olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Category:

Передача о Станиславе Леме

Неделю назад на радио «Новая жизнь» говорили с Игорем Поповым о Станиславе Леме.
http://nlradio.podfm.ru/kultura/1463/

Ну как говорили… перебивая друг друга, рассыпались в похвалах, пытались изложить в двух фразах содержание то одной, то другой вещи. У Лема ведь обо всём хочется поговорить, всё похвалить, да ещё и поделиться мнением насчёт экранизации «Соляриса». И всё равно упустили несколько больших вещей. Ни слова не сказали о повести «Маска», замечательной вещи, по тем временам авангардной, а нынешним временам абсолютно анимешной. В смысле, что японские аниматоры очень любят брать такие вот диковинные, слегка (или не слегка) безумные сюжеты и делать шедевр. Надеюсь, когда-нибудь по «Маске» нарисуют мангу и снимут аниме, хотя… мне кажется, «Призрак в доспехах» Мамору Осии чем-то близок «Маске», и сам Осии похож на Лема. Не сюжетом, а настроением, мировоззрением.

«Маска», кстати, ведь ещё и киберпанковская вещь (хотя там мир условно-средневековый, то есть это скорее киберпанк-фэнтези), с отчаянным поиском самого себя в мире поддельной реальности, где не понятно, что настоящее, а что нет (опять же, как у Осии, ну или в первых 20 минутах «Матрицы», до того, как фильм скатился в фуфло). У Лема есть ещё несколько протокиберпанковских вещей: «Дознание» (удивительно коррелирующее с «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», «Футурологический конгресс», до какой-то степени «Мир на Земле». Да и в «Сумме технологий» он вводит понятия фантоматики, той самой виртуальной реальности, которую потом так полюбили авторы киберпанка.

Впрочем, киберпанк – это, конечно, хорошо и важно, но не одним только киберпанком ценен Лем. Лично меня в его творчестве привлекает манера мышления или, если угодно, философствования. Идущая ещё от Сократа, затем развитая в классической немецкой философии и вылившаяся в форме агностицизма, манера постоянно задавать вопросы – окружающим, самому себе, великим людям прошлого, загадочным людям будущего, Иным (инопланетянам, киборгам, искусственному интеллекту, разумному океану), мирозданию вообще. И при этом осознавать, что нет и не будет никаких окончательных ответов, что все ответы либо ложные, либо неполные, либо ведут к новым вопросам. И при этом продолжать задавать вопросы, думать, мучиться сомнениями самому и заражать сомнениями окружающих (для Сократа, как мы помним, это плохо закончилось, Лему как-то всё-таки больше повезло).

А самая, конечно, сложная проблема при таком взгляде на окружающее и окружающих – проблема этики. В отсутствие окончательных ответов на вопросы, нет и ответа на вопрос: что хорошо, а что плохо? Приходится подобно Канту апеллировать к долгу и категорическому императиву. Опят же, с полным пониманием того, что и кантовские этические категории отнюдь не являются окончательными, и не дают готового решения для любой ситуации… А в некоторых ситуациях нежелание приходить к окончательному решению и вовсе оказывается лучшим решением – см. прекрасный во всех отношениях рассказ «Дознание».

Как и положено избравшему сократический путь, Лем с годами становился всё более желчен и пессимистичен. Когда мы заговорили о его лучших романах, я назвал «Фиаско», последний роман Лема, не самый известный, кстати. Очень медленный, занудный, с длинными описаниями, практически без драйва и с минимумом действия. Хотя ведь в «Фиаско» Лем объединил две своих любимых темы – осознание себя (один из героев потерял в результате аварии память и пытается понять, кто же он такой) и столкновение с иным разумом, который людям непонятен и принципиально не хочет идти на контакт. А люди с каким-то прямо остервенением этого контакта добиваются, непонятно даже и почему. То ли от обиды на инопланетян, которые людей так хамски игнорируют, то ли от желания перестать чувствовать себя одинокими во Вселенной, то ли от отчаяния, вообще отчаяния, так же как в «Солярисе» исследователи решили дать Океану сигнал жёстким излучением, мысль явно не самая умная… впрочем, Лем чем дальше, тем больше сомневается в способности людей принимать разумные решения (и глядя на историю XX века с ним нетрудно согласиться). А в результате сплошное фиаско на всех фронтах, и у людей, и у инопланетян, и у героев.

Кстати, насчёт «Соляриса» вполне возможна и такая интерпретация: Океан своими действиями как бы намекает людям, что им неплохо бы сначала в самих себе разобраться и научиться контактировать друг с другом, прежде чем лезть с Контактом к иным мирам и иным разумам. Причём по финалу романа так и непонятно – прошли люди тест, научились чему-либо или же Океан счёл, что «сказал» достаточно и окончательно умолк.

Вообще, о каждом романе Лема можно делать отдельную передачу, и всё равно будет мало. Мы в передаче лишь немного прикоснулись к поверхности океана по имени Станислав Лем, взяли пробу, рассказали слушателям о том, что такой океан существует, и каждый может попытаться его исследовать и составить свою собственную карту.
Tags: Книги
Subscribe

  • Подборка майских фото

    На майские праздники с трудом, но всё же удалось собраться с силами и вылезти из дома. В поселок художников на Соколе и ещё в одно малопопулярное (и…

  • Прогулка в парке

    Несколько фотографий с сентябрьской прогулки в Тимирязевском парке. Не помню точную дату, помню, что в тот день Кольта.ру устраивала фестиваль в…

  • Поездка в Питер. Фотографии.

    И в завершении отчёта о Санкт-Петербурге несколько фоток. 1. Ворота Новой Голландии. Классно же, да? А за ними, увы, мерзость запустения, и только…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments