?

Log in

No account? Create an account
Итоги года. Мировое. - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Итоги года. Мировое. [Jan. 3rd, 2017|09:12 pm]
olnigami
[Tags|]

Продолжаю подводить итоги 2016 года. Если в России, как я уже говорил, ничего интересного в этом году не происходило, то в мире творилось много всего разного, и не очень-то даже и легко вывести какое-то общее направление из всего происходящего. Понятно только, что кругом полно разных кризисных ситуаций, которые накладываются друг на друга, переплетаются, и как бы разные политические и общественные силы ни пытались из паутины кризисов выбраться, пока ничего не получается.

По отдельным событиям. Самое тягостное впечатление в минувшем году – это, конечно, война на Ближнем Востоке (или скорее даже совокупность войн, с центрами в Сирии и Ираке, плюс несколькими конфликтами вокруг). Гражданская война – всегда плохо. Тем более в условиях распада, когда нет даже чётко оформленных сторон войны, а есть огромное количество групп и группировочек, которые сражаются друг с другом и параллельно грабят и уничтожают тех, кто поддерживает противника. Или может поддерживать. Или просто чем-то не нравится. Ещё хуже, когда в гражданскую войну втягиваются внешние силы. Особенно когда они поддерживают разные стороны, в том числе и на всю голову отмороженных (а, к сожалению, после стольких лет войны не отмороженных практически не остаётся). При этом большие державы ведут себя в типичной имперской манере, то есть считают идущий конфликт войной между «дикарями», поддерживают тех «дикарей», которым по тем или иным причинам симпатизируют, пытаются их обелить, представить «дикарями, стремящимися к цивилизации», а их противников, напротив, представить бесчеловечными чудовищами. Особенно, конечно, это неприятно воспринимается в наше время, когда есть возможность читать источники разных сторон и в который раз убедиться, что пропаганда везде одинакова.

При этом большие державы ныне стараются не ввязываться в бой на земле, а предпочитают использовать бомбардировщики и дроны. Что опять же укладывается в столь любимую прогрессистами картину «высокотехнологическая цивилизация учит дикарей правильной жизни и устанавливает мир», а в реальности ведёт к ещё большему нагнетанию ненависти. Ещё одна тема, связанная с войной в Сирии – то, что туда активно едут люди из других стран, чтобы присоединиться к той или другой стороне. Это как-то неприятно напоминает гражданскую войну в Испании, которая стала своего рода репетицией Второй мировой. И ставит вопрос о новом большом конфликте, уже внутри глобального мира, причём описать этот конфликт не так-то и просто. Он явно не сводится ни к религиозному противостоянию, ни к классовому, ни к идеологическому, ни к национальному, а в той или иной степени включает в себя все эти противостояния, добавляя к ним новый конфликт между глобальным мироустройством и стремлением отдельных сообществ к независимости (причём более к культурной и религиозной независимости, чем экономической и политической).

Кстати, в связи с тем самым новым государством, само название которого запрещено в России (всё-таки имяславие из нашей культуры ни с чем не искоренишь), стоило бы вспомнить классическую историю, описанную Джоном Конрадом и впоследствии перенесённую Копполой в реалии вьетнамского конфликта. Историю о том, как человек, выросший на Западе, приезжает к «дикарям», объединяет их на основе религиозной идеи и выстраивает жестокое сообщество с пытками и убийствами, а затем ещё и пытается распространиться на соседние территории. Хотя у Конрада и Копполы и «цивилизаторов» немного, и ситуация выглядит скорее единичным случаем. А вот у тех, кого мы не называем, масштабы посерьёзнее, только вот от предшественников осталась сама идея вооружения местных жителей с помощью западных технологий, создания культа на основе местных традиций (большей частью, естественно, реконструированных самими же «цивилизаторами») и бесконечной войной. Так что на мой взгляд, в этом случае стоило бы говорить о некоем странном изводе колонизаторской политики, и война в Сирии приобретает помимо прочего ещё и оттенок войны между классическим империализмом великих держав и новым «сетевым» империализмом романтиков-энтузиастов.

Для России же эта тема особенно важна тем, что в Сирии воюет некоторое количество наших граждан, причём как минимум по две стороны баррикад, причём численность тех, кто воюет на стороне исламистов, насчитывают в несколько тысяч. Вообще-то тут впору говорить о том, что война в Сирии помимо многого прочего, это и ещё вынесенная вовне гражданская война в России, но по понятным причинам такие темы в российском медийном пространстве лучше не поднимать.

Ещё одно событие года, которое постоянно било по нервам, это выборы в США. Причём даже если и не хотелось за ними следить, всё равно доставали, потому что ну прям везде – в новостях, по радио, в фейсбуке… Лично я практически никакой разницы между кандидатами не видел. Ну да, одна бывшая левачка-хиппи, ставшая бюрократкой и предавшая почти все свои былые идеалы. Другой – мутный то ли бизнесмен, то ли шоумен, политический Протей, готовый ради победы принять какой угодно облик. Да, я сочувствовал американцам, вынужденным выбирать из двух равно неприятных кандидатов (хотя, как тут кто-то верно заметил: они хотя бы могут выбирать одно из двух зол, а мы даже такой возможности лишены). Да, я понимаю, что в США есть множество проблем в разных сферах общественной жизни (в том числе связанных и с тем, что демократы слишком долго находились у власти и слишком долго действовали наперекор более консервативных групп населения), и что для многих американцев выборы стали подходящим способом выразить своё неприятие правящим группам. Но вот чего я точно не понимаю, так это зачем в России уделяли столько внимания американским проблемам и столько полоскали мозги по всем средствам массовой информации.

Да, и отдельная неприятная тема – позиция американских христиан в связи с выборами. Когда они рассказывают, что, дескать, все евангельские верующие должны поддержать Трампа, потому что он где-то когда-то кому-то заявил, что принял Христа, это звучит несколько лицемерно. Просто все прекрасно понимают, что Трамп ради поддержки избирателя готов заявить и сделать всё, что угодно, хоть ислам принять, хоть идол Кришны гирляндами украсить. А если бы американские христиане заявили, что поддерживаются Трампа, потому что он, во-первых, противник мексиканской иммиграции, во-вторых, считает, что женщины и гомосексуалисты должны знать своё место, это было бы всё же как-то честнее.

И, наконец, что ещё как-то не радовало в мировой обстановке, так это правый, консервативно-националистический поворот в Европе. Я, опять же, понимаю, что многим надоела брюссельская бюрократия, многих раздражает поддержка мигрантов с Ближнего Востока и Африки, многие недовольны переносом производств из Европы, ну и так далее, там список претензий большой, да ещё и многообразный, включает в себя экономические, социальные, культурные аспекты. Но то, что в качестве ответной реакции на претензии выдвигаются правые, радикально правые и отмороженно правые политические деятели, мне совсем не нравится. Разным политическим силам становится всё труднее найти общий язык, причём по целому ряду вопросов, за умеренными подтягиваются более склонные к насилию и менее склонные к дискуссии политические силы. и это отнюдь не сводится к привычным противостояниям «левые против правых», «либералы против консерваторов», линий противостояния намечается куда больше, и я правда не знаю, что лучше – противостояние между двумя большими и институционально оформленными политическими группами или противостояние между несколькими мелкими группами, которые постоянно меняют структуру, наименование, политические требования… С другой стороны, стоит заметить, что нарастание «консервативного поворота» в Европе идёт не так уж бесповоротно и однозначно, как нам в России кажется. Мы в силу своего исторического опыта привыкли считать, что если уж одна партия или даже один представитель партии приходит к власти, то дальше всё политическое пространство подчиняется этой партии, все политики сразу перекрашиваются в другой цвет, а все несогласные уничтожаются или выдавливаются из страны. Но в Европе смена политики происходит отнюдь не так радикально, там скорее стоит говорить не о «левом/правом» повороте, а о корректировке курса. Опять же, умеренные силы там может быть не столь заметны в СМИ, но зато куда более заметны и влиятельны при обсуждении и принятии конкретных решений. Да и возможностей для адекватных дискуссий по разным вопросам в Европе куда больше, чем в России, и навык выработки компромисса куда более развит.

Так что интересно, как оно повернётся в ближайшие годы с Евросоюзом. Есть за чем понаблюдать.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: andrey_zorin
2017-01-03 07:53 pm (UTC)
==к сожалению, после стольких лет войны не отмороженных практически не остаётся
Вот у которых женщины без хиджаба ходят - те и не отмороженные.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: bobi4ka
2017-01-03 11:00 pm (UTC)
Правый национализм в Европе - всего лишь реакция на наглость и агрессию гостей, которые ведут себя так, будто они на этой земле хозяева. Да и нет никакого "национализма", потому что гостям нет даже никакого внятного отпора. Я думаю, предки европейцев - крестоносцы - просто в гробу вертятся, и за своих потомков им откровенно стыдно.

Что касается Сирии - самое тягостное впечатление производит не сама война, а то, как ловко она была развязана США и их союзниками под извечным предлогом несения "демократии" против "кровавого тирана". Везде благословенным Западом отрабатываются одни и те же методы десятилетиями, и везде, куда бы они ни влезли со своей демократией, - гражданская война, озверение, преступления против человечности и массовые жертва,

Отмороженные - те, кто христиан убивает, жжет церкви, продает женщин и головы режет. А кто их поддерживает - я уже сказала.
(Reply) (Thread)