберёг для одной из своих последних книг «С якоря снимаемся, курс – Арарат». Современному английскому писателю является Господь и сообщает, что решил снова устроить потоп, а писателя выбрал новым Ноем и тот теперь должен решить, кого взять с собой в ковчег. Ну а потом в повести начинается откровенный треш:

«Выясняется, что в трюме был найден безбилетный пассажир, названный Ионой[…] Иону выбросили за борт, и его проглотил кит. И тут же изрыгнул Иону с отвращением. Иону подняли на борт, где он начал жаловаться на скудость пайка и попытался подстрелить альбатроса[…], благодаря чему ковчег попадает в зону штиля. Иону опять сбрасывают за борт. Он пытается вернуться спустя некоторое время, держа в руках оливковую ветвь весьма подозрительного вида. Его выбрасывают в море последний раз, и Ной стреляет в него. Но Иона и мертвый, раздувшийся, испускающий зловоние, продолжал плавать вокруг ковчега.

Ковчег плывет уже год и три недели. Вовремя ночной вахты Ной стоит за рулем, беседуя с Господом о самых разных вещах. То об Ионе (как-то надо решить эту проблему), то о вороне, который недавно объявился около ковчега, поклевал труп Ионы, потом опустился на мачту, стал чистить клюв и разговаривать сам с собой. «Что он сказал?» - спрашивает Господь. «Nevermore, - отвечает Ной […], - о чем еще ворону говорить».

И всю эту прелесть написал не какой-нибудь Кристофер Мур, а суровый социальный реалист, классик и мыслитель. Вот что с человеком жизнь делает.

Кстати, по данным фантлаба все религиозные романа Уэллса издавались в России, хотя в интернете, понятно, этих текстов нет и вряд ли когда-нибудь будут. Причем издавались уже в новые времена, а в позднесоветские годы о том, что Уэллс обращался к религиозной тематике, похоже, старались не вспоминать. «Джоана и Питер» издали в 1925 году, а затем в 2003, что по-своему символично. Повесть про новый потоп, Иону, цитирующего Колриджа, и ворона, цитирующего По, на русский, похоже, даже и не переводили; на фантлабе её вообще в списке работ Уэллса нет.

Впрочем, по нынешним временам публикация религиозных романов Уэллса тоже дело сомнительное, вполне могут усмотреть в них глумление над традиционными ценностями. Забавно, кстати, как возвращается позднесоветская цензурная практика, хотя и с диаметрально противоположной мотивацией. Но идея-то остаётся той же самой: не дать читателю возможности увидеть иную точку зрения, не совпадающую с магистральной. Хотя в отношении Уэллса это достаточно логично: в большей части своих произведений – художественных и публицистических - он ни с какими магистральными идеями не совпадал. Хорошо ещё хоть, что у него хватало вещей с приключенческим сюжетом, и он смог хотя бы попасть в список литературы для детей и юношества. И это не так обидно, как звучит, если вспомнить сколько выдающихся отечественных писателей и поэтов нашли себе убежище в этом списке.

Жаль только, что я не прочитал статью об Уэллсе, когда готовился к радиопередаче о нём, хотя не уверен, что стоило бы зачитывать вышеприведённый отрывок с Ноем, Ионой и вороном в эфире радио «Новая жизнь».
Tags: Книги, Цитаты
Subscribe

  • Подборка майских фото

    На майские праздники с трудом, но всё же удалось собраться с силами и вылезти из дома. В поселок художников на Соколе и ещё в одно малопопулярное (и…

  • Прогулка в парке

    Несколько фотографий с сентябрьской прогулки в Тимирязевском парке. Не помню точную дату, помню, что в тот день Кольта.ру устраивала фестиваль в…

  • Поездка в Питер. Фотографии.

    И в завершении отчёта о Санкт-Петербурге несколько фоток. 1. Ворота Новой Голландии. Классно же, да? А за ними, увы, мерзость запустения, и только…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments