olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Category:

Литературная неделя. Часть 1. Конкурс

Позапрошлая неделя по странному совпадению вышла насыщенной разными событиями, связанными с литературой. Вот я и решил записать кое-какие впечатления, чтобы потом не забыть. Во вторник в доме-музее Чехова проходил литературный вечер в поддержку Семинара при Союзе Писателей Москвы, для сбора средств на организацию и проведение. Таких вечеров было несколько, по разным направлениям. А тот, что проходил во вторник, представлял собой конкурс чтения малой прозы. И нескольких критиков, участвовавших в разные годы в Семинаре, и меня в том числе, пригласили в качестве участников жюри.
Соревновались между собой не только отдельные участники, но и две команды, условно разделённые на «реалистов» и «авторов жанровой прозы». Деление мне сразу показалось несколько странным, но потом в процессе обсуждений «жанровость» как-то сама собой съехала в «фантастику» и само противостояние вернулось к старому доброму «реалисты vs фантасты». Вообще, фантастам не везёт, вечно они отдуваются за всю «жанровую» (или, как часто говорят, «массовую») литературы. Хотя во многом они и сами навлекли на себя эту беду, когда много лет упорно пытались доказать, что они не твари дрожащие, а право имеют называться настоящими писателями. В отличие, например, от детективщиков, которые в споры не лезли, права не качали, а просто гнали тексты целыми сериями, получая неплохие гонорары.

Сейчас эти давние споры смотрятся скорее ностальгически. Фантастика в России в первые и особенно десятые годы всё больше впадала в ничтожество. О твёрдой НФ сейчас уже и говорить не приходится. Писатели поколения «учеников Стругацких» уходят. Из фантастики как-то сами собой выделились в отдельный жанр «попаданцы», ЛитРПГ, любовное фэнтези, фанфикшн. И опять же – те, кто пишут в этих направлениях, ни с кем не спорят, ни на что не претендуют, а просто набивают мегабайты текстов. Что-то даже издают, но большей частью эти тексту существуют в пространстве интернета, и авторов, опять же, это вполне устраивает.

С другой стороны, и реалисты из «большой литературы» ныне охотно прибегают к фантастике как художественному методу. И мне кажется, что с годами таких «перебежчиков» становится всё больше и больше. Другое дело, что с научностью в этой фантастики дела обстоят так же плохо, как и у «жанровых» фантастов, большая литература скорее склона к разного рода мистике, чудесности и тому, что можно назвать «городским фэнтези». Да, и тут, конечно, стоит напомнить, что главный писатель земли русской Виктор Пелевин и вовсе летает вне измерений, в том числе и литературоведческих.

Замечу в сторону: мне порой кажется, что подобно тому как в Янтарном цикле Желязны единственным настоящим городом был Амбер, а все остальные города и миры представляли собой его тени, так и в нашей литературе есть только один настоящий писатель – Пелевин, а все остальные лишь его тени, отбрасываемые на литературный процесс. Ну а так как в пелевинском творчестве присутствуют все темы и все жанры (Пелевин это действительно «наше всё», уж не знаю, к радости или к огорчению), то и его проекции оказываются крайне разнообразными, и даже порой кажутся противоположными и несовместимыми (хотя это лишь иллюзия, современная российская литература куда как целостнее, чем это порой выглядит). Впрочем, я подозреваю, что если копнуть глубже, то окажется, что и самого Пелевина тоже нет, он тоже лишь иллюзия, порождаемая литературным процессом. И вообще ничего нет, и то, что нам кажется современной российской литературой, это огромная машина иллюзий, в которой литературный процесс порождает Пелевина, чтобы тот, в свою очередь порождал литературный процесс. Так литературное колесо сансары крутится год за годом, и стоит только попасть в него, никогда оттуда не выберешься.

Ладно, возвращаясь к самому конкурсу. Представленные произведения как раз очень хорошо иллюстрировали проблему жанрового деления, потому что понять, где реалисты, а где фантасты было довольно сложно. При том, что перед жюри стояла в том числе и задача оценить соответствие представленных текстов жанру, хотя каким образом оценивать это самое соответствие решительно непонятно. Тем более в случае с мини-прозой, которая и сама по себе вообще-то самостоятельный жанр, да и жанровые признаки на таком объёме отследить куда труднее. Да и вообще, любая оценка в литературе очень и очень субъективна, но, полагаю, об этом известно каждому, кому доводилось участвовать в сетевых литературных конкурсах, где обычно от участников требуют высказывать своё мнение о произведениях других авторов. И вот читаешь потом десяток отзывов на один и тот же текст, и поражаешься тому, насколько отличается восприятие у разных людей. А в случае с чтением произведения вслух ещё и добавляется авторская манера чтения, интонации, артистизм, и это дополнительно усложняет задачу… Поэтому и об оценках тут говорить сложно. Впрочем, мне кажется, смысл мероприятия состоял не в том, чтобы обозначить позиции или показать разницу между «реалистами» и «фантастами» (как я уже говорил, ныне это уже отживший спор, перешедший в историю литературы), а в том, чтобы поддержать Семинар молодых писателей, да и просто собраться вместе, пообщаться, почитать тексты. Да и просто показать хотя бы самим себе, что литературная среда в Москве пока ещё существует.

Ещё мне как члену жюри предложили в дар за участие выбрать одну из книг, переданных авторами в поддержку семинара. Я выбрал сборник рассказов Леры Манович «Первый и другие рассказы». Поздравляю Леру с выходом этой книги. Хотя должен заметить, что её рассказы и по отдельности навевают печаль, а собранные в одной книге так и вовсе вгоняют в состояние близкое к депрессии. Но рассказы хорошие, что там говорить. С чеховским умением строить повествование на полутонах и с чеховским умением завуалировать ужас бытия за повседневностью. Когда просто два человека разговаривают, а ощущение, что вся жизнь или даже скорее весь мир рушится. Или уже разрушился, а эти двое пьют чай на руинах и делают вид, что всё у них нормально.

И опять же к слову о фантастичности. В рассказах Леры Манович ощущение «постапокалипсиса», пожалуй, не меньше, чем в «Безумном Максе», при том, что жанрово это реалистическая проза, никакой фантастики, а если что-то «мистическо-символическое» и появляется (как летучая мышь в рассказе «Молоко»), то в нём нет ничего такого, что не могло бы произойти в реальной жизни. А при этом ощущение как от Лавкрафта какого-нибудь. И ведь действительно, реальная жизнь создаёт такие ужасы, что на их фоне самые страшные готические фантазии порой выглядят лишь детскими страшилками. Вот и поди пойми, как здесь отделить фантастическое от реалистического.

Фотографии с вечера
https://www.facebook.com/profile.php?id=100001041655341&sk=photos&collection_token=100001041655341%3A2305272732%3A69&set=a.1359305694114139.1073742138.100001041655341&type=3&pnref=story

Спасибо Виктории Лебедевой за организацию вечера и за приглашение.
Tags: Ворчание, Книги
Subscribe

  • Подборка майских фото

    На майские праздники с трудом, но всё же удалось собраться с силами и вылезти из дома. В поселок художников на Соколе и ещё в одно малопопулярное (и…

  • Прогулка в парке

    Несколько фотографий с сентябрьской прогулки в Тимирязевском парке. Не помню точную дату, помню, что в тот день Кольта.ру устраивала фестиваль в…

  • Поездка в Питер. Фотографии.

    И в завершении отчёта о Санкт-Петербурге несколько фоток. 1. Ворота Новой Голландии. Классно же, да? А за ними, увы, мерзость запустения, и только…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments