olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Categories:

Премия «Новые горизонты», ч. 1

Тут у нас литературная премия «Новые Горизонты» (в области фантастической литературы) подводит свои итоги, и я, с некоторым опозданием, выскажусь относительно представленных в ней произведений. По крайней мере, по тем, которые выложены в открытый доступ, а выложены не все: роман «Алхимистика Кости Жихарева» Михаила Успенского представлен лишь отрывком на литрес.ру, хотя и довольно объёмным, роман «Красные цепи» Константина Образцова не представлен вообще никак и нигде (нет его, кстати, и на Литресе, и даже на Озоне/Лабиринте бумажная книга отсутствует, такой вот во всех отношениях загадочный текст). Итак, поехали.

Василий Щепетнёв «В ожидании Красной Армии».

В чём стоит воздать должное этой повести, так это в умелом нагнетании атмосферы загадочности. Начинается повесть с того, что главный герой, врач по профессии, по каким-то не очень понятным причинам вынужден переехать на работу в далёкое глухое село, где царят мрак, уныние и, конечно же, грязь (непременный атрибут российской провинции). Обвыкшись на новом месте, герой начинает подмечать и в без того не приглядной окружающей действительности разные подозрительные и пугающие явления. Когда-то возле села располагался полигон, где испытывали что-то сильно секретное, и местные мальчишки там постоянно копаются с риском принести домой что-нибудь очень неожиданное и неприятное. В лесах бродят жуткие собаковолки, выведенные каким-то местным «мичуринцем» и сбежавшие от него. Внезапно оказывается, что у всех приходивших на приём к герою местных жителей температура тела не превышает тридцати пяти градусов, а кое у кого и вовсе держится на тридцати трёх. Местный учитель, единственный в этих местах человек, способный к осмысленному общению, темнит и намекает на какие-то местные загадки.

Герой, впрочем, воспринимает всё это с удивительным легкомыслием и отстранённостью. Он куда больше занят собственными мыслями и переживаниями, обильно приправленными изящными цитатами и аллюзиями, показывающими высокую интеллектуальность героя, и такое отношение, надо признать, несколько раздражает. Так и хочется сказать: «герой! тут кругом сплошные загадки и тайны! не смотри на них, как будто тебе всё равно! ты же герой! сделай уже хоть что-нибудь, герой!». Да, и всё это повествование ещё и перебивается каким-то короткими историйками, которые, как можно догадаться, происходили вокруг села в советские времена. Истории тоже очень загадочные, вернее, намекающие на некую страшную тайну, которая вот-вот раскроется и поразит читателя.

Но ближе к финалу действие всё-таки разворачивается, а загадки наконец-то разгадываются, и, честное слово, может, лучше бы такому действию и не начинаться вовсе, а тихо утонуть в сельской грязи, а загадки так бы и оставили читателя в недоумении. Но не, сюжет банальнейшим образом съезжает на появление могущественного артефакта, оставшегося от советских времён. За артефактом, конечно же, охотятся злые шпионы, а доблестные отечественные спецслужбы как водится пресекают козни и разруливают ситуацию (выступая в таком осовремененном варианте deus ex machine).

Беда этого сюжетного поворота в том, что могучие артефакты (неважно, созданные ли наукой, подаренные инопланетянами или добытые ещё каким-то образом) и соперничающие спецслужбы погибли вместе с породившей эту коллизию советской культурой, и предпринимаемые современными российскими фантастами попытки возродить этот сюжет изрядно отдают некромантией. В советской культуре шпионофобия входила в более широкий контекст противостояния двух систем и поддерживалась всей общественной средой, а центральный артефакт, вокруг которого крутилось действие, обеспечивал победу (или хотя бы серьёзное превосходство) одной из сторон. В наше время общественная среда занята проблемами выживания, а до шпионов, артефактов и прочих загадок никому дела нет, что очень точно показано и в самой повести: местные крестьяне равнодушно ко всему творящемуся вокруг, а герою не удаётся даже мобилизовать их на поиски пропавшего учителя (пропал, значит, жаль, да ничего, начальство нового пришлёт). Нет даже намёка на то, что спецслужбы собираются делать с этим самым артефактом, да и потом, чтобы они с ним ни делали, для крестьян точно ничего не изменится. Да и для главного героя тоже (хотя в конце он вроде как решает переосмыслить свою жизнь и выбраться из деревни, но выглядит это решение крайне неубедительно).

Так что, увы, в унылом болоте сельской жизни попытки обратиться к опыту былых конфликтов оказываются неуместными и художественно провальными. Вытягивание артефактов советской эпохи в наше время ничего не дают, эти артефакты просто не сочетаются с самой тканью современности, по крайней мере, в том виде, в каком её выткал Щепетнёв. Хоть жди, хоть не жди, а Красная армия не придёт. А если и придёт, то в виде армии мертвецов.

Павел Амнуэль. «Вселенные: ступени бесконечностей»

В предисловии автор предупреждает читателей, что эта книга не художественная, а научно-популярная. Мало того, издана она в 2057 году и рассказывает о столетней истории науки эвереттики (физике, изучающей эвереттовское многомирие). По такому вот своеборазно оформленному прогнозу автора эвереттовским идеям в будущем суждено стать мейнстримом, обзавестись подробным математическим аппаратом и даже осуществить ряд экспериментов, доказывающие истинность концепции бесконечного множества квантовых вселенных (вернее говоря, бесконечного множества бесконечных множеств различных классов таких вселенных… впрочем, не буду пересказывать идеи, изложенные в книге, боюсь, что перевру, к тому же я далеко не всегда понимал, какие из них являются строго доказанными, а какие пока ещё остаются в состоянии смелых, если не сказать безумных, гипотез).

В качестве «исторических» примеров действия многомирной теории в тексте (я, кстати говоря, затрудняюсь с определением жанра «Ступеней бесконечностей»; на сайте премии текст обозначен как монография, хотя правильнее было бы псевдомонография… в кинематографе в подобных случаях используют термин «мокьюментари», в общем, можно считать, что это литературное мокьюментари) приводятся ссылки на целый ряд ранее изданных текстов Павла Амнуэля (художественных, подчеркну, текстов – рассказов и повестей), в которых сюжет строился на том или ином проявлении эффектов многомирия. Таким образом, текст «Ступеней бесконечности» даёт подробное научное обоснование предыдущим произведениям и, кроме того, объединяет их в один большой цикл, то есть выступает в роли своего рода замкового камня, венчающего и укрепляющего собой творчество Амнуэля, или, говоря языком данного текста, оказывается «склейкой», объединяющей несколько миров.

Я рад, что Амнуэль создал свой opus magnum и свёл его в единую систему, тем более, что он один из немногих писателей, продолжающих в российской литературе традицию твёрдой научной фантастики, то есть такой фантастики, в которой строгой, настоящей науки больше, чем выдумки. Но ровно настолько же, насколько я рад за Амнуэля, я не радовался за себя, когда читал этот текст. Признаюсь честно, очень тяжело продираться через страницы и страницы научных рассуждений, гипотез и описаний, особенно когда не понимаешь, что в этих рассуждениях строго доказано, а что – лишь полёт фантазии. Хотя интересно, конечно, насколько далеко можно зайти, развивая идею Эверетта о квантовых мирах, и к каким, зачастую неожиданным, последствиям она приводит (или может привести), но, увы, для развития интереса отчаянно не хватает художественности, текст чересчур сух и скучен, а добавленные отрывки из художественных текстов в этом мало помогают.

Впрочем, стоит заметить, что Амнуэлю в рассуждениях о влиянии концепции многомирия на общество демонстрирует одно важно обстоятельство. Концепция Эверетта – одна из самых жутких и пессимистичных в истории науки, да и вообще всей человеческой культуры (в одном из первых рассказов на эту тему - к сожалению, не помню ни автора, ни названия - герой, до конца прочувствовавший и проникшийся идеей бесконечно ветвящихся миров, в финале стреляется… лишь в одном из возникших вероятностных миров, конечно), но Амнуэль показывает, как человек может и к такой, казалось бы, абсолютно беспросветной идее привыкнуть, мало того, со временем разобраться в том, как многомирие работает и научиться использовать его для своих целей. Так что, пожалуй, можно счесть «Ступени бесконечностей» своего рода гимном человеческой гибкости и приспособляемости. Славьте, славьте человека, ибо он – не таракан, он даже к эвереттовскому мультиверсу привыкнуть может.
Tags: Книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments