?

Log in

No account? Create an account
Про Нобелевскую премию - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Про Нобелевскую премию [Oct. 13th, 2015|01:15 am]
olnigami
[Tags|, ]

Тоже выскажусь про вручение Нобелевской премии по литературе Светлане Алексиевич. Тут вот какое дело вышло. Есть в русской литературе такой жанр – стенание. Это когда произведение строится на рассказе о несчастьях, которые валятся на персонажа, а он страдает и жалуется. В рамках данного жанра возможны варианты – произведение может быть более художественным или более документальным, ограничиваться только подробным изложением претерпеваемых мук или же пытаться подвести под них философское или религиозное обоснование (последнее обычно с отсылкой к Книги Иова, пророкам или некоторым псалмам), может путём описания несчастий предъявить претензию земным или небесным властям, может даже призвать к бунту, но это реже. Зарождение жанра стенания связано в первую очередь с Некрасовым, отчасти с Достоевским («Записки из мёртвого дома»), хотя если копнуть глубже, можно вспомнить Радищева с его «Путешествием» или даже «Житие протопопа Аввакума», а если уж совсем-совсем глубоко закопаться, то «Моление Даниила Заточника» и «Плач Ярославны».

В эпоху русского модерна в том же жанре выступал Чехов, причём как в художественной («Ионыч», «Ванька»), так и в документальной («Остров Сахалин») форме. Короленко и Дорошевич, причём оба писали и прозу, и очерки. В советской литературе – Горенштейн, Шаламов, отчасти Солженицын (и, опять же, есть у него художественная проза – «Один день Ивана Денисовича», и документальная – «Архипелаг ГУЛАГ»), авторы воспоминаний о войне, так называемая «лейтенантская проза», пожалуй, даже некоторые писатели-деревенщики. По крайней мере, «Прощание с Матёрой» Распутина, своего рода современный вариант псалма «Там, на реках Вавилонских…», точно относится к жанру стенания.

В современной литературе стоит вспомнить в первую очередь Олега Павлова, у которого, опять же, есть и художественные произведения, и документальный «Дневник больничного охранника». Затем, конечно, Понизовский «Обращение в слух» с его сочетанием документальных записей и их художественного осмысления. «Чеченские дневники» Полины Жеребцовой. И это только то, что вот так с ходу вспомнилось.

Тут, немного в сторону, может возникнуть вопрос, почему в русской культуре настолько развит жанр стенания, откуда берётся страсть со слезой в голосе описывать несчастия свои собственные и чужие. Особенно с учётом того, насколько мало в этих описаниях страданий от чужих и насколько много страданий от своих же (включая и одну из тем лейтенантской прозы – заваливание противника живой силой, так что даже и непонятно, кто тут оказывается страшнее, свои или чужие). Впрочем, это отдельная тема, замечу лишь, что события последних нескольких лет, когда российское общество восторженно занимается саморазрушением, поневоле наталкивают на мысль о воздействии каких-то специфических внутренних культурных механизмов.

Так вот, возвращаясь к основной теме, в лице Алексиевич Нобелевскую премию получил весь этот большой и традиционный для русской литературы жанр, и в каком-то смысле вместе с ней на вручении премии будет присутствовать вся линия писателей от Радищева до Олега Павлова. Так что если говорить о вкладе в мировую литературу, то да, Алексиевич принесла миру русский жанр стенания, ещё раз, после Солженицына и Шаламова. Да, так сложилось, что именно этот жанр остаётся в глазах мировой общественности интересным и оригинальным достижением русской литературы, едва ли не единственным, что русская литература может предъявить миру (хотел написать «похвастаться», но не уверен, стоит ли таким хвастаться).

К тому же, стоит признать, что Алексиевич довела жанр стенания до самого радикального предела, во-первых, отбирая исключительно материалы бьющие на жалость. Во-вторых, полностью исключив свой собственный авторский голос… или даже вернее так – её авторская позиция проявлено только в подборе и монтировании материала, то есть текс представляет собой нечто вроде инсталляции или, пользуясь искусствоведческим термином, ready made. Кстати, из-за этого тексты очень сильно страдают с художественной точки зрения. Всё же с точки зрения классической драматургии при построении необходимо разбавлять трагические эпизоды комическими или мелодраматическими. См., кстати, того же «Ваньку» Чехова, вещь гениальную именно по потрясающему смешению высокого и низкого, трагичного и комичного, материального и сакрального. Алексиевич же отвергает классическую драматургию, и добивается результата сугубо модернистским методом – упорным повторением одного и того же приёма как в отдельном тексте, так и во всём своём творчестве, доведением простой эмоции до некоего жутковатого прилипчивого абсурда. Точно так же профессиональные нищие произносят свои жалобы одним и тем же точно подобранным тоном, с одним и тем же текстом, повторяя его много-много раз, так что слушатель впадает в своего рода транс и не может не дать денег. Схожий приём, кстати, использовал Хармс, да и другие абсурдисты, на которых Алексиевич чем-то похожа.

Ну и тут стоит отдать должное Нобелевскому комитету, который в этот раз отодвинул в сторону весь свой консерватизм и дал премию не просто литературе «нон-фикшен», это бывает редко, но бывает, но предельно модернистскому автору, а модернистов Нобелевский комитет всегда недолюбливал. Но в случае с Алексиевич как-то удивительно совпало, что её доведённый до крайности модернизм неожиданно описал полный круг и вернулся к простому, основательному, реалистичному и очень древнему жанру жалобы на несчастия.

Что касается истеричной патриотической реакции на это событие, то что поделать, она, что называется, входит в пакет. Почти все, кто рассказывал о народных страданиях (за исключением разве что Достоевского), сталкивались с подобной реакцией. Причём обвинения были разные – и в клевете, и в подрыве государственного строя, и в русофобии (связанные с тем, что чаще всего в таких произведениях одни русские мучают других русских), и в апологии безропотного смирения (а действительно, вот почему чеховский Ванька Жуков не сбежит от дурных хозяев, а лишь пишет письмо на деревню дедушке?). И это только добавляет плюсов автору, ведь что ты за стенальщик такой, если тебя никто не бьёт и не плюёт в твою сторону. Так что я считаю, надо сказать спасибо Прилепину, Шаргунову, Холмогорову и т. д. - они своей реакцией подтвердили правильность вручения Нобелевской премии, вручили, можно сказать, Алексиевич свои (анти)рекомендации. Поставили рядом с большой печатью Нобелевского комитета «Дать премию» свои штампики с надписью «Ненависть», которые в данном случае следует читать как «Одобрение».
linkReply

Comments:
[User Picture]From: ad_notandam
2015-10-12 11:46 pm (UTC)
Я дилетант и не очень культурный, честно говоря, у меня нет большого багажа, да и литературные оттенки я не различаю, но если говорить о Радищеве, книга написана прескверно, да и это подражание французам. Если брать Шаламова, то у него не сопли, а реализм, тут не жалобы, а просто пересказ. Солженицын вообще практически почти деументалистика. В стенании важна истерика и самолюбование страданием. Ничего этого ни у Чехова, ни у других авторов из списка нет. Все сурово, буднично и реалистично. Я сабжа не читал, только то, что проплывало мимо по сети после известного события, скажу сразу - просто не интересно. Именно потому, что стенания, истерика и потому, что знаю, что не зацепит. Чем можно искушенного читателя удивить? Куском нижней челюсти на дороге? Истощенным хеком без кистей рук? Так слез при таком нету. Сил нет на слезы. Тут или верю или не верю. Слезам не верю. А насчет, что нас через такую литературу знают, то это все таки пытаются такую навязать. Читать массово - не читают. Даже тот же гальега писал о страданиях в другом ключе: я вам не дам меня закопать, не дождетесь моей смерти и поражения, гады.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: anna_bpguide
2015-10-13 06:36 am (UTC)
Гальега - это страдания минус жалость. Именно потому что речь - о самом себе.
А все вышеназванные - это именно жалость по отношению к другому человеку... Так что при чем тут "удивить"?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2015-10-13 10:17 pm (UTC)
Да, тут действительно есть, что называется, нюансы. Я Шаламова в этот список занёс с большим сомнение, он писал скорее как свидетель и для иллюстрации своих идей о человеческой природе. Но я всё же включил в этот перечень, потому что мне хотелось выделить именно тех, кто строит повествование на описании страданий.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ad_notandam
2015-10-14 01:43 pm (UTC)
я думаю, тут разница большая. Я, как человек, поживший на украине, хорошо представляю, что такое нытье, стенание, желание разжалобить. Тут хоть и нюансировка, но сепарация очень четкая: реализм/истеричность. Шаламов это хорошо показывает. То есть зек без кистей или убитый из-за свитера зек не вызывает желания заламывать руки и плакать. Это такой будничный холодный ад, а истерика и желание разжалобить, то чем изобилует еврейская литература - это совсем другое. У Шаламова даже обвинения нет. Даже блатари там показаны как звери в зоопарке. То есть безэмоционально. Сахалинский цикл читал давно и кусками, надо бы перечитать, но эмоции такие же. А от рыданий воротит.
Поймтите правильно, я не придираюсь или пытаюсь уесть, просто для меня, например, это критично и важно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: anna_bpguide
2015-10-13 06:34 am (UTC)
Очень точно. Спасибо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kovaleva
2015-10-13 06:45 am (UTC)
прекрасный текст, спасибо. надо же, стенание. никогда не приходило в голову так на это смотреть.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: miya_mu
2015-10-13 04:52 pm (UTC)
жанр стенания! отлично ))

Кстати, хочу вас поблагодарить за Реквием по Homo Sapiens, это потрясающе.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2015-10-13 11:24 pm (UTC)
Да, Зинделл очень хорош. Я его всегда рекомендую, когда спрашивают о том, что почитать из научной фантастики)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lelaya
2015-10-13 07:03 pm (UTC)
Отлично!))). Жанр стенание это отлично.
В первый раз возникло желание хотя бы заглянуть в её книги.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: lelaya
2015-10-13 07:03 pm (UTC)
П.С. Мы с Витей очень любим твои радиопередачи!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2015-10-15 08:01 pm (UTC)
Спасибо.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: terra_ira
2015-11-15 12:25 pm (UTC)
Неожиданная трактовка. Пожалуй, соглашусь.
(Reply) (Thread)