olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Categories:

Итоги года. Мировое.

Продолжаю подводить итоги 2016 года. Если в России, как я уже говорил, ничего интересного в этом году не происходило, то в мире творилось много всего разного, и не очень-то даже и легко вывести какое-то общее направление из всего происходящего. Понятно только, что кругом полно разных кризисных ситуаций, которые накладываются друг на друга, переплетаются, и как бы разные политические и общественные силы ни пытались из паутины кризисов выбраться, пока ничего не получается.

По отдельным событиям. Самое тягостное впечатление в минувшем году – это, конечно, война на Ближнем Востоке (или скорее даже совокупность войн, с центрами в Сирии и Ираке, плюс несколькими конфликтами вокруг). Гражданская война – всегда плохо. Тем более в условиях распада, когда нет даже чётко оформленных сторон войны, а есть огромное количество групп и группировочек, которые сражаются друг с другом и параллельно грабят и уничтожают тех, кто поддерживает противника. Или может поддерживать. Или просто чем-то не нравится. Ещё хуже, когда в гражданскую войну втягиваются внешние силы. Особенно когда они поддерживают разные стороны, в том числе и на всю голову отмороженных (а, к сожалению, после стольких лет войны не отмороженных практически не остаётся). При этом большие державы ведут себя в типичной имперской манере, то есть считают идущий конфликт войной между «дикарями», поддерживают тех «дикарей», которым по тем или иным причинам симпатизируют, пытаются их обелить, представить «дикарями, стремящимися к цивилизации», а их противников, напротив, представить бесчеловечными чудовищами. Особенно, конечно, это неприятно воспринимается в наше время, когда есть возможность читать источники разных сторон и в который раз убедиться, что пропаганда везде одинакова.

При этом большие державы ныне стараются не ввязываться в бой на земле, а предпочитают использовать бомбардировщики и дроны. Что опять же укладывается в столь любимую прогрессистами картину «высокотехнологическая цивилизация учит дикарей правильной жизни и устанавливает мир», а в реальности ведёт к ещё большему нагнетанию ненависти. Ещё одна тема, связанная с войной в Сирии – то, что туда активно едут люди из других стран, чтобы присоединиться к той или другой стороне. Это как-то неприятно напоминает гражданскую войну в Испании, которая стала своего рода репетицией Второй мировой. И ставит вопрос о новом большом конфликте, уже внутри глобального мира, причём описать этот конфликт не так-то и просто. Он явно не сводится ни к религиозному противостоянию, ни к классовому, ни к идеологическому, ни к национальному, а в той или иной степени включает в себя все эти противостояния, добавляя к ним новый конфликт между глобальным мироустройством и стремлением отдельных сообществ к независимости (причём более к культурной и религиозной независимости, чем экономической и политической).

Кстати, в связи с тем самым новым государством, само название которого запрещено в России (всё-таки имяславие из нашей культуры ни с чем не искоренишь), стоило бы вспомнить классическую историю, описанную Джоном Конрадом и впоследствии перенесённую Копполой в реалии вьетнамского конфликта. Историю о том, как человек, выросший на Западе, приезжает к «дикарям», объединяет их на основе религиозной идеи и выстраивает жестокое сообщество с пытками и убийствами, а затем ещё и пытается распространиться на соседние территории. Хотя у Конрада и Копполы и «цивилизаторов» немного, и ситуация выглядит скорее единичным случаем. А вот у тех, кого мы не называем, масштабы посерьёзнее, только вот от предшественников осталась сама идея вооружения местных жителей с помощью западных технологий, создания культа на основе местных традиций (большей частью, естественно, реконструированных самими же «цивилизаторами») и бесконечной войной. Так что на мой взгляд, в этом случае стоило бы говорить о некоем странном изводе колонизаторской политики, и война в Сирии приобретает помимо прочего ещё и оттенок войны между классическим империализмом великих держав и новым «сетевым» империализмом романтиков-энтузиастов.

Для России же эта тема особенно важна тем, что в Сирии воюет некоторое количество наших граждан, причём как минимум по две стороны баррикад, причём численность тех, кто воюет на стороне исламистов, насчитывают в несколько тысяч. Вообще-то тут впору говорить о том, что война в Сирии помимо многого прочего, это и ещё вынесенная вовне гражданская война в России, но по понятным причинам такие темы в российском медийном пространстве лучше не поднимать.

Ещё одно событие года, которое постоянно било по нервам, это выборы в США. Причём даже если и не хотелось за ними следить, всё равно доставали, потому что ну прям везде – в новостях, по радио, в фейсбуке… Лично я практически никакой разницы между кандидатами не видел. Ну да, одна бывшая левачка-хиппи, ставшая бюрократкой и предавшая почти все свои былые идеалы. Другой – мутный то ли бизнесмен, то ли шоумен, политический Протей, готовый ради победы принять какой угодно облик. Да, я сочувствовал американцам, вынужденным выбирать из двух равно неприятных кандидатов (хотя, как тут кто-то верно заметил: они хотя бы могут выбирать одно из двух зол, а мы даже такой возможности лишены). Да, я понимаю, что в США есть множество проблем в разных сферах общественной жизни (в том числе связанных и с тем, что демократы слишком долго находились у власти и слишком долго действовали наперекор более консервативных групп населения), и что для многих американцев выборы стали подходящим способом выразить своё неприятие правящим группам. Но вот чего я точно не понимаю, так это зачем в России уделяли столько внимания американским проблемам и столько полоскали мозги по всем средствам массовой информации.

Да, и отдельная неприятная тема – позиция американских христиан в связи с выборами. Когда они рассказывают, что, дескать, все евангельские верующие должны поддержать Трампа, потому что он где-то когда-то кому-то заявил, что принял Христа, это звучит несколько лицемерно. Просто все прекрасно понимают, что Трамп ради поддержки избирателя готов заявить и сделать всё, что угодно, хоть ислам принять, хоть идол Кришны гирляндами украсить. А если бы американские христиане заявили, что поддерживаются Трампа, потому что он, во-первых, противник мексиканской иммиграции, во-вторых, считает, что женщины и гомосексуалисты должны знать своё место, это было бы всё же как-то честнее.

И, наконец, что ещё как-то не радовало в мировой обстановке, так это правый, консервативно-националистический поворот в Европе. Я, опять же, понимаю, что многим надоела брюссельская бюрократия, многих раздражает поддержка мигрантов с Ближнего Востока и Африки, многие недовольны переносом производств из Европы, ну и так далее, там список претензий большой, да ещё и многообразный, включает в себя экономические, социальные, культурные аспекты. Но то, что в качестве ответной реакции на претензии выдвигаются правые, радикально правые и отмороженно правые политические деятели, мне совсем не нравится. Разным политическим силам становится всё труднее найти общий язык, причём по целому ряду вопросов, за умеренными подтягиваются более склонные к насилию и менее склонные к дискуссии политические силы. и это отнюдь не сводится к привычным противостояниям «левые против правых», «либералы против консерваторов», линий противостояния намечается куда больше, и я правда не знаю, что лучше – противостояние между двумя большими и институционально оформленными политическими группами или противостояние между несколькими мелкими группами, которые постоянно меняют структуру, наименование, политические требования… С другой стороны, стоит заметить, что нарастание «консервативного поворота» в Европе идёт не так уж бесповоротно и однозначно, как нам в России кажется. Мы в силу своего исторического опыта привыкли считать, что если уж одна партия или даже один представитель партии приходит к власти, то дальше всё политическое пространство подчиняется этой партии, все политики сразу перекрашиваются в другой цвет, а все несогласные уничтожаются или выдавливаются из страны. Но в Европе смена политики происходит отнюдь не так радикально, там скорее стоит говорить не о «левом/правом» повороте, а о корректировке курса. Опять же, умеренные силы там может быть не столь заметны в СМИ, но зато куда более заметны и влиятельны при обсуждении и принятии конкретных решений. Да и возможностей для адекватных дискуссий по разным вопросам в Европе куда больше, чем в России, и навык выработки компромисса куда более развит.

Так что интересно, как оно повернётся в ближайшие годы с Евросоюзом. Есть за чем понаблюдать.
Tags: Ворчание
Subscribe

  • Ярославские диковины, часть 3

    Ещё немного впечатлений от поездки в Ярославль, связанных с местными, скажем так, необычностями. Рядом с отелем, где мы жили, стоит колесо…

  • Ярославские диковины, часть 2

    Продолжаю свой рассказ о чудесах и диковинах города Ярославля. В предыдущем очерке я удачно вспомнил «Город Зеро» Шахназорова, потому что буквально…

  • Ярославские диковины, ч. 1

    Свой день рождения в этом году (а в последнее время праздники прилетают с такой скоростью, что, кажется, только вот лёг спать после новогодней ночи,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments