olnigami (olnigami) wrote,
olnigami
olnigami

Categories:

О неправдоподобности в художественных произведениях

В продолжение прошлой темы «Иронии судьбы» – о ключе, который случайно подошёл к чужому замку, ну и вообще о сюжетодвигающей роли маловероятных событий и совпадений. Вспомнилось, что я как-то недавно думал о тех же вещах на примере книги Энди Вейра «Марсианин». Дело в том, что практически все, кто пишет о книге (и о её экранизации), упоминают о том, что таких мощных пылевых бурь, как та, что разразилась в начале фильма и стала причиной «робинзонады» главного героя, на Марсе попросту не бывает. Слишком уж там разреженная атмосфера. Многие к этому добавляют и то, что спасение героя в финале строится как цепочка крайне удачных совпадений, а целенаправленный «полёт» на воздухе, выпущенном из перчатки, попросту невозможен. И ведь «Марсианин» - это не сказка, не фэнтези, а самая что ни на есть хардкорная научная фантастика. Продуманная, рациональная, техничная, с максимально возможной научной достоверностью. И что же? Два самых важных элемента сюжета – завязка и кульминация – основаны даже не на «случайности», а на противоречащих физике событиях.

Так вот, на этом примере я задумался над тем, что, может, когда-нибудь литературоведение, окончательно ставшее к тому времени технической наукой, сформулирует теорему о литературной неполноте, гласящую, что в любом замкнутом сюжете существует как минимум один алогичный или противоречащий законам материального мира элемент. И что без этой самой недостоверности никакого сюжета не получается, точнее, художественности не получается, только документалистика.

Тут, правда, возникает вопрос, что считать алогичным и противоречащим законам. Особенно в том, что касается законов вероятности, там-то всегда есть хорошая отмазка «да, вероятность такого события крайне мало, но она не равна нулю!». Вот, например, какова вероятность того, что случайно встреченный во время снежной бури бродяга окажется потом вождём бунтовщиков, узнает героя и спасёт его от смерти. Или какова вероятность того, что двое случайно встретившихся в поезде попутчиков в скором времени почти одновременно окажутся наследниками больших состояний…

С другой стороны, в жизни вообще бывает много такого, во что с трудом верится. Да и многие писатели, мне кажется, сталкивались с тем, что какие-то детали, взятые ими из собственного опыта, дружно признавались читателями художественным вымыслом и, напротив, то, что писатель придумал, люди принимают за самые что ни на есть реальные факты. Тут, понятно, сразу возникает древний философский вопрос: где пролегает граница между реальностью и нашими представлениями о реальности. Но в эту бездну даже заглядывать страшно, и в саму тему, и в те мегатонные рассуждений, что вокруг неё наверчены. Интересно то, что художественная литература самим фактом своего существования, самим фактом возможности художественного вымысла манифестирует несовпадение ноумена и феномена, странный, волнующий зазор между тем, что «в жизни» и тем, что «в разуме» (опять же, при всей относительности этих понятий).
Tags: Ворчание, Книги
Subscribe

  • Ярославские диковины, часть 3

    Ещё немного впечатлений от поездки в Ярославль, связанных с местными, скажем так, необычностями. Рядом с отелем, где мы жили, стоит колесо…

  • Ярославские диковины, часть 2

    Продолжаю свой рассказ о чудесах и диковинах города Ярославля. В предыдущем очерке я удачно вспомнил «Город Зеро» Шахназорова, потому что буквально…

  • Ярославские диковины, ч. 1

    Свой день рождения в этом году (а в последнее время праздники прилетают с такой скоростью, что, кажется, только вот лёг спать после новогодней ночи,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments