?

Log in

No account? Create an account
О письме Диомида - Флегматичный циник — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

О письме Диомида [Mar. 2nd, 2007|02:31 pm]
olnigami
[Tags|, ]

Ситуация вокруг письма епископа Диомида потихоньку выходит за рамки узкоцерковных разборок и набирает обороты. В принципе, это закономерно и логично, и само появление такого письма, и накал страстей вокруг него. Русская православная церковь – государственная церковь, это ее существенный и, пожалуй, даже основной признак (по крайней мере, от католичества ее отличает именно это, а не всякие малопонятные вещи вроде филлокве или незначительные детали как, например, вопрос о браке священнослужителей), так что история РПЦ четко коррелирует с историей государства российского. В последние годы РПЦ точно так же, как и государство, пытается быть и слева, и справа, и по центру, при этом иерархи точно так же как и чиновники, ни на секунду не забывают о своих личных интересах. С одной стороны, иерархи ведут себя как либералы, участвуя во Всемирном совете церквей, поддерживая контакты с другими религиями и благословляя государственные мероприятия (точно так же и наше государство пытается перед Западом выглядеть умеренно либеральным и суверенно демократичным). С другой стороны, они активно продвигают идею введения «Основ православной культуры» в школах, ратуют за «духовность», обрушиваются на атеистов и «сектантов» и потихоньку возвращают разное имущество, принадлежавшее церкве во времена царской России, создавая что-то вроде «церковного государства в государстве» (точно так же и наше государство внутри страны маргинализировало оппозицию и свободные СМИ и реабилитировало советский казарменный патриотизм, а чиновники под этим прикрытием создали «нефтегазовое государство в государстве).
Понятно, что такая двойственная и прагматичная политика что в одном, что в другом случае вызывает критику как справа, так и слева в стиле «Хватит вилять, выберите что-нибудь одно». Если в государстве такой критикой сейчас в основном занимаются националисты (либералы тоже пытаются что-то сказать, но они слишком уж надоели за эти годы), то в церкви ту же самую роль выполняют традиционалисты, тем более что у тех и других довольно много общего в том, что касается отношения к Западу, взглядов на общественную мораль и отношений между властью и обществом. И те, и другие говорят много правильных вещей (при этом тщательно избегают конкретных подтвержденных фактов, и очень нервничают, когда их спрашивают, а что они предлагают делать, четко, по пунктам), но постоянно подмешивают к этим вещам какую-нибудь неприятную пакость, которая портит все впечатление от правильных .
Ни тем, ни другим пока что не удалось выйти за пределы обсуждений, писем и Интернет-форумов. И письмо Диомеда никакого раскола не вызовет, РПЦ и не таких обламывала. Причем скорее всего обойдется и без отречений и анафем, Пресс-служба Московской Патриархии по одним вопросам, поднятым в письме, будет придираться к мелочам (тем более, что письмо довольно размазанно и конкретики там не так уж и много), по другим – удивленно пожимать плечами (а как еще отреагировать на обвинения в одобрении мирового масонского правительства и раздачи населению ИНН?), так что вся эта история уйдет как вода в песок и ничего не изменится. Да, собственно, ревнители и не хотят чего-либо менять, они хотят только исключить внешнюю вежливость и ритуальные жесты вежливости в сторону других конфессий и государства. А в остальном – их все вполне устраивает. Так что, ни национальной революции в Росии, ни фундаменталистской революции в Русской православной церкви – не будет.

upd: ссылка по теме:
http://www.rambler.ru/news/culture/religions/524557072.html
linkReply