?

Log in

No account? Create an account
Праздничные заметки - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Праздничные заметки [Jan. 10th, 2016|02:18 am]
olnigami
[Tags|, , ]

Тем временем праздники потихоньку подходят к завершению. Говорят, Москву на это Рождество как-то феерически украсили. Стоило бы съездить посмотреть. Но лень. И холодно. Сил хватает только на то, чтобы выйти раз в день прогуляться по району. И вернуться домой человеком-сосулькой.

А на ледяной площадке возле рынка первого января вечером играли в хоккей. И 31-го вечером тоже играли. Это просто какие-то местные морозоустойчивые клюшкошайбоманы, мутанты, по всей видимости. Впрочем, и в остальные дни на льду полно народу. И на горках в парке Петра Алексеева. Хотя слабоватые там горки, больно уж низкие. Говорят, в Москве поставили супергорки, самые длинные в Европе. Стоило бы съездить посмотреть. Но лень. И холодно.

В новогоднюю ночь смотрели телевизор. Ретро-концерты со старыми звёздами эстрады. Странная смесь приятной ностальгии и печали перед лицом неумолимо идущего времени, когда с трудом узнаёшь в тех, кого видишь на экране, лихих и энергичных героев былых времён. Хотя надо признать, многие сохранились на удивление хорошо. Но всё равно – возраст видно, как его ни прячь. А потом, конечно, вспоминаешь, что и сам-то уже… а впрочем, что тут говорить.

Иногда переключали на первый и второй канал. Но там как-то скучно. Что первый, что второй – перестали придумывать что-то новое, а пускают каждый год одно и то же шоу с одними и теми же актёрами. Выглядит всё по-прежнему очень дорого (хотя и далеко за гранью китча) и очень качественно, только вот немного пугают лица участников, ставшие неестественными от многочисленных пластических операций, возникало порой ощущение, что смотришь на бал вампиров.

Впрочем, это ведь вполне соответствует духу эпохи – изображение на телеэкране такого вечного танца в ином мире. Вечное кружение на одном месте, с одними и теми же нестареющими персонажами, одними и теми же песнями, одними и теми же шутками… Кобзоном и Пугачевой в роли Короля и Королевы бала. Да, и, конечно, всегда одни и те же поздравления, что давно уже потеряли смысл и стали механическим ритуалом.

Кстати, и президентское послание вполне удачно вписывается в это новогоднее иномирье. Президент предстаёт перед публикой в роли подлинного Хозяина Волшебного Бала. Увидеть его можно только раз в год и только на пять минут. Причём до Бала он не снисходит, так и остаётся в своих волшебных покоях возле кремлёвской стены. Вообще, новогодние ритуалы в России – интересная тема для размышлений. Понятно, что все они базируются на идее вечного повторения, конструирования иного, волшебного пространства, не схожего с профанным миром, что характерно для циклических праздников. Но в России на это ещё и накладывается сакрализация Кремля, который собственно и есть то самое особое волшебное пространство, и особая роль Хозяина Кремля, причём конкретная персоналия тут даже и не очень важна. Главное, что у особого места есть особый хозяин, в чьё святое присутствие обычный человек, репрезентованный телекамерой как современным вариантом первосвященника, может войти лишь раз в год.

А Путин очень удачно смотрится в роли Хозяина, благодаря тому, что для своих 15 лет хозяйствования неплохо сохранился. А некоторая нееестественность лица из-за пластических операций придаёт ему вполне закономерное сходство с его кружащимися на балу слугами. Или, вернее, наоборот, они подражают Хозяину Бала, имитируя вечную молодость так же, как и он. Вообще, в такие моменты думается, что новой России в какой-то степени удалось воплотить мечту брежневской эпохи о конце истории – вечном пребывании в одном и том же состоянии, вечном кружении в одном и том же хороводе.

Ещё в новогоднюю ночь мы смотрели «Дорогу ярости», и вот что подумалось. А ведь Несмертный Джо не всегда же был таким. Наверняка когда-то он был молод, хорош собой и здоров. Мастер каких-нибудь рукопашных единоборств. Объединил вокруг себя людей, дал им надежду, выстроил вертикаль власти. Наладил экономику, за счёт обмена запасов горючего на разные полезности. А потом вокруг него начал формироваться культ, он всё больше отдалялся и всё больше чувствовал себя благословлённым вождём, одновременно и политическим лидером, и религиозным, и отцом народа, конечно же. И уйти с поста ему уже никак нельзя, ведь «Несмертный Джо значит Цитадель». А когда один из военачальников внезапно крадёт у Джо его жён, наносит, так сказать, удар ножом в спину, Джо реагирует с преувеличенной страстью, потому что это не просто личное оскорбление, это покушение на порядок вещей. Ну и приводит эта страстность известно к чему. На трон Несмертного Джо восходит новая правительница, что, впрочем, вряд ли сильно изменит положение в Цитадели.

Ещё первого января посмотрели рождественский выпуск «Шерлока». Что-то мне все эти перемещения между двумя эпохами сильно напомнили «Чапаев и пустота». Тут и увлечённость веществами, и простоватый ученик рядом с мудрым учителем (хотя в роли учителя скорее выступает Майкрофт, чем Шерлок, впрочем, неважно). Да, и Анка-пулемётчица во всей красе. А в какой-то момент там и вовсе целая комната Анок-пулемётчиц появляется.

О сюжете в этой серии говорить не стоит, Шерлок из XXI века бродит в своих чертогах памяти, обретших черты викторианской эпохи. Или, может, викторианский Шерлок видит сны о том, какой станет Англия сто с лишним лет спустя. Да неважно, то ли бабочке снится, что она философ, то ли философу, что он бабочка. В такой снореальности творить можно всё, что угодно, чем сценаристы и занялись. Ну и не обошлось без поклона в сторону фэнов; все сцены с Мориарти тем или иным образом намекают на слэш, как, впрочем, уже было уже в предыдущем сезоне. Я, кажется, ещё тогда писал о том, что «Шерлок» как-то слишком быстро впал в автоцитатность и самопародирование, обычно сериалы до этого доходят сезону к четвёртому-пятому, причём имеются в виду полноценные сезоны, а не по три серии в каждом. А с другой стороны – почему бы и нет? «Шерлок» отстроил свой мир и завоевал сердца публики с невероятной быстротой, за один мини-сезон прошёл путь, на который другие сериалы тратят годы. Так что и в самопародирование он ушёл быстрее, чем другие, а потому и зашёл дальше, чем они (ускоренная эволюция сериала). И, кстати, дальше зашёл в том, что смотреть его надо с начала и до конца, подмечая, как развиваются сюжетные ходы, находят своё место те или иные детали. Очень замкнутый мир, требующий от зрителя максимального погружения. И вызывающий либо абсолютное почитание, либо столь же абсолютное отвержение.

В «Шерлоке» характерный для современных сериалов метод формирования фанатской базы с последующей ориентацией только на эту самую базу, достигает апогея и максимальной выразительности. Я бы даже, может, назвал это «фанплотейшен» по аналогии с плотейшн-муви, когда берётся один ход и из него выжимается всё, что только можно, пусть даже и с доведением до абсурда.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: icamel
2016-01-10 05:03 am (UTC)
Да, мне ребенок сказал, что там местами вставлены просто вопросы с фанатских форумов прямым текстом и Гатисс на них отвечает.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olnigami
2016-01-10 11:07 pm (UTC)
Замечательно) Это прямо какой-то интерактивный сериал получается)
(Reply) (Parent) (Thread)