?

Log in

No account? Create an account
Об архаических практиках - Флегматичный циник [entries|archive|friends|userinfo]
olnigami

[ website | My Website ]
[ О журнале | livejournal userinfo ]
[ Предыдущие записи | journal archive ]

Об архаических практиках [Feb. 25th, 2018|09:01 pm]
olnigami
[Tags|]

Сергей Шмидт (aka langobard) на днях задал интересный вопрос о том, чем объяснялась практика советской розничной торговли по разделению функций продавца и кассира, справедливо заметив, что такое разделение удлиняло процесс покупки и фактически создавало три параллельные очереди. Читатели в комментариях выдали ряд версий, который можно свести к тому, что в условиях среднего объёма торговли и жёсткого контроля за движением товаров такое разделение функций оказывается фактически единственно возможным. Формат супермаркета всё-таки предполагает и большую номенклатуру, и больше товаров, и готовность к мелким кражам товара, которые заранее планируются как неизбежные убытки и соответственно включаются в цену.

Кстати, сейчас об этом уже мало кто помнит, но в позднем СССР пытались внедрить и такую форму торговли, в народе эти магазины прозвали чудесным словом «самбери» (произносилось слитно, звучало как производное от «сомбреро», и я лично этимологию этого слова осознал только уже в зрелом возрасте).

Но что меня позабавило, в комментариях к постингу Сергея Шмидта все пишут об очередях в кассу как о факте, давно уже погрузившемся в толщу истории. А у нас в Коптево до сих пор работает магазин, в котором надо сначала подобрать товар, посчитать сумму, пойти в кассу, назвать сумму и с полученным чеком вернуться в отдел за товаром. Как в старые добрые времена, да. Вообще удивительно как у нас в Коптево сохраняются архаичные формы экономической жизни. Впрочем, у нас тут до сих пор существует и спокойно работает обычный колхозный рынок. Как ни пытаются его закрыть или реконструировать, а всё никак. Прошлой осенью опять снесли деревянные прилавки на основной площади рынка, хотя уже никто не понимает зачем.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: alek_morse
2018-02-26 01:01 am (UTC)
Никуда очереди в современном мире не исчезли.

Накануне вечером стоял в "Пятёрочке" в кассу в очереди из 10 человек. Хотя над головами висело объявление: "Если очередь больше пяти - звоните, мы поможем". Работала одна кассирша, вторая, судя по объяснениям, сдавал инкассаторам деньги.

Но очереди сейчас менее распространённое явление в ритейле, и образуются от случая к случаю.
(Reply) (Thread)
From: karajel
2018-02-26 09:45 am (UTC)
В Екатеринбурге так работала промэлектроника в рознице. Думаю у них это работает из-за огромного ассортимента комплектуюущих и их поиском на складе. Продавец проверяет в компьютере, рисует цену на листочке и отправляет в кассу, а сам идет на склад. Там 6 отделов вроде, всего одна касса и к ней обычно меньше очередь чем в отделах.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kovaleva
2018-02-26 10:35 am (UTC)
у нас в чертаново был один универсам, где все было как в супермаркете, только с драками за выброшенный сыр и мясо. какая жалость, что я только сейчас узнала слово "самбери", я бы его так и называла.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: finnskij
2018-03-20 08:50 am (UTC)
Первые два универсама помню с 9-го класса, это 1978 год. Слово "самбери" услышал тут впервые. В Свердловске Универсам №1 начал работу в 1972 году.
(Reply) (Thread)