olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Categories:

Праздничные заметки

Тем временем праздники потихоньку подходят к завершению. Говорят, Москву на это Рождество как-то феерически украсили. Стоило бы съездить посмотреть. Но лень. И холодно. Сил хватает только на то, чтобы выйти раз в день прогуляться по району. И вернуться домой человеком-сосулькой.

А на ледяной площадке возле рынка первого января вечером играли в хоккей. И 31-го вечером тоже играли. Это просто какие-то местные морозоустойчивые клюшкошайбоманы, мутанты, по всей видимости. Впрочем, и в остальные дни на льду полно народу. И на горках в парке Петра Алексеева. Хотя слабоватые там горки, больно уж низкие. Говорят, в Москве поставили супергорки, самые длинные в Европе. Стоило бы съездить посмотреть. Но лень. И холодно.

В новогоднюю ночь смотрели телевизор. Ретро-концерты со старыми звёздами эстрады. Странная смесь приятной ностальгии и печали перед лицом неумолимо идущего времени, когда с трудом узнаёшь в тех, кого видишь на экране, лихих и энергичных героев былых времён. Хотя надо признать, многие сохранились на удивление хорошо. Но всё равно – возраст видно, как его ни прячь. А потом, конечно, вспоминаешь, что и сам-то уже… а впрочем, что тут говорить.

Иногда переключали на первый и второй канал. Но там как-то скучно. Что первый, что второй – перестали придумывать что-то новое, а пускают каждый год одно и то же шоу с одними и теми же актёрами. Выглядит всё по-прежнему очень дорого (хотя и далеко за гранью китча) и очень качественно, только вот немного пугают лица участников, ставшие неестественными от многочисленных пластических операций, возникало порой ощущение, что смотришь на бал вампиров.

Впрочем, это ведь вполне соответствует духу эпохи – изображение на телеэкране такого вечного танца в ином мире. Вечное кружение на одном месте, с одними и теми же нестареющими персонажами, одними и теми же песнями, одними и теми же шутками… Кобзоном и Пугачевой в роли Короля и Королевы бала. Да, и, конечно, всегда одни и те же поздравления, что давно уже потеряли смысл и стали механическим ритуалом.

Кстати, и президентское послание вполне удачно вписывается в это новогоднее иномирье. Президент предстаёт перед публикой в роли подлинного Хозяина Волшебного Бала. Увидеть его можно только раз в год и только на пять минут. Причём до Бала он не снисходит, так и остаётся в своих волшебных покоях возле кремлёвской стены. Вообще, новогодние ритуалы в России – интересная тема для размышлений. Понятно, что все они базируются на идее вечного повторения, конструирования иного, волшебного пространства, не схожего с профанным миром, что характерно для циклических праздников. Но в России на это ещё и накладывается сакрализация Кремля, который собственно и есть то самое особое волшебное пространство, и особая роль Хозяина Кремля, причём конкретная персоналия тут даже и не очень важна. Главное, что у особого места есть особый хозяин, в чьё святое присутствие обычный человек, репрезентованный телекамерой как современным вариантом первосвященника, может войти лишь раз в год.

А Путин очень удачно смотрится в роли Хозяина, благодаря тому, что для своих 15 лет хозяйствования неплохо сохранился. А некоторая нееестественность лица из-за пластических операций придаёт ему вполне закономерное сходство с его кружащимися на балу слугами. Или, вернее, наоборот, они подражают Хозяину Бала, имитируя вечную молодость так же, как и он. Вообще, в такие моменты думается, что новой России в какой-то степени удалось воплотить мечту брежневской эпохи о конце истории – вечном пребывании в одном и том же состоянии, вечном кружении в одном и том же хороводе.

Ещё в новогоднюю ночь мы смотрели «Дорогу ярости», и вот что подумалось. А ведь Несмертный Джо не всегда же был таким. Наверняка когда-то он был молод, хорош собой и здоров. Мастер каких-нибудь рукопашных единоборств. Объединил вокруг себя людей, дал им надежду, выстроил вертикаль власти. Наладил экономику, за счёт обмена запасов горючего на разные полезности. А потом вокруг него начал формироваться культ, он всё больше отдалялся и всё больше чувствовал себя благословлённым вождём, одновременно и политическим лидером, и религиозным, и отцом народа, конечно же. И уйти с поста ему уже никак нельзя, ведь «Несмертный Джо значит Цитадель». А когда один из военачальников внезапно крадёт у Джо его жён, наносит, так сказать, удар ножом в спину, Джо реагирует с преувеличенной страстью, потому что это не просто личное оскорбление, это покушение на порядок вещей. Ну и приводит эта страстность известно к чему. На трон Несмертного Джо восходит новая правительница, что, впрочем, вряд ли сильно изменит положение в Цитадели.

Ещё первого января посмотрели рождественский выпуск «Шерлока». Что-то мне все эти перемещения между двумя эпохами сильно напомнили «Чапаев и пустота». Тут и увлечённость веществами, и простоватый ученик рядом с мудрым учителем (хотя в роли учителя скорее выступает Майкрофт, чем Шерлок, впрочем, неважно). Да, и Анка-пулемётчица во всей красе. А в какой-то момент там и вовсе целая комната Анок-пулемётчиц появляется.

О сюжете в этой серии говорить не стоит, Шерлок из XXI века бродит в своих чертогах памяти, обретших черты викторианской эпохи. Или, может, викторианский Шерлок видит сны о том, какой станет Англия сто с лишним лет спустя. Да неважно, то ли бабочке снится, что она философ, то ли философу, что он бабочка. В такой снореальности творить можно всё, что угодно, чем сценаристы и занялись. Ну и не обошлось без поклона в сторону фэнов; все сцены с Мориарти тем или иным образом намекают на слэш, как, впрочем, уже было уже в предыдущем сезоне. Я, кажется, ещё тогда писал о том, что «Шерлок» как-то слишком быстро впал в автоцитатность и самопародирование, обычно сериалы до этого доходят сезону к четвёртому-пятому, причём имеются в виду полноценные сезоны, а не по три серии в каждом. А с другой стороны – почему бы и нет? «Шерлок» отстроил свой мир и завоевал сердца публики с невероятной быстротой, за один мини-сезон прошёл путь, на который другие сериалы тратят годы. Так что и в самопародирование он ушёл быстрее, чем другие, а потому и зашёл дальше, чем они (ускоренная эволюция сериала). И, кстати, дальше зашёл в том, что смотреть его надо с начала и до конца, подмечая, как развиваются сюжетные ходы, находят своё место те или иные детали. Очень замкнутый мир, требующий от зрителя максимального погружения. И вызывающий либо абсолютное почитание, либо столь же абсолютное отвержение.

В «Шерлоке» характерный для современных сериалов метод формирования фанатской базы с последующей ориентацией только на эту самую базу, достигает апогея и максимальной выразительности. Я бы даже, может, назвал это «фанплотейшен» по аналогии с плотейшн-муви, когда берётся один ход и из него выжимается всё, что только можно, пусть даже и с доведением до абсурда.
Tags: Ворчание, Житейское, Кино
Subscribe

  • Дитя погоды

    В праздничный понедельник 4 ноября ходили в кино на новый мультфильм Макото Синкая (кстати, мне кажется, хорошая традиция – отмечать день единства и…

  • Аниме-сериалы

    Пара слов о просмотренных в прошлом году аниме. Подборка бессистемная, потому что я в последние несколько лет аниме смотрю мало, стараюсь смотреть…

  • О цельности натуры

    Любопытно, как меняется отношение в культуре к такому человеческому качеству, как цельность. Вот, например, division___bell пишет о…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments